Лекции по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:30, курс лекций

Описание

ТЕМА 22: ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,
ПОДСУДНЫМ МИРОВЫМ СУДЬЯМ

ВОПРОСЫ:
Полномочия мирового судьи.
Возбуждение уголовного дела частного обвинения.
3. Особенности деятельности судьи по делам частного обвинения на стадии ВУД:
4. Деятельность сторон и мирового судьи при подготовке к судебному заседанию.
5. Особенности рассмотрения уголовных дел мировым судьей в судебном заседании.
6. Приговор. Иные решения мирового судьи и порядок их обжалования.

Работа состоит из  28 файлов

Лекция 25.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Лекция 10.doc

— 100.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 23.doc

— 116.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 26.doc

— 118.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 2.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

3) Идеи, традиционно именуемые «принципами и нормами международного права», подлежат непосредственной реализации, если они закреплены

- в международных пактах,

- конвенциях

- иных документах (правовые международные  доктрины)".

 Этим внесена существенная определенность в не совсем ясную формулировку ч. 4 ст. 15 Конституции РФ относительно того, что "принципы и нормы международного права" являются "составной частью ее (российской. — К. Г.) правовой системы". Другими словами, нужно исходить из того, что не всякий принцип международного права, признаваемый, к примеру, международно-правовой доктриной, может иметь приоритет по отношению к российскому федеральному закону.

Виды источников международного права:

1) Группа документов, которые являются результатом сотрудничества государств в области развития и поощрения прав и свобод человека, к которым относятся:

- Всеобщая декларация прав человека:

- Международный  пакт о гражданских и политических правах,

- Конвенция  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.

Все эти документы  признаны Российской Федерацией обязательными к исполнению. Они содержат ряд общих положений, имеющих принципиальное значение для уголовного процесса.

2) Группа международных  соглашений, имеющих непосредственное практическое значение для регулирования уголовного судопроизводства, образуют международные договоры о правовой помощи.

Среди договоров о  правовой помощи видное место отводится разработанной государствами-членами СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В ней имеется Раздел IV "Правовая помощь по уголовным делам", в котором установлены согласованные правила о выдаче лиц, совершивших преступления, уголовном преследовании по просьбе государств—участников Конвенции, о взаимном предоставлении информации, а также совершении некоторых других действий, связанных с производством по уголовным делам. Конвенция имеет большое практическое значение, о чем говорит хотя бы тот факт, что в среднем ежегодно российским следователям приходится выполнять по несколько тысяч так называемых международных следственных поручений, поступающих из стран СНГ.

Особенность применения международных договоров - пределы действия таких договоров прямо зависят от содержания тех законов, которыми они ратифицировались. Следует иметь в виду, что в подобного рода законах нередко содержатся заявления-оговорки по поводу конкретных положений ратифицируемого договора. И такие заявления-оговорки обязательно должны соблюдаться при принятии решений в ходе производства по уголовным делам. Например, Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Межгосударственным банком об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ" от 19 июля 1997 г. (СЗ РФ, 1997, № 29, ст. 3504), ратифицируя названное Соглашение, предусмотрел заявление: "РФ исходит из того понимания, что привилегии и иммунитеты, предоставленные Межгосударственному банку Российской Федерацией, не освобождают... должностных лиц Межгосударственного банка от уголовной ответственности в случае совершения ими преступлений, являющихся таковыми по законодательству РФ".

 

5. Федеральные  конституционные законы.

Как источник впервые  названы в Конституции 1993 г, где  прямо указано, что они применяются  по вопросам строго указанным Конституцией РФ.

ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

ФКЗ «О судебной системе РФ» - закреплены основы судебной системы, основные принципы судебной деятельности, основы правового статуса судей, порядок создания, упразднения и компетенция судов общей юрисдикции и др.

ФКЗ «О полномочиях, порядке  образования и деятельности Конституционного суда РФ»

ФКЗ "О военных  судах РФ" от 23 июня 1999 г.;

 

      1. УПК РФ, его структура и общая концепция.

К моменту вступления в силу новой Конституции РФ было очевидно, что Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. устарел. Не случайно, поэтому еще до вступления в силу Конституции 1993 г. началась работа по подготовке проекта нового УПК. В то же время практика поставила перед законодателем ряд важных процессуальных проблем, которые нужно было решать незамедлительно. Некоторые направления развития и обновления российских уголовно-процессуальных законодательств были даны Концепцией судебной реформы, одобренной 24 октября 1991 г. высшим законодательным органом РФ.

Изучая процесс  становления нового уголовно-процессуального  законодательства в России, необходимо иметь в виду, что он шел параллельно с разработкой проекта новой Конституции, которая, в свою очередь, дала мощный импульс законодательной работе вообще и подготовке нормативных актов в области уголовного процесса в частности. Процесс становления законодательства шел одновременно в различных направлениях. Во-первых, осуществлялась работа по подготовке проекта УПК РФ. Во-вторых, разрабатывались и принимались комплексные нормативные акты (законы о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности и др.), в которых решались отдельные процессуальные вопросы. В-третьих, в 1992-2001 гг. шел интенсивный процесс обновления УПК России 1960г. Безусловно, такой многосторонний подход к обновлению уголовно-процессуального законодательства усложнял законотворческий процесс. Но одновременно, надо признать, он создавал возможность проверки на практике некоторых правовых положений до принятия нового УПК.

Новшества: 1) Введение в России суда присяжных заседателей Законом РФ №5451-1 от 16 июля 1993 г. При этом установлено, что суды присяжных действуют в краевом, областном, городском суде в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

2) Введение института  мировых судей ФЗ от 7 июля (7 августа) 2000 г. в УПК РСФСР были инкорпорированы гл. 40-42 (разделы XI-XII), нормами которых регламентировано производство по делам, подсудным мировому судье (ст. 467-477) и пересмотр в апелляционном порядке приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу.

Однако, что корректировка  действующего УПК РСФСР представляла собой попытку сооружения, образно выражаясь, основных «конституций» будущего кодекса, важнейшего нормативного акта в системе уголовно-процессуального законодательства.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом России 18 декабря 2001 г. (№ 174-ФЗ). Структурно УПК РФ существенно отличается от аналогичных законов прошлого (УПК РСФСР 1923 г, УПК РСФСР 1960 г.). Состоит он из 477 статей, которые содержатся в 57 главах, размещенных в 19 разделах, которые сгруппированы в 6 частях.

Часть первая - общие положения - состоит из шести разделов (1-У1), 18 глав, 138 статей . В него включены главы, посвященные уголовно-процессуальному законодательству; принципам уголовного судопроизводства; уголовному преследованию; основаниям отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения дела и уголовного преследования. Кроме того, в данной части размещены статьи закона об участниках уголовного судопроизводства, их правах и обязанностях, о доказательствах и доказывании, о задержании подозреваемого, о мерах пресечения и иных мерах процессуального принуждения, о правовом регулированию вопросов, связанных с заявлением в ходе уголовного судопроизводства ходатайств и жалоб участвующими в уголовном процессе лицами, о процессуальных сроках и процессуальных издержках, а также о вопросах реабилитации.

Часть вторая - досудебное производство - содержит 2 раздела (VII-VIII), 14 глав (гл. 19-32), 88 статей (ст. 140-226). Часть содержит систему уголовно-процессуальных норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования.

 Часть третья - посвященная судебному производству, состоит из семи разделов (1Х-ХУ), 17 глав (гл. 33-49), 193 статей (ст. 227-419). В данной части размещены статьи УПК, посвященные регулированию уголовно-процессуальных отношений в ходе производства по уголовному делу в суде первой инстанции, в суде второй инстанции, обращение к исполнению приговоров и разрешению вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора о пересмотре вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений.

Четвертая часть УПК РФ - особый порядок судопроизводства - состоит из двух разделов (XVI-XVII), трех глав (гл. 50-52), 33 статей (ст. 420-452). Данная часть представляет систему уголовно-процессуальных норм, регулирующих особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних и производство по применению принудительных мер медицинского характера особенности производства в отношении отдельной категории лиц.

Пятая часть - о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства - включает один раздел (XVIII), три главы (гл. 53-55), 21 статью (ст. 453-473).

Шестая часть - бланки процессуальных документов - включает один раздел (XIX), две главы (гл. 56-57), 4 статьи (474-477), содержит правила применения процессуальных документов и перечни процессуальных документов досудебного и судебного производства.

Таким образом, нетрудно убедиться, что только такой систематизированный закон, вобравший в себя около пяти сотен статей, может моделировать уголовно-процессуальные отношения на всех этапах (стадиях) судопроизводства с учетом различных его форм окончания. Лишь в рамках УПК законодатель в состоянии учесть проблемы унификации и дифференциации судопроизводства. Ни один другой нормативный акт из действующих в настоящее время не может определить функций различных субъектов уголовного процесса, последовательность развития стадий уголовного процесса и т. п. Именно в УПК могут быть не только провозглашены цели и задачи уголовного процесса, но и предусмотрены средства и методы их реализации. Эта стройная система норм не должна нарушаться «вторжением» правил из других нормативных актов.

 

      1. Иные Федеральные законы, как источники уголовного судопроизводства

УПК — основной, но не единственный закон, имеющий отношение к уголовному процессу. Правильное применение предписаний УПК нередко требует знания положений ряда других законов. К ним следует относить:

Уголовный кодекс РФ (УК).

Закон РФ "О  статусе судей в РФ" от 26 июня 1992 г.;

Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" от 17 декабря 1998 г.;

Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995 г.;

Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г.;

Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 3 апреля 1995 г.;

Федеральный закон "О  содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г.;

Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г.;

Таможенный кодекс РФ, утвержденный Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г;

Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г.;

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г.;

Закон РФ "О частной  детективной и охранной деятельности в РФ" от 11 марта 1992 г.;

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом";

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК). Принят 8 января 1997 г

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.;

ФЗ «О государственной  судебно-экспертной деятельности в  РФ» № 73 от 31.05.01 (сроки производства стационарной судебной экспертизы) и  др.

В этих законах  есть нормы, имеющие принципиальное значение для решения конкретных вопросов, возникающих по уголовным делам. В частности:

при определении  законности состава суда могут играть существенную роль соответствующие положения Закона о статусе судей, Закона о судебной системе, Закона о военных судах и Закона о судоустройстве;

при исследовании и оценке доказательств  — Закона об оперативно-розыскной деятельности, Закона о частной детективной и охранной деятельности и Закона о милиции;

при производстве описи имущества и наложении  на него ареста в связи с обеспечением гражданского иска или возможной конфискации — приложений к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, в котором перечисляется имущество, не подлежащее ни взысканиям по судебным решениям, ни конфискации, а также Федерального закона "Об исполнительном производстве".

При анализе законодательных  актов, применимых при производстве по уголовным делам, важно иметь в виду, что в РФ продолжают действовать полностью или частично законодательные акты, принимавшиеся Верховным Советом СССР. Это было прямо санкционировано постановлением Верховного Совета РСФСР "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" от 12 декабря 1991 г. (ВВС, 1991, № 51, ст. 1798), в п. 2 которого, в частности, сказано: "...Установить, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению".

Такая не очень  корректная с точки зрения юридической  техники и создающая условия для отступления от требований законности установка, к сожалению, сохраняет свою силу по настоящее время. Подобной установкой часто пользуется законодатель и в наши дни. Одно из ее следствий — неопределенность в правовой регламентации.

 

8. Постановления Конституционного суда РФ и разъяснения Верховного суда РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и их роль в формировании практики органов судопроизводства и юридическое значение.

Постановления конституционного Суда РФ

Конституционному суду не дано полномочий издавать какие-то нормативные акты, обязательные для организаций, должностных лиц и граждан. Однако принимаемые им решения (постановления) по отдельным процессуальным вопросам могут существенно изменить содержание и роль институтов уголовно-процессуального права.

Лекция 11.doc

— 163.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Ugolovno-protsessualnoe_pravo.doc

— 180.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Уголовному процессу"