Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

Работа МСЭФ.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

Принят Указ Президента Республики Дагестан  «Об упрощении согласительных процедур при реализации приоритетных инвестиционных проектов в Республике Дагестан», где устанавливаются жесткие сроки для чиновников по оформлению необходимых документов при реализации инвестиционных проектов, предоставлении земельных участков, согласовании места размещении объектов и т.д. За нарушение сроков согласования по проектам чиновники будут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Приняты постановления Правительства  Республики Дагестан:

          «О научно-техническом совете при Правительстве  Республики Дагестан»; «О перечне мероприятий по развитию рынка ценных бумаг и стимулированию привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2007-2008 годы».

В целях обеспечения координации деятельности министерств и ведомств Дагестана в сфере частно-государственного партнерства распоряжением Правительства  Республики Дагестан от 29 февраля 2008 года №39-р утвержден План действий по развитию частно-государственного партнерства в Республике Дагестан. Осуществляется софинансирование из республиканского бюджета республики мероприятий по участию фирм и предприятий республики в российских и международных форумах и выставках. Завершается работа по созданию республиканского технопарка на базе Дагестанского государственного технического университета, предназначенного для использования научно-образовательного и технологического потенциала республики, организации инновационной деятельности, направленной на создание и реализацию современной научно-технической продукции. Создан первый бизнес-инкубатор «Турали».

         Наряду с уполномоченными  органами исполнительной  и законодательной власти, проблемами привлечения и регулирования иностранных инвестиций могут заниматься и другие организации. Такими потенциально возможными структурами являются региональные инвестиционные фонды, объединения независимых экспертов, региональные аналитические центры. Для создания всех необходимых условий реализации инвестиционных проектов  на территории Республики Дагестан создан специальный орган исполнительной власти – Агентство по инвестициям Республики Дагестан, основная задача которого оказывать активную поддержку предпринимателям.  

Пути и способы активизации  привлечения инвестиций должны полностью соответствовать выработанной стратегии. В Республике Дагестан ученые Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН разработали документ «Стратегия развития Республики Дагестан до 2020 года» [38], в котором отражены перспективы дальнейшего развития экономики республики. В данном проекте предусмотрены 3 варианта развития – инерционный, инвестиционный и инновационный. Поскольку работа будет идти с 2008 по 2020 годы, то весь период разделен на три временных промежутка, то есть первые годы, экономика республики будет идти, как идет сейчас – инерционным путем, затем наступит инвестиционный этап, после инновационный.

Комплекс мер по привлечению  иностранных инвестиций в регион может быть представлено несколькими направлениями. Часть этих мер может быть реализована только федеральными органами, другие находятся в компетенции региона. Так, налоговые льготы могут устанавливаться региональными или местными органами власти с целью ускорения развития или укрепления позиций отдельных отраслей и территорий. При этом региональные налоговые льготы предоставляются в форме специальных льготных ставок, налоговых каникул или освобождений от налогов при реинвестировании за счет отчислений, формирующих региональный бюджет. Одновременно с региональными стимулами необходимо более широко использовать региональные субсидии и льготные кредиты, предоставляемы инвесторам приоритетных проектов. Другим направлением в работе с иностранными инвесторами может стать разработка и реализация программы информационной поддержки привлечения прямых иностранных инвестиций, в частности, создание базы данных по инвестиционным проектам предприятий регионов с подключением ее к международным информационным сетям. На заключительной фазе работы по формированию стратегии регулирования привлечения иностранных инвестиций осуществляется корректировка ранее принятых решений по формированию инвестиционной среды с учетом оценки эффективности инвестиционных проектов, как на стадии разработки, так и в процессе их реализации.

        Итак, каждый субъект России, учитывая свои региональные особенности и потребности, должен выработать собственную стратегию привлечения иностранных инвестиций, в соответствии с которой вырабатывается комплексная программа действий. Это совершенствование законодательной базы для инвестиционной деятельности, создание региональных инвестиционных фондов, аналитических центров. В Республике Дагестан  приняты ряд законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивающих инвесторам поддержку со стороны органов власти в виде предоставления налоговых льгот, льготных кредитов и других государственных гарантий. Другим направлением в работе с иностранными инвесторами в регионах может стать разработка и реализация программы информационной поддержки привлечения прямых иностранных инвестиций, в частности, создание базы данных по инвестиционным проектам предприятий регионов с подключением ее к международным информационным сетям.

Но, чтобы инвестиционная деятельность протекала эффективно, необходимо определить сущность инвестиций, основные этапы проектирования инвестиционных проектов. Данным вопросам посвящен следующий параграф конкурсной работы.

1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов

        Одним из важнейших условий успешного развития страны,  органы государственной власти считают активное привлечение инвестиций в наиболее перспективные и эффективные отрасли экономики. Причины, обуславливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Следует  отметить двоякое употребление термина «инвестирование» в экономической литературе. В одном случае под ним понимается помещении средств в финансовые активы, ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг, а также небольшие по размеру инвестиции, которые не могут обеспечить их владельцам контроль над предприятием – портфельное инвестирование, а в другом – вложение капитала в неликвидные активы или «в дело» –  реальное инвестирование. В рамках настоящего исследования  речь идет о втором понимании этого слова, а именно об инвестиционной деятельности как по вложению денежных средств и других ценностей в инвестиционные проекты, а также обеспечение отдачи вложений с заданной инвестором прибылью.  Следует привести определение инвестиций, определенное в федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [17].

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффект [7]. Инвестиции, имеющие четкую адресную направленность, ориентированные на создание или модернизацию экономического объекта, называют вложениями в проект.

Проект - это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, расчетов, чертежей, т.е. программа действий мер по практическому осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла. Экономические проекты  чаще всего связаны с осуществлением строительства объектов, с производством и продажей товаров, с обновлением производства, освоением новых технологий, решением социальных проблем, охраной природы, добычей сырья [9].

Инвестиционный  проект – это программа решения экономической проблемы, обладающая тем признаком, свойством, что вложение средств в такую программу приводит к их отдаче, получению дохода, прибыли, социальных эффектов только после прохождения определенного срока с начала осуществления проекта, вложения средств в него.  

Инвестиционные проекты  могут быть классифицированы по различным  основаниям.

Предназначение инвестиции — это ключевой признак при классификации проектов, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а, следовательно, и групп проектов: инвестиции в повышение эффективности производства; инвестиции в расширение действующего производства; инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса; инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта; инвестиции в исследования и разработку новых технологий; инвестиции преимущественно социального предназначения; инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона.

Инвестиции  в повышение эффективности производства. Логика данных проектов совершенно очевидна. Деятельность любой фирмы связана, прежде всего, с извлечением прибыли, представляющей собой превышение доходов над затратами. Первый фактор — доходы — с позиции фирмы управляем лишь частично, поскольку существенную роль играет конкурентная среда. Второй фактор — затраты — уже более управляем, по крайней мере, путем выбора ресурсосберегающих технологий, более экономичного оборудования, лучшей организации труда, повышения квалификации работников.

          Инвестиции в расширение действующего  производства. В данном случае речь идет о банальном наращивании производственных мощностей ввиду возрастающей емкости рынков сбыта.

Инвестиции  в создание производственных мощностей  при освоении новых сфер бизнеса. Одним из ключевых требований рациональной организации бизнеса является его диверсификация, смысл которой заключается в развитии в рамках фирмы производств, различающихся видом продукции. Две основные причины: во-первых, сглаживается колебание прибыли по годам (спад в одном секторе экономики может сопровождаться ростом в другом) и, во-вторых, осваиваются новые перспективные секторы, потенциально обещающие прибыль в будущем.

Инвестиции, связанные  с выходом на новые рынки сбыта. Подобные проекты чаще всего предусматривают расширение производства (если нет перенасыщенности производимой продукцией традиционного рынка), вместе с тем они имеют и определенную специфику. Суть ее заключается в том, что при расширении рынков сбыта принципиальные конструктивные изменения в продукцию не вносятся, но могут быть некритические изменения и доработки, обусловленные, например, национальными, климатическими и другими особенностями нового рынка. Кроме того, появляется необходимость в развитии средств доставки, рекламы, обслуживания и др.

Инвестиции в исследования и разработку новых технологий. Подобные проекты в современном динамично развивающемся мире играют исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки, отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предсказуемым.

Инвестиции преимущественно  социального предназначения. Цель подобных инвестиций — обеспечение некоторого социального преимущества, хотя достижение косвенного экономического эффекта не исключается. Примеры подобных проектов — строительство рекреационных центров, домов отдыха, спортивных центров и др. Подобные проекты носят, очевидно, затратный характер и потому осуществляются либо государственными и муниципальными органами, либо крупными фирмами.

Инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона. Инвестиции в рамках ранее рассмотренных групп с очевидностью носят инициативный характер, т.е. инвестор, руководствуясь собственными аргументами, принимает решение о целесообразности разработки и реализации того или иного проекта. Однако могут быть и другие ситуации, когда инвестор вынужден внедрять некий проект. В частности, любое государство в той или иной степени озабочено состоянием здоровья нации, духовным и интеллектуальным развитием граждан. Соответствующие инвестиции могут быть как самостоятельными проектами (например, строительство новых очистных сооружений), так и в рамках крупной инвестиционной программы. Изначально инициатором таких проектов выступает государство, однако по мере социально-экономического прогресса сами компании и общественные организации могут инициировать соответствующие капиталовложения.

Величина требуемых  инвестиций. Инвестиционные проекты существенно разнятся по объему требуемых инвестиций, продолжительности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные, традиционные и мелкие, причем обычно в качестве критерия отнесения проекта к той или иной группе берется объем капиталовложений.

Тип предполагаемого  эффекта. Цели, которые ставятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам.

         Наращивание объемов производства. Проекты этого типа ориентированы на расширение традиционного производства. Здесь эффект - в увеличении доли рынка продукции, контролируемой данной фирмой, и в получении дополнительных прибылей при сохранении уровня рентабельности продукции.

Сокращение  затрат. Проекты данного типа имеют цель сокращение затрат либо по какому-нибудь действующему производству (технологической линии, производственному участку), либо по компании в целом. Поскольку прибыль — это разница между доходами и затратами, то при прочих равных условиях сокращение затрат приводит к росту прибыли и рентабельности (естественно, речь идет об обоснованном снижении затрат).

Информация о работе Управление инвестиционными проектами