Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Педагогика и психология".

Работа состоит из  50 файлов

Проблемы воспитания в современной России.doc

— 42.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приказ об аттестации.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Правовое воспитание учащихся.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Правовое  воспитание учащихся.

Правовое   воспитание  представляет собой  целенаправленное, организованное и  систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое   воспитание  есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и  целенаправленный процесс воздействия  на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных  правовоспитательных форм, средств  и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

«Правовое   воспитание  можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» Подытожим:  правовое   воспитание  есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Единого понимания термина «правовое воспитание» сегодня нет. Одни под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие считают, что правое воспитание — это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение, обучение основам права.

 Но  это не только обогащение знаний  воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное  воздействие на сознание с  целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой

 Важная  составная часть правового воспитания  — формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека.

Право - совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только  в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Важнейшими  задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

Главный период формирования правосознания  – это школьный возраст. Ребенок  узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание  себя субъектом права, т.е. правосознание  гражданина.

В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция. Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество.

Социальная  роль школьника – нормативный  образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. 

Усложнение  происходит за счет того, что с возрастом  осуществляется переход в требованиях  от регулирования поведения школьника  со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.

Выполнение  социальной роли всегда связано с  определенным самочувствием. В зависимости  от того, в какой мере оно подкреплено  положительными эмоциями, роль становится желаемой.

Сущность  же образования в том, что при  достижении определенных нормативных  требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех  способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для наших детей, живущих и обучающихся в оздоровительном заведении.

Одна  из основных функций учителя истории  является формирование правовой культуры учащихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека. 

Реализация

Изучение прав человека в школе может осуществляться в виде отдельно проведённых тематических мероприятий на такие темы: «Изучаем права человека», «Как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать», «Равенство всех прав», «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь», «Хочу стать президентом, «Выборы», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Может ли личность противостоять произволу, царящему в обществе?», «Адвокат комментирует », Основные положения «Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г». и т. д. Разработки этих мероприятий собраны в методическую папку «Право». Сами названия перечисленных тем говорят о важности поставленных вопросов. Эти мероприятия рассчитаны на изучение детьми в процессе бесед, правовых ассамблей, деловых и ролевых игр, КВНов. Выбор темы зависит от цели мероприятия, возраста учащихся и других условий. 

Цели,  задачи  и реализация  правового   воспитания 

Целью  правового   воспитания , говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной  задачей   правового   воспитания  является привитие индивиду осознанного  стремления к правомерному поведению. Конкретные цели  правового   воспитания  можно выразить следующими: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

Выпускник школы  должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении) на уровне следующих тем и вопросов:

1) Право, его  роль в жизни общества и  государства. Понятие и признаки  государства. Формы государства.  Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства.  Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

2) Конституция  Российской Федерации. Основы  конституционного строя Российской Федерации.

3) Федеративное  устройство России. Органы государственной  власти Российской Федерации.  Правоохранительные органы. Судебная  система.  Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

4) Права и  свободы человека и гражданина  в России, их гарантии. Конституционные  обязанности гражданина. Права ребенка  и их защита. Особенности правового  статуса несовершеннолетних. Механизмы  реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

5) Гражданские  правоотношения. Право собственности.  Основные виды гражданско-правовых  договоров. Права потребителей. Семейные  правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Фактически, содержание образование представляет собой  курс основ государства и права, с ориентацией на практическое применение знаний. Такое правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания.

Правовое информирование возможно при распространенности и  доступности информации. Этому способствует просвещение населения через  печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы  правового   воспитания  граждан.

Элементарные  основные нормативные акты (как то Конституция РФ, Кодексы РФ) желательно иметь в каждой семье, чтобы в случае необходимости просто заглянуть и рассеять все сомнения по тому или иному вопросу. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи – просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение – см. главу наем помещения; хочет ли гражданин, будучи медицинским работником получить законный отпуск – см. соответствующие статьи в трудовом кодексе. Основные тесты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде, или приобрести компакт диск с какой-либо правовой системой (благо, иметь компьютер дома или на работе сегодня может себе позволить практически каждый работающий гражданин).

СМИ с одной  стороны, захламлены передачами и статьями, в которых обсуждаются те или иные правовые явления, происходящие в стране, а с другой стороны, подача материала превращается больше в шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием (сериал «Улицы разбитых фонарей», Мировой судья, Человек и Закон). Передачи же более серьезные (Парламентский час) в большинстве своем не доступны в понимании населению именно из-за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества. 

В воспитании патриотов  заинтересована любая страна. В Российской Федерации воспитанию  патриотических настроений посвящена Государственная программа патриотического воспитания  граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, целью которой является «развитие системы патриотического воспитания  граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение  задач  по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое  воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной  успешно выполнять гражданские  обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического  воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма  в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях  всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Понятие о методах и средствах воспитания.doc

— 49.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Патриотическое воспитание.doc

— 54.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Патриотическое воспитание. Бонус. Закон..doc

— 45.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Духовно-нравственное образование.doc

— 38.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

43 психолого-пед поддержка.txt

— 2.86 Кб (Скачать документ)

42 воспитание в коллективе.txt

— 5.03 Кб (Скачать документ)

40 гражданское воспитание.txt

— 4.63 Кб (Скачать документ)

39 системный подход.txt

— 4.47 Кб (Скачать документ)

41 девиантное поведение.txt

— 2.25 Кб (Скачать документ)

38 эстетическое воспитание.txt

— 4.30 Кб (Скачать документ)

36 зак-ти и принципы воспитания.txt

— 6.18 Кб (Скачать документ)

37 психология старшего школьника.txt

— 6.79 Кб (Скачать документ)

34 Система образования в РФ.txt

— 1.57 Кб (Скачать документ)

35 организационные формы обучения.txt

— 8.21 Кб (Скачать документ)

32 Пример как метод воспитания.txt

— 5.26 Кб (Скачать документ)

33 Урок как форма обучения.txt

— 3.68 Кб (Скачать документ)

30 специфика пед деят-ти. автор, демакр, либер.txt

— 3.98 Кб (Скачать документ)

31 учебно-познавательная деят школьника.txt

— 3.14 Кб (Скачать документ)

28 Методика работы классного рук-ля. КТД.txt

— 7.12 Кб (Скачать документ)

29 Содержание базового образования.txt

— 2.56 Кб (Скачать документ)

27 личностно-ориентированное образование.txt

— 4.56 Кб (Скачать документ)

25 Проблема образования в РФ. Программа развития образования.txt

— 2.69 Кб (Скачать документ)

26 Физическое воспитание.txt

— 3.51 Кб (Скачать документ)

23 цели и содержание воспитания.txt

— 3.15 Кб (Скачать документ)

24 факторы развития и формирования личности.txt

— 5.26 Кб (Скачать документ)

21 методы и средства обучения.txt

— 3.91 Кб (Скачать документ)

22 Роль детских и молодежных движений.txt

— 4.44 Кб (Скачать документ)

19 функции процесса обучения.txt

— 5.47 Кб (Скачать документ)

20 работа школы с родителями.txt

— 4.84 Кб (Скачать документ)

17 Методология и методы педагогики.txt

— 3.08 Кб (Скачать документ)

18 планирование работы.txt

— 8.63 Кб (Скачать документ)

15 проблема проверки учебных достижений.txt

— 3.07 Кб (Скачать документ)

16 сущность процесса воспитания.txt

— 2.59 Кб (Скачать документ)

13 педагогические ситуации и задачи.txt

— 8.04 Кб (Скачать документ)

14 трудовое воспитание.txt

— 5.77 Кб (Скачать документ)

12 поощрение и наказание.txt

— 5.81 Кб (Скачать документ)

10 воспитательная система школы.txt

— 3.87 Кб (Скачать документ)

11 технологии обучения.txt

— 3.44 Кб (Скачать документ)

08 Инновации в образовании.txt

— 7.70 Кб (Скачать документ)

09 категории педагогики образ-ие воспитан и обучение.txt

— 4.90 Кб (Скачать документ)

07 предмет и задачи педагогики.txt

— 5.28 Кб (Скачать документ)

05 закономерности и принципы дидакики.txt

— 3.53 Кб (Скачать документ)

06информатизация образования.txt

— 8.58 Кб (Скачать документ)

03 цели образования.txt

— 7.92 Кб (Скачать документ)

04 псих-пед диагностика.txt

— 4.61 Кб (Скачать документ)

01сущность обучения.txt

— 3.94 Кб (Скачать документ)

02повышение квалификации.txt

— 6.07 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"