Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

06.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

6.Теория  программированного  обучения и алгоритмизаци

      Программированное обучение (ПО) – система учебной  работы с опосредованным программным  управлением познавательной деятельности учащихся.

      Программированное обучение предложил Скиннер, положив  основу два требования:

  1. уйти от контроля и перейти к самоконтролю.
  2. перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

      Также в основе лежат два закона психологии:

  1. Закон подкрепления – если связь между стимулом и реакцией сопровождается удовлетворением, то прочность связи возрастает и наоборот. То есть после каждого ответа необходимо либо поощрять правильный ответ, либо критиковать ошибку.
  2. Закон упражнений – чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.

       

      Так как функция обучения – передача знаний будущим поколениям предыдущими, а задача педагога – управление процессом обучения, то ПО заключается в работе по отдельной программе, алгоритму, которая управляет обучением опосредованно через ЭВМ или программированный учебник.

      Под управлением понимается взаимодействие управляющей системы и управляемой в соответствии с поставленной целью. В нашем вопросе целью может выступать формирование человека адекватного потребностям общества. Цель раскрывается через объем знаний, умений навыков (ЗУН), с указанием вида психической деятельности, на уровне которой они сформированы (память, мышление и т.д.), и через уровень сформированности свойств знаний: обобщенность, прочность, автоматизация.

      ПО  использует кибернетические принципы для управления педагогическим процессом. Как следствие этого, по отношению к учебному процессу программирование – методика создания программы решающей задачи по управлению учебной деятельностью учащихся, в процессе решения ими познавательной задачи. 

      Программирование  строится по следующим фазам:

  • Анализ и выбор структуры обучающей программы соотнесение её с поставленной целью.
  • Психолого-педагогический анализ познавательных возможностей ученика и выбор структуры учебных процедур по каждому понятию.
  • Написание текстов программы адекватных целям.
  • Контроль достижения цели, проверка и коррекция работы.
 

      Под учебной программой понимается специфическое изложение учебного материала с учетом принципов управления познавательной деятельностью учащихся. Она обеспечивает эффективное усвоение учащимися определенной информации, развитие мышления и умение самостоятельно решать проблемы.

      Для программирования отбирается материал:

  1. Объективно новые знания и умения.
  2. Строго классифицированный и структурированный материал.
  3. Не рационально программирование повторения, напоминания и расширение представлений.
 

     Существуют  три вида программ:

  1. Последовательная (Линейная) (разработчик бихевиорист Скиннер) – все учащиеся в одной и той же последовательности прорабатывают кадры программы, переходы между кадрами не зависят от ответа.

     

   Минус этой программы – она должна быть ориентированна на самого слабого ученика, таким образом сильному ученику  будет скучно работать с программой, и его мотивация снизится.

  1. Последовательная с приложениями – учащемуся предлагается возможности обратиться к справочному материалу, находящемуся в программе, и он сам решает делать это или нет.

 
 
 
 

  1. Разветвленная (Краудер) – самая лучшая программа и самая сложная по

созданию. Система кадров, где в зависимости  от ответа идет переход на нужный кадр: либо к повторению, разъяснению и закреплению в случае ошибочного, неполного или неточного ответа, либо к следующей теме, если ответ верен.

Ошибка  ведет за собой разъяснение и  возврат к начальному вопросу  или к ему подобному. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рассмотрим  технологию ПО.

      Как уже было сказано раньше, ведущим  понятием в определении технологии будет выступать цель, уровень  её достижения оценивается по критериям  эффективности.

      Критерий  оценки – способ установления наличия  явлений и их свойств, уровень  сформированности данного явления.

      Средством оценки выступает система тестов, но так как тестовые системы везде  разные, то отсутствует единая система  оценки, единый стандарт. И иногда при  одинаковой программе и одинаковых ответах на разных оценочных машинах  получаются разные результаты.

      Беспалько в качестве критерия оценки предлагает 4 уровня усвоения:

      1.Знакомство  – узнавание.

      2.Репродукция.

      3.Умение.

      4.Трансформация  – перенос знаний.

      Недостатки ПО:

  • Однако легко показать, что учащиеся, блестяще работающие на 3 уровне, могут не справляться с 1. что усложняет оценку. Так как в ПО применяется математический аппарат оценки (количество положительных ответов), то, как следствие этого, не учитывается психологический компонент и по нему нет обратной связи. Существует лишь внутренняя обратная связь – учащийся сразу или после прохождения определенного этапа программы узнает правильность своих ответов.
  • Оценивается верность результата, а не путь его достижения, что влияет на коррекцию. То есть невозможно определить где, на какой стадии деятельности, допущена ошибка.
  • Результатом этого является то, что вывод об эффективном управлении учебным процессом с возможностью коррекции и оценки не только результата, но и пути его достижения, его экономичности с помощью программированных учебников и ЭВМ невозможно.
  • Еще одна проблема ПО – формальный подход к выполнению действий по алгоритмам, когда автоматизм возникает на уровне выполнения задачи, и путь ее решения не осознается.
  • Сложно в применении по отношению к гуманитарным наукам (литература, история, философия и т.д.).
  • Трудно осуществить формирование единой методической схемы, единой логики в изучении по ПО различных наук, чтоб не было перестройки сознания между различными дисциплинами.
  • ПО не может существенно облегчить преодоление проблем увеличения объема знаний и сокращения сроков обучения, что зависит от пропускной способности мозга.
  • Программа может корректировать только обучение, а не воспитание.
  • Не учитывается готовность учеников к обучению.
 

      Достоинства ПО:

  • ПО предназначено для изучения дисциплин основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях и его главная задача – выработка автоматических навыков.
  • ПО дает возможность гарантированного формирования знаний всех учащихся на любом уровне. Традиционные методы не дают достижения уровня всей системой, так как не обладают управлением, которой позволило бы осуществить наблюдение всякой учебной процедуры учеником.
  • Работа педагога облегчается, так как он передает всё управление обучением образовательной части программы, а себе оставляет лишь воспитательный компонент.
  • При использовании ПО каждый ученик, несмотря на наполняемость группы, получает индивидуальный подход и контроль.
  • Любой учащийся получает постоянное и непрерывное слежение за своим трудом, за счет программы.
  • Рост информации достигает высоких темпов, при этом в ПО не наблюдается поверхностного усвоения знаний и снижение качества, как при экстенсивном увеличении объема информации традиционных подходов.
  • В ПО делается большой упор на активизацию познавательной деятельности ученика, и предоставляются методы управления деятельностью.
  • Широкое поле для применения технических средств.
 

      В завершение можно сказать, что основной упор ПО сделан на активный подход учащихся к получению знаний, то есть при  ПО необходима активная позиция ученика.

      Связь с проблемным обучением: проблемное обучение, несмотря на ту же технологическую цепочку, изучает и учит навыкам решения задач (рассматривает процесс), а программированное обучение оценивает результат.

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"