Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

07.doc

— 31.00 Кб (Скачать документ)

7. Развивающее обучение.

Развивающее обучение – ориентация  учебного процесса на потенциальные возможности  человека и на их реализацию. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребёнка, становления у  него новых качеств ума, внимания, памяти  и других  сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности не противопоставляется развитию, а является его стороной. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в  совместном поиске, когда ребёнок не получает готовых знаний, а направляет свой ум и волю. Даже в минимальном участии  в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в  овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимости между данными и искомыми, известными и неизвестными. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действий ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новую ступени интеллектуального и личностного развития. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения -  организация учебной деятельности ученика, направленная на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использовании в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Основой учения в структуре развивающего обучения является связь «цель -  средство - контроль», а центральным технологическим звеном – самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребёнка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступает в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий. Предметом деятельности в структуре развивающего обучения является не усвоение как такового, а собственно учебная деятельность, в процессе   конструирования и осуществление которой и происходит усвоение. ЗУНы, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условия дальнейшей деятельности  ученика, в ходе которой происходит развитие учащегося. В теории развивающего обучения в деятельности различают рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образование. Предметный план деятельности образуют действия и операции с объектом -  знаками или вещами, материальными или идеальными. Рефлексивно-личностный план определяется отношение индивида к совершаемой деятельности. Развитие деятельности осуществляется в основном за счёт рефлексивно-личностых образований. Общее в содержании учебной деятельности школьников – умение, которые, с одной стороны, являются исходными в совершенствовании и развитии познавательных и преобразовательных процессов в деятельности школьников, с другой – представляет собой результат, синтез всех тех приобретений, новообразований, которые были накоплены ребёнком на предыдущих стадиях его обучения и развития. В рамках этих 3х групп умений формируется действия, которые должны выполнять учащиеся: планирование способов получения требуемого результата, моделирование предполагаемого результата, контроль соответствия и диагностика причин несоответствия полученного результата требуемому, прогнозированию и выбор рационального варианта действий, корректирование исходного плана с целью совершенствования результата.  В ходе выполнения этих действий ученик представляет себе объект деятельности, конечную или промежуточную цель, мысленно конструирует процесс достижения этой цели; сопоставляет компоненты, входящей в цикл деятельности с их полным составов, анализирует отличия и связанные с ними особенностями изучаемого процесса, их влияния на объект деятельности. На основе такого анализа ученик объясняет изучаемое явление и определяет методы работы с ним. Важнейшее условие развивающего  обучение- педагогическое предвидение (предвидение учителя) и предвидения ученика. Реализация предвидения ученика связана со знанием им инварианта, который лежит в основе различных видов деятельности и методы деятельности. Применяются различные варианты вовлечения учащегося в конструирование собственной учебной деятельности:

  1. Учащимся предлагается на основе накопленного опыта самостоятельно составить и осуществить общий план деятельности по решению задач
  2. Даются готовая инструкция (план, алгоритм…) по решению задач, образец её применения и задания для самостоятельной работы. Затруднения анализируются коллективно
  3. После решения задач по новой теме по плану, предложенным учителем, при переходе к следующей теме учащиеся составляют план самостоятельно
  4. На основе общего плана работы и методов его конкретизации учащиеся составляют вариант плана соответственно по теме занятия и закрепляет его в процессе решения задач
  5. На конкретном примере учащихся обучают решению задач по заданной теме, разделу.  Сконструированные планы используются затем при решении определённых классов задач.
  6. Формируется обобщённый приём составления планов и воплощение их в реальной учебной деятельности путём выделения её компонентов: образ (цель) конечного результата; объект преобразования (его состав и структура, свойства); средства планирования и порядок разработки и использования планов в конкретной учебной деятельности.

Способы вовлечения учащихся в активный процесс  учения различаются прежде всего  уровнем самостоятельности школьников в конструировании собственной деятельности.            

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"