Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

28.DOC

— 37.00 Кб (Скачать документ)

28.Сущность  процесса обучения. Функции обучения  и его виды.

Понятие "процесс обучения" в условно-отвлечённом виде охватывает взаимодействие только 2-х сторон: учителя и ученика, показывая зависимость педагогических, обучающих воздействий учителя от закономерностей познавательной деятельности самого ученика.

Процессы  учения и обучения (преподавания) представляют собой 2-е особые и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приёмов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей. Система работы учителя м.б. эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимание того, как происходит в сознании учащегося отражение и преломление всего того, что они воспринимают в ходе учебного процесса. В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчёркивается взаимодействие учителя и учащегося - однако, надо подчеркнуть руководящую и направляющую дея-ть учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащегося всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит  также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов их учебного труда. Познавательная активность – важнейшее условие осуществления процесса учения и характеристика самих познавательных действий учащихся. Без активности учащегося в его учении, по существу, процесс обучения не состоится. Активизация познавательной деятельности (или активизация учения) учащихся - это система действий учителя, создающего стимулы, побуждающие учащихся активно включатся в работу по овладению учебным материалом. Активизация  учения – это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач, выдвигаемых учителем. Познавательная активность – характеристика деятельности учащихся, активизация познавательной деятельности – характеристика целенаправленной деятельности учителя в процессе обучения. Т.О. концепция активности, характеризующая сущность процесса обучения, получает отражение в  системе активных, познавательных действий учащихся, совершаемых ими в рез-те активно побуждающих действий учителя.

Рассматривая  сущность процесса  обучения, М. А. Данилов обращает внимание на характеристику движущих  сил процесса  обучения, в результате действия которых происходит само развитие процесса, начинает проявляться  познавательная активность учащихся. Такой  движущей  силой процесса  обучения явл. противоречия между  выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем  ЗУН учащихся, их умственным развитием. Выделяют целый ряд более  частных противоречий: между пониманием материала учителем и учащимся, между имеющимися умениями и навыками, между логикой изложенного материала и процессом усвоения его учащимися и т. д. Всё это создаёт внутреннюю  основу движения обучения. Сущность этой борьбы – как только учащийся осознаёт несоответствие, он как бы получает сигнал к  действию, направленному на поиск путей его преодоления, получая в этом поиске направляющее руководство и помощь со стороны учителя (кратко: учитель создаёт эти  противоречия, чтобы активизировать познавательную деятельность  учащихся). Современная дидактика исходит из того, что при решении учебно-воспитательных задач перед учителем,  организующим познавательную деятельность  учащихся, должна стоять конкретная цель в единстве 3-х её составляющих компонентов: обучения (обеспечения усвоения какой-то части уч. материала), воспитания (формирование основ мировоззрения и каких-то личностных качеств) и развития (развитие умственных сил и познавательных способностей учащихся, изменение их отношения к  уч. труду и т. д.). Цель – как мысленное представление конечного рез-та педагогической  деят-ти  - определяет отбор целесообразных действий учителя для его достижения. Правильно определённая цель – очень важный побудитель к действию. Изучение уч. предметов в школе организовано таким образом, что уч. материал делится на относительно небольшие части, каждая из которой изучается основательно, и  в процессе овладения ею осуществляется контроль усвоения. Т.О. учитель как бы ведёт ученика по лестнице со ступени на следующую ступень, а на каждой ступени они совершают определённый цикл как познавательных действий. Процесс обучения совершается не только как процесс перехода  с одной ступени в овладевании уч. материалом  к другой, на которой усваивается другой, более сложный материал, - это одновременно и процесс роста познавательных сил и возможностей ученика, в том числе и развитие  способности и умений самостоятельно добывать  знания в будущем. 

ВИДЫ

В современной  школе используется 3 относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения.

  • объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
  • Проблемное (ПбО);
  • Программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризированное обучение (КО);

Объяснительно-иллюстративное. Объяснение в сочетании с наглядностью главные методы такого обучения, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности.

"+" экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание  сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

"-" преподнесение готовых знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации уч. процесса.

Проблемное  обучение (ПО) основная цель ПО - улучшение управления уч. процессом. ПО направила свои усилия на создание такой технологии уч процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему  своевременную помощь. У истоков ПО стояли Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, и "наши " учёные Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, А. М. Матюшкин и др. Особенности ПО заключаются в следующем:

  • Уч материал разделяется на отдельные порции;
  • Уч процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  • Каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием);
  • При правильном выполнении контр.  заданий уч получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения (при неправильном ответе уч получает помощь и дополнительные разъяснения);
  • Каждый уч работает  самостоятельно и овладевает учебным  материалом в посильном для него темпе;
  • Рез-ты выполнения всех контрольных фиксируются, они становятся известными как самому ученику (внутренняя обратная связь) так и педагогу (внешняя обратная связь);
  • Педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляется индивидуальный подход;
  • В уч процессе широкое  применение находят специфические средства ПО (программированные уч пособия, тренажёры, обучающие машины).

Компьютерное обучение 

Определились  главные направления эффективного использования ЭВМ:

1-повышение  успеваемости по отдельным уч  предметам (математике, географии,  родному языку и тд);

2-развитие  общих когнитивных способностей - решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.

Программированное и компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному  результату, предписывает учащемуся  состав и последовательность уч деятельности, необходимые для полноценного усвоения  знаний и умений. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от  качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью.

Качество  компьютерного обучения обуславливается 2-мя факторами:

  • Качеством обучающих программ;
  • Качеством вычислительной техники;

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"