Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

41.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

41.Источники  и факторы формирования  содержания школьного  образования.

      Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности.

      Под содержанием образования будем понимать содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особо организованная деятельность. То есть систему научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей – общественный опыт, который отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека. Оно охватывает содержание материала и характер учебной деятельности, то есть ЧТО и КАК учить.

      Содержание  образования характеризуется триединством своих компонентов:

  • Усвоение опыта
  • Воспитание качеств поведения
  • Физическое и умственное развитие

      Источниками формирования содержания школьного образования, являются культура и социальный опыт. В опыте существуют более определенные источники, формирующие содержание школьного образования, определяющие факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности (практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная). Комплектование содержания образовательного материала осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. Как следствие этого содержание отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. При формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. Для этого в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Что способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

      В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Требования к образованию выдвигает общество, изменяющееся под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор, поэтому есть такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение – то, что обеспечивает государство, в соответствии с госстандартами в образовании

      Основанием  отбора содержания школьного образования  служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие для определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.        

      Принципы  отбора содержания образования Лернера  сводятся к следующему:

- в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Основы наук – совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

- в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;

- в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;

- в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

- сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

- в содержание  образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

- необходимо реализовать межпредметные связи.

  Б.Т.Лихачев выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области искусства; из области труда; из области физического развития.

      К общеметодологическим принципам относятся:

- общеобразовательный характер учебного материала;

- гражданская и гуманистическая направленность содержания;

- связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

- основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

- интегративность изучаемых курсов;

- развивающий характер учебного материала;

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

- взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

- эстетические  аспекты содержания образования.

  Среди специальных принципов выделяются

принципы формирования содержания  предметов науки:

  • принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки;
  • принцип политехнизма;
  • принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

      Принципы формирования содержания из области искусства:

    • принцип единства идейного содержания и художественной формы;
    • принцип гармоничного культурного развития личности;
    • принцип идейной общности и взаимосвязи искусств;
    • принцип учета возрастных особенностей.

   Принципы формирования содержания из областей труда и физического развития

-принцип общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;

- принцип  связи труда с наукой:                

-принцип соответствия детского труда требованиям современных профессий.

      Проанализировав все предыдущие принципы можно прийти к выводу, что система конструирования содержания образования, полностью отражается в следующих трех основных принципах, а именно:

  1. принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;
  2. принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения  при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;            .
  3. принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

      Указанные принципы являются главными ориентирами  того, что следует, а что не следует  включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора ( Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). 

1. Критерий целостного отражения  в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельно мыслящего человека демократического общества, предусматривающий  выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов науки, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.

2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях - что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и др.

3. Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

      Таковы  принципы, факторы и общедидактические  критерии формирования содержания общего школьного образования. Кроме них существуют еще и факторы, определяющие структуру специального и политехнического образования. Отметим только, что на сегодняшний день четкого представления объекта и предмета политехнического образования в педагогической науке нет. Утверждение, прозвучавшее в последнее время о том, что политехническое образование представляет собой область пересечения фундаментального и технологического образования, — не вызывает возражений; сомнения возникают, когда предпринимаются попытки определить объект и предмет политехнического образования. На этом уровне любые высказывания относительно политехнического образования звучат весьма неопределенно и скорее являются гипотетическими, нежели педагогическими аксиомами.  

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"