Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

19.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

19. Основные принципы  и методы воспитания.

Метод воспитания – совокупность способов для формирования, которое влечет за собой развитие; это двуединый процесс достижения цели (процесс и результат).

Метод воспитательного  воздействия – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника для решения пед. задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем (Пидкасистый). Методы воспитания влияют на сознание (система ценностей), эмоциональную сферу (качества), поведение (деятельность). Так как методы воспитания имеют двойственную структуру (процесс и результат), то эти подструктуры должны осуществлять взаимодействие между собой, не конфликтуя. Основные принципы воспитания: уважение детской личности; воздействие на мировоззрение, которое в свою очередь влияет на  сознание через обучение, на эмоции через развитие, на поведение через воспитание   - это взаимовлияние – единство закономерностей в теории обучения  (дидактика) и воспитания; должны передаваться общественные (социальные) нормы и ребёнок должен убеждаться в их полезности, приобрести личные мотивы; общественная направленность (воспитание гражданина, оптимальное соответствие государственным, общественным и личностным поребностям в воспитательном процессе); связь воспитания с жизнью (понимание роли труда, уважения к людям, развитие способности трудиться,   понимание основ современного производства, состояние личностных и общественных интересов); опора на “+” в воспитании (выявлять положительные качества в воспитаннике, опираясь на которые можно искоренить отрицательные); гуманизация воспитания (уважение прав и свобод личности, уважение позиции воспитанника); личностный подход (строить воспитательный процесс на основе главных личностных качеств); единство воспитательных воздествий (организация воспитательных воздействий, исходящих из единых требований, согласованных действий всех участников вопитательного процесса).  Метод должен быть психологически проникающим, опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферы личности; должна быть обеспечена организация всех видов деятельности детей, стимулирование самодеятельности и самовоспитания. Методы воспитания выбираются из системы способов организации общественных отношений.

1. Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности, педагогического воздействия. Функция – развитие и воспитание детского коллектива как пед. целостности. Коллективная перспектива: отдалённая во времени цель, порождающая стремление и увлекательную добровольную деятельность коллектива (близкая, средняя и дальняя). Перспектива реализуется в форме коллективного подхода, праздника, торжества, представления, торжественного отчёта. Её осуществление организационно  укрепляет коллективные связи и зависимости, порождает психологическую атмосферу оптимизма, стремление к завтрашней радости, уверенности детей в будущем. Коллективная игра: этот метод способствует организации жизни и деятельности детей путём вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В игре обнаруживается активности, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм одних ребят и пассивность, индивидуализм, конфортмость – других. Коллективные единые требования: метод организации и самоорганизации жизни, - это форма педагогического выражения общественных норм поведения. Они способствуют вовлечению школьников  в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. Коллективное самоуправление школьников: метод доступной детям самоорганизации ,включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого конфликта. Коллективное соревнование: активизирует и стимулирует общественно полезную деятельность школьников путем сравнения и оценки ее результатов. Коллективное самообслуживание: метод развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию нужд. Они охватывают школьный и домашний быт, организацию учебных занятий на уроке, в лаборатории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий.

2. Методы повседневного  общения, делового, товарищеского, доверительного  взаимодействия и  взаимовоздействия  (каждый из методов постепенно превращается в способ повседневного общения и взаимодействия). Метод уважения детской личности постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей. Проявляется в доброжелательности, сдержанности, заботливости, требовательности, искренней заинтересованности жизнью ребёнка. Педагогическое требование постепенно перерастает во взаимную требовательность детей и педагогов, в сознательную саморегуляцию. Требовательное взаимодействие побуждает ребёнка к исполнению общественно необходимых норм, правил, обязанностей, деятельности, укрепляет в его сознании общественно ценные установки. Отношение детей к требованиям ярко проявляет степень воспитанности у них ответственности, навыков сознательной общественной дисциплины. Убеждение: обеспечивает духовное движение ребёнка от сознания истинности тех идей или иных идей к развитию собственной сознательности. Оно широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Убеждение формирует у детей уверенность в правоте и истинности принятых взглядов, готовность к их защите, активность в их пропаганде. А это развивает у них сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. Диагностическое значение методов в том, что его использование обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды и т. д. Обсуждение: один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Даёт возможность выработать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям и т. д. Учащиеся учатся культуре дискуссии, диалога, спора, умению принимать и осуществлять согласованные решения. Понимание: прием убеждения, суть – создать атмосферу доброжелательства, побудить ребёнка к откровенности и открытости выражением ему сочувствия, желанием выслушать и откликнуться на его переживания, стремлением оказать содействие в разрешении его проблем, в выходе из трудных ситуаций. Доверие: способ вовлечения детей в такую жизненную ситуацию, которая ставит их перед необходимостью самостоятельного, ответственного поступка, поведения при полном отсутствии контроля со стороны взрослых. Укрепляет взаимоотношения педагогов и учеников, доверчивость детей к педагогам; духовную независимость, внутреннюю самостоятельность и ответственность, психологическую устойчивость к жизненным ситуациям, укрепляет ориентацию на высокие нравственные ценности. Побуждение: прием убеждения, стимулирование детей к активной деятельности в учёбе, труде, общественной работе, творчестве путём опоры на интересы, потребности, склонности. Сочувствие: способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживания ребёнком успехов и радостей, постигших его неудач, неприятностей. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, снимает напряжённость в психических состояниях, придаёт гуманистический характер их эмоциональной сфере. Предостережение: прием убеждения, способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения безнравственных поступков. Развивает у детей осмотрительность, сдержанность, привычку обдумывать поступки, внутренне контролировать своё поведение. Критика: часть метода убеждения, способ нелицеприятного вскрытия, выявления и анализа недостатков, ошибок и т. д. Конфликтные ситуации: использование стихийно возникающих в деловых и нравственных отношениях детей разрешающихся в форме противоречий в педагогических целях. Педагогу важно включить самих детей в разрешение конфликта.

3. Методы детской  самодеятельности. Способы самоорганизации духа, чувства и разума, воли и поведения (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение). Они обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования. Самоанализ: по мере взросления у ребёнка усиливается интерес к себе, он все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру,  собственным поступкам, даёт нравственную оценку желаниям и потребностям. Самокритика: ребенок на основе самоанализа обретает способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе и т. д. Самопознание: превращает ребёнка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребёнка появляется стремление к созданию цельного образа собственного “я”, “я-концепции”. Самоочищение: в душе ребёнка, как следствие самоанализа и самокритики,  понимая несоответствие между желаемым и действительным накапливаются неприятные мысли, чувства, переживания, угрызения совести, тревожность, обеспокоенность. Чтобы избавиться от чувства неприязни к самому себе, ребёнок честно и мужественно признается самому себе, что и у него есть негативные стороны. Он хочет начать новую жизнь, быть верным себе и своему идеалу. В его душе совершается самоочищение как важный и верный признак нарождающейся духовности. Духовно-нравственное самосовершенствование: состоит из самоанализа, самопознания, самоочищения. Формирует внутреннего человека. Самовоспитание: обоснованно возможностью ребёнка, способностью переводить временные воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего восприятия в осознанное внутреннее самовосприятие. Самообучение: пед. приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную систему совокупности умений и навыков, превращения их  в надёжные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни. Формы: д/з, консультанты из наиболее успевающих ,выполнение с/р и т. д. Самообразование:   опирается на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребёнке жажду знаний, научиться получать духовное наслаждение  и удовлетворение от процесса познания. Самообладание:  - это способность самонаблюдения и контроля за внутренними эмоционально-интеллектуальными и психофизиологическими процессами (в любой ситуации недопустимо верховенство страстей над рассудком). Самоограниечение: умение отказаться от личного удовольствия, удобства, эгоистического желания и т. д. в пользу интересов других людей. Самоконтроль: напоминание самому себе о данных обещаниях, без непримиримой борьбы с самоуговариванием, самооправданием, самообманом. Самостимулирование: за счет собственных усилий должное и необходимое превратить в желаемое. Самоторможение, самонаказание: сущность самоторможения – в ситуации соблазна найти в себе силы  и волю противостоять ему.

4. Методы, являющиеся педагогическими способами активного воздействия на индивида или коллектив как субъектов жизнедеятельности. Первая подгруппа – обращение и самообращение к сознанию. Пример как метод представляет собой способ воздействия, перестраивающийся в самовоздействие в результате усвоения ребёнком нравственно этически привлекательного образца. Детям свойственно отождествлять себя с примером. Разъяснение: приём прямого вербального воздействия на детское сознание, формирования сознательности путём обращения к разуму, оказания помощи в осмыслении ребёнком жизненной ситуации. Обеспечивает возможность отработки у ребёнка нравственно-этических понятий, оказания прямого влияния на их поступки и нравственный поведенческий выбор. Виды: наставление, поучение, назидание, увещевание, объяснение. Ожидание радости: ограниченная часть метода перспективы. Естественное стремление детей к радости используется педагогом для организации целесообразных воспитательно-ценных полезных практических дел. Актуализация мечты: прием постановки дальней перспективы личности. Детская мечта активизирует духовные силы личности в процессе постепенного приближения к заветной цели. Снятие напряжённости в отношениях: поддержание нормального морального состояния детей, оно направлено на предотвращение взрывных ситуаций в коллективе, регулирование отношений ребёнка с педагогами, родителями, сверстниками. Вторая подгруппа методов педагогического воздействия -  обращение к чувству. Обращение к совести: воздействие на чувство человеческого достоинства человека, его личной ответственности перед самим собой и людьми (возбуждение чувства моральной неудовлетворённости самим собой). Обращение к совести даёт эффективный воспитательный отклик, когда удается привести в действие внутренние духовные силы школьников. Обращение к чувству справедливости: опирается на присущее детям естественное стремление к свободе, честности, равенству, товариществу. Чувство справедливости  позволяет им самим регулировать отношения в коллективе и с окружающим миром. Обращение к чувству справедливости способствуют формированию гражданина, личности. Обращение к самолюбию: опирается на высокую эмоциональную оценку самого себя, своих сил, способностей, личной честности и достоинства. Самолюбие как стимул деятельности приводится в движение поощрением в детях инициативы, желания выделиться и т. д. Педагог сравнением, сопоставлением, оценкой результатов деятельности детей поощряет прилежных, упрекает нерадивых. Обращение к чувству любви: способ влияния на мотивы поведения и деятельности детей. Педагог воздействует на психически устойчивые, сильные, эмоционально окрашенные привязанности ребёнка к близким людям, друзьям и т. д. Апеллирование к любви вызывает в детях активное стремление оказать помощь, желание совершить самоотверженный поступок ради интересов любимых людей. Обращение к эстетическому чувству: даёт возможность, опираясь на врождённую тягу человека к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы поведения детей. В качестве средств воздействия используются художественные и эстетические явления, образы прекрасного, возвышенного.  Они рождают в душе ребёнка глубокие нравственно-этические переживания, формирует нравственное отношение к миру. Обращение к состраданию и милосердию: направлено на пробуждение в ребёнке жалости, нравственного сострадания при виде болт, горя, мучения человека, живого существа. Обращение к стыду: направлено на возбуждение к ребёнку острых отрицательных эмоций, переживания чувств униженности, заслуженной оскорблённости из-за своего безнравственного поступка. Острое ощущение стыда, которое ребёнок испытывает, способствует прекращению, предотвращению, предупреждению безнравственного поступка. Обращение к страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости: педагог стремится помочь детям воспитать в себе смелость, преодолеть трусость как одно из самых унизительных и постыдных чувств. Вместе с тем, опираясь на инстинкт самосохранения, возбуждает у школьника чувство страха за свою жизнь перед такими явлениями как наркомания и токсикомания, алкоголизм и курение и т. д. Третья подгруппа методов -  обращение к воле и поступку. Требование: способ прямого воздействия на сознание и волю ребёнка с целью организации или координации поведения и деятельности.  Оно понуждает к обязательному исполнению разумной, жизненно оправданной, пед. целесообразной воли воспитателя, коллектива, его доверенного лица, воспитывает способность предъявления требований к себе. Внушение: способ манипулирования детским сознание. Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введение в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духовного возвышения или унижения личности. Упражнение: обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, разнообразной деятельности, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости. Поощрение: метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребёнка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят. Наказание: способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной и т. д.  Наказание используется в форме осуждения нарушителя общественным мнением. 
 

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"