Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Педагогика и психология".

Работа состоит из  50 файлов

Проблемы воспитания в современной России.doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)

Концепция воспитания в современной  России (Крившенко) плюс Закон Об образовании

Утверждение официальной, принятой в стране концепции  воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг.

В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, которое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жизни мира и общества».

Таким образом, сегодня для выработки  концепции воспитания в России имеется целый ряд условий и источников, а именно:

  • социально-экономические и культурные условия в стране;
  • история отечественного образования и культуры;
  • опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий;
  • общее  поступательное движение  образования  от  принуждающей

школы к свободной.

Как уже  сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое  желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской «педагогики насилия» (пишем в кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции.

Так, в  Законе РФ «Об образовании» можно  найти непрямые формулировки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной и картины мира, интеграцию личности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» есть также непрямые указания на цели воспитания в стране: система образования служит интересам «формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности». Одной из задач   системы   образования  является   «усиление   воспитательной   функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе».

В последние  годы наиболее серьезный анализ ценностей  как основы для определения целей  воспитания сделан Н. Д. Никандровым  в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо считает, что смена ценностей в стране, а это происходит в нашем обществе и происходит болезненно для большинства людей, отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д. Никандров в своей книге.

Цель  социализации и воспитания — «патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей и относительно-дифференцированного распределения благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, качеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию как реальное народовластие, но понимающий и ограниченность ее современных форм в России; быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальными методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности». 
 
 

Проблемы  воспитания в современной  России

С социальными  проблемами воспитания сталкиваются в  любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые  разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны. То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа само воспитание становится социальной проблемой.

В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных  обществ, изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений.

Поэтому картина мира современного взрослого  и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым  исследованиям и дошкольника - есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют - существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.

Воспитание  как социальная проблема - это значительно  шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу  возникает вопрос: как может реагировать  система образования, воспитание в  системе образования на такую ситуацию?

Е.Е. Чепурных говорил: «Когда у взрослых и у  младших картины мира существенно  различаются, то первыми шаг навстречу  младшему должны делать взрослые. А  для этого, пользуясь образным выражением одного итальянского драматурга, взрослым надо постоянно учить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с этим новым поколением». Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным ограничением: мы можем очень много говорить о необходимости диалога в воспитании и вообще о единственно возможном сегодня воспитании - идеологическом воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши взрослые, если хотите, культурно, генетически не готовы изменить стиль взаимодействия и вести идеологическое взаимодействие. Они в этом не виноваты. Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, которые тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущностной характеристикой взаимодействия старших поколений с младшими.  

Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный европеец в России - правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.

Только  последние год-два государство стало лихорадочно искать те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой. 

Приказ об аттестации.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Правовое воспитание учащихся.doc

— 53.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Понятие о методах и средствах воспитания.doc

— 49.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Патриотическое воспитание.doc

— 54.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Патриотическое воспитание. Бонус. Закон..doc

— 45.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Духовно-нравственное образование.doc

— 38.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

43 психолого-пед поддержка.txt

— 2.86 Кб (Скачать документ)

42 воспитание в коллективе.txt

— 5.03 Кб (Скачать документ)

40 гражданское воспитание.txt

— 4.63 Кб (Скачать документ)

39 системный подход.txt

— 4.47 Кб (Скачать документ)

41 девиантное поведение.txt

— 2.25 Кб (Скачать документ)

38 эстетическое воспитание.txt

— 4.30 Кб (Скачать документ)

36 зак-ти и принципы воспитания.txt

— 6.18 Кб (Скачать документ)

37 психология старшего школьника.txt

— 6.79 Кб (Скачать документ)

34 Система образования в РФ.txt

— 1.57 Кб (Скачать документ)

35 организационные формы обучения.txt

— 8.21 Кб (Скачать документ)

32 Пример как метод воспитания.txt

— 5.26 Кб (Скачать документ)

33 Урок как форма обучения.txt

— 3.68 Кб (Скачать документ)

30 специфика пед деят-ти. автор, демакр, либер.txt

— 3.98 Кб (Скачать документ)

31 учебно-познавательная деят школьника.txt

— 3.14 Кб (Скачать документ)

28 Методика работы классного рук-ля. КТД.txt

— 7.12 Кб (Скачать документ)

29 Содержание базового образования.txt

— 2.56 Кб (Скачать документ)

27 личностно-ориентированное образование.txt

— 4.56 Кб (Скачать документ)

25 Проблема образования в РФ. Программа развития образования.txt

— 2.69 Кб (Скачать документ)

26 Физическое воспитание.txt

— 3.51 Кб (Скачать документ)

23 цели и содержание воспитания.txt

— 3.15 Кб (Скачать документ)

24 факторы развития и формирования личности.txt

— 5.26 Кб (Скачать документ)

21 методы и средства обучения.txt

— 3.91 Кб (Скачать документ)

22 Роль детских и молодежных движений.txt

— 4.44 Кб (Скачать документ)

19 функции процесса обучения.txt

— 5.47 Кб (Скачать документ)

20 работа школы с родителями.txt

— 4.84 Кб (Скачать документ)

17 Методология и методы педагогики.txt

— 3.08 Кб (Скачать документ)

18 планирование работы.txt

— 8.63 Кб (Скачать документ)

15 проблема проверки учебных достижений.txt

— 3.07 Кб (Скачать документ)

16 сущность процесса воспитания.txt

— 2.59 Кб (Скачать документ)

13 педагогические ситуации и задачи.txt

— 8.04 Кб (Скачать документ)

14 трудовое воспитание.txt

— 5.77 Кб (Скачать документ)

12 поощрение и наказание.txt

— 5.81 Кб (Скачать документ)

10 воспитательная система школы.txt

— 3.87 Кб (Скачать документ)

11 технологии обучения.txt

— 3.44 Кб (Скачать документ)

08 Инновации в образовании.txt

— 7.70 Кб (Скачать документ)

09 категории педагогики образ-ие воспитан и обучение.txt

— 4.90 Кб (Скачать документ)

07 предмет и задачи педагогики.txt

— 5.28 Кб (Скачать документ)

05 закономерности и принципы дидакики.txt

— 3.53 Кб (Скачать документ)

06информатизация образования.txt

— 8.58 Кб (Скачать документ)

03 цели образования.txt

— 7.92 Кб (Скачать документ)

04 псих-пед диагностика.txt

— 4.61 Кб (Скачать документ)

01сущность обучения.txt

— 3.94 Кб (Скачать документ)

02повышение квалификации.txt

— 6.07 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"