Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

21.doc

— 31.50 Кб (Скачать документ)

21.Характеристика  основных систем  обучения и форм  организации учебных  занятий.

      Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя  и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме над определенным содержанием учебного материала, отличающаяся сочетанием коллективного и индивидуально обучения, степенью самостоятельности учащегося, способом управления учителя.

      В нее входят цели, методы, содержание образования, средства обучения. 

      Классно-урочная  система – форма организации обучения.

Классная  – все учащиеся сгруппированы в классы по ур-ню знаний и возрасту.

Урочная – учебный курс разделен на разделы, темы, уроки (по нисходящей).

Предметная – так как учебный курс представляет собой систему предметов.

      Классно-урочная система была предложена Я. А. Коменским в 17 веке на смену индивидуально-групповой системе (группы формировались независимо от возраста учитель давал индивидуально задание и проверял его – монастыри, рыцарские школы). Коменский предложил одновременное обучение группы учеников одним педагогом, состав группы при этом должен быть постоянным. Эта система появилась, когда возникла потребность в массовом образовании.

      Она отвечает требованиям педагогики и  психологии, вытекающим из закономерностей  процесса усвоения учебного материала: усвоение нового материала происходит небольшими порциями, планомерно и последовательно, с чередованием различных видов умственной и физической деятельности, благодаря чему несколько предметов изучаются параллельно и уроки чередуются.

      Эта система обеспечивает единство обучения по всей стране, облегчая планирование и составление программ по предметам. Облегчает воспитание чувства коллективизма, предполагая применение фронтальных, а также индивидуально-групповых  форм работы с классом.

      Недостатки: оставление на второй год неуспевающих только по одному-двум предметам, невозможность  досрочного прохождения программы  учащимися, затруднительность индивидуального  подхода, ориентировка на среднего ученика.

      Лекционно-семинарская  система – когда новый материал дается на лекциях, а его закрепление проводится на семинарах. Данная система имеет большее применение в высшей школе, так как там существует большая степень самостоятельности учащихся. Недостаток лекционной системы в том, что обратная связь осуществляется только на семинарах, но зато удается дать большой объем информации на лекции, а семинары предполагают самостоятельную работу, то есть самостоятельный поиск информации – более прочное ее усвоение. Приемлема в высшей школе, потому что предполагает умение самостоятельную работу, навыки которой должны даваться в школе.

      Дальтон план – распространен в США, индивидуализация обучения, предоставление каждому ученику обучаться самостоятельно и своим темпом, отрицание урока и учителя.

      Бригадный метод – (получил развитие в СССР в 30-е годы.)направлен на коллектив: работает бригада, а отчитывается бригадир, но остальные ученики при этом получалось просто присутствовали, а основную работу выполнял бригадир, эта система себя не проявила, так как вела к снижению индивидуальной работы каждого.

      Формы организации учебных занятий:

Лекция. Преподаватель системно и последовательно (монологически) излагает и объясняет материал по целой теме, а ученики слушают и записывают информацию, иногда задавая вопросы.

Плюсы – научность, системность, доказательность, активизация творческого мышления за счёт проблемности изложения (вопросы  препода себе, внутренний диалог). Очень  важны личностные качества лектора (речь, коммуникабельность и т.д.)

      Структура:

1 вводная  часть – тема, план и задачи, актуальность.

2 основное  содержание – раскрытие темы  лекции.

3 заключение  – подведение итогов, выводы и  обобщения.

      Виды:

Телелекция - + высококвалифицированные лекторы, объем вещания, современные информационные средства.

      • отсутствие обратной связи

Лекция  вдвоем – обсуждение темы двумя  специалистами разных отраслей (почти  дискуссия)

                   + плюрализм мнений, формирование  целостного представления о предмете  лекции.

Семинар. В процессе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с источниками информации, а на семинаре идет активное обсуждение, дискуссия и выступления докладчиков, где они под руководством учителя делают обобщения и выводы по теме. Учащиеся либо получают темы докладов персонально, либо общий список вопросов для подготовки.

+ развитие  ученика, за счет свободного  оперирования приобретенными знаниям,  доказательства своих взглядов, умения полемизировать, умение выделения  главного, сопоставление нескольких  источников, умение сформировать  свою точку зрения, выводы и обобщения. Повышает уровень осмысления и обобщения учебного материала. Приучает к самообразованию.

- применимы  в основном при изучении гуманитарных  дисциплин.

Конференция. Очень близка по проведению к семинару, но учащиеся готовят доклады-сообщения – результат их самостоятельной научно-исследовательской деятельности, обсуждаются более сложные и значимые проблемы, могут длиться несколько дней, в них часто принимают участие ученые.

Урок. Логически законченный целостный элемент учебно-воспитательного процесса, интегрирующий в себя цель, содержание, средства и методы образования. Самая распространенная форма обучения, так как обладает наибольшей подвижностью и динамичностью структуры, позволяющей изменять её в зависимости от целей на данном этапе.

Виды  урока:         - формирования и совершенствования умений и навыков

      • обобщения и систематизации знаний
      • повторения и закрепления
      • контрольно-проверочные
      • комбинированные (самые эффективные!) сочетание решения нескольких дидактических задач

+ возможность  сочетания групповой и индивидуальной деятельности, высокая степень обратной связи, разные формы: проблемный урок, урок-лекция, семинар и т.д.

Практикум. Проведение в лабораторных условиях (химия, физика, информатика и др.). Высокий уровень самостоятельности учащихся и творческое отношение к выполнению работы. Высокий уровень усвоения, так как работа выполняется самостоятельно и сопровождается высоким уровнем заинтересованности (мотивации). Особенность – каждый ученик выполняет все (!) пункты работы. 
 

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"