Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

Работа МСЭФ.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

 «Десятая Международная Олимпиада по экономическим, финансовым

дисциплинам и вопросам управления».

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                              

                                                                       ВВЕДЕНИЕ

Материальной основой успешного, стратегического развития как экономической, так и социальной сферы является инвестиционный комплекс. Природа инвестиций связана с характером протекания экономических процессов во времени. Инвестиции – основной побудитель и главный фактор экономического роста. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта. В настоящее время многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. На инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливают инвесторов. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Сам факт наличия инвестиционных ресурсов и их использование в различных инвестиционных проектах и программах достаточно важен, но не менее важно эффективное управление инвестициями. К сожалению, в настоящее время, в рамках российской экономики пока еще не созданы эффективные системы управления инвестициями, позволяющие органично соединять достижения экономических и социальных целей. Создание таких систем на различных уровнях государственной власти, общественных организаций и коммерческих предприятий становится весьма актуальной задачей.

         Наличие  и потенциальные возможности  привлечения инвестиционных ресурсов  резко различаются для разных регионов России, в связи, с чем проблемы управления инвестиционными проектами необходимо рассматривать с учетом региональных особенностей. Ограниченность инвестиционных возможностей федерального, регионального, местного бюджетов, недостаточность объема капиталовложений, которые способны выделить на проведение проектов реструктуризации и подъема производства, хозяйствующие субъекты разных форм собственности предопределяют необходимость участия в проектах иностранных инвесторов.

         Стабилизация российской экономики, укрепление ее финансовой устойчивости, подтверждаемое авторитетными зарубежными агентствами, создают основу для привлечения в страну иностранного капитала, вкладываемого в перспективные проекты. В силу специфики инвестиционной деятельности в России и разных регионах, обусловленных историческими, социально-экономическими, природно-климатическими, политическими условиями, необходима разработка теоретических основ и совершенствование методов  управления крупными инвестиционными проектами социально-экономического развития регионов. Соответственно, разработка и научное обоснование форм и методов организации управления крупномасштабными проектами с привлечением иностранного капитала представляют проблему, актуальную в научном исследовании. От решения этой проблемы во многом зависит обеспечение подъема и достижения устойчиво высоких темпов роста экономики России и ее регионов.

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

           В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
  2. Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
  3. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
  4. Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
  5. Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Для решения поставленных задач необходимым является разработка и реализация программ инвестиционного развития в регионах, главной целью которых должна быть консолидация усилий и ресурсов участников инвестиционного  процесса, создание условий для успешной реализации международных инвестиционных проектов.

        Предметом  исследования являются организационные  формы и методы управления  международными инвестиционными проектами.

     Объектом исследования выбран механизм реализации международных инвестиционных проектов и инвестиционная деятельность в России.

      Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в качестве теоретической и методической базы при разработке стратегических направлений инвестиционной деятельности в России и ее регионах.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы УПРАВЛЕНИЯ международныМИ инвестиционныМИ проектАМИ

1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения

        В современном мире экономическое развитие обеспечивается, прежде всего, нововведениями – организационными, технологическими, продуктовыми. Особое значение имеют в этой связи прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые в отличие от других форм импорта капитала включают в себя не только денежные средства, но и значительный инновационный компонент. Несмотря на  постоянный рост иностранных инвестиций в российскую экономику, о больших успехах в их привлечении не приходится говорить ни в плане их макроэкономической роли, ни в плане использования потенциальных возможностей. В числе прочего подобная ситуация обусловлена недостаточным вниманием к проблеме инвестиционного имиджа страны. Благоприятный инвестиционный имидж – базовое условие притока капиталовложений из-за рубежа. Однако на практике часто имеют место информационные искажения, влияющие на инвестиционный имидж страны и деформирующие его. Для России эта проблема сейчас стоит весьма остро, поэтому ее следует рассматривать в качестве самостоятельного и немаловажного аспекта экономической политики. С теоретической и практической точек зрения важно различать два тесно связанных между собой понятия - инвестиционный климат и инвестиционный имидж [4]. Первое известно широко, второе - гораздо меньше.

Инвестиционный климат - комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т.д. Некоторые из них в значительной мере зависят от действий властей, другие – нет. Инвестиционный климат может быть условно представлен как специфический ресурс, предложение которого связано с конкуренцией за инвестиции между различными территориями, включая страны и регионы. Этот ресурс достаточно сложен, и его оценка потенциальными инвесторами (то есть инвестиционный имидж) зависит от множества факторов, в том числе субъективных. Неудивительно, что, как показывает мировой опыт, объективные характеристики инвестиционного климата страны и их восприятие иностранным бизнесом нередко существенно расходятся. Важно и то, что инвесторы обычно завышают риски, оценить которые не представляется возможным на основе наблюдаемых значений переменных. Благоприятный инвестиционный климат - базовое условие притока капиталовложений из-за рубежа. Однако на практике часто имеют место информационные искажения, влияющие на инвестиционный имидж страны и деформирующие его. Для России эта проблема сейчас стоит весьма остро, поэтому ее следует рассматривать в качестве самостоятельного и немаловажного аспекта экономической политики.

Инвестиционный имидж – комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов. Его формируют три взаимосвязанных фактора: фактическое состояние инвестиционного климата, представления или предпочтения инвесторов (часто обусловленные неэкономическими причинами), характер информации о положении дел в стране. Устойчивое несоответствие между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем требует целенаправленных действий по его преодолению. Понятие инвестиционного имиджа может относиться к объектам разного уровня (государствам, их регионам, секторам или отраслям промышленности, отдельным компаниям) и тесно связано с их конкурентоспособностью. Применительно к странам и территориям он определяется, прежде всего, общеэкономической политикой, а возможность влиять на привлекательность для инвесторов отдельных секторов, или компаний больше связана с промышленной политикой.


                                                                                                                                   Таблица.1.1.1. 

                    Матрица соотношения инвестиционного климата и инвестиционного имиджа.

Инвестиционный

климат

Инвестиционный имидж

благоприятный

неблагоприятный

Благоприятный

Неблагоприятный

1.1

2.1

1.2

2.2


 

         Экономическое оживление в стране далеко не всегда автоматически обеспечивает улучшение ее инвестиционного имиджа. Соотношение между инвестиционным климатом и имиджем можно условно представить в виде четырех ситуаций. При этом введем два предположения: 1) условия для осуществления инвестиций не всегда соответствуют их восприятию инвесторами; 2) несоответствие, так же как и соответствие, не является однозначным и постоянным. Соотношение между инвестиционным имиджем и климатом можно представить в виде матрицы (таблица.1.1.1.). Конечно, предлагаемая классификация упрощена и условна, поскольку в реальной жизни часто существуют промежуточные варианты. Тем не менее, попробуем показать, в каких случаях целенаправленные усилия по созданию или улучшению инвестиционного имиджа могут дать наибольшую отдачу с точки зрения интересов национальной экономики.

Случай 1.1. Благоприятный инвестиционный климат соответствует благоприятному инвестиционному имиджу. Это нормальная ситуация характерная для большинства экономически развитых стран. В данном случае источники создания благоприятного инвестиционного имиджа не рассматриваются, предполагается, что он уже сложился. Следует, однако, обратить внимание на то, что поддержание имиджа, как и брэнда, требует постоянных расходов.


       Случай 1.2. Инвестиционный климат  лучше инвестиционного имиджа. Подобная ситуация обычно обусловлена плохой (неполной, неадекватной, вводящей в заблуждение) информацией о реальном состоянии экономики и дел в целом. Это характерно для ряда российских регионов, где объективно имеются неплохие условия для инвестирования, но иностранные фирмы о них фактически не осведомлены. Меры по созданию и поддержанию благоприятного инвестиционного имиджа дадут в таком случае максимальную отдачу. Причем она будет иметь долгосрочный характер, так как если информация, распространяемая среди потенциальных инвесторов, будет находить фактическое подтверждение, то возникнет эффект положительной обратной связи.

Случай 2.1. Позитивный инвестиционный имидж при неблагоприятном инвестиционном климате. Такая ситуация может возникнуть в результате массированных акций государства по привлечению инвесторов из-за рубежа (начиная с международных пиар-кампаний и заканчивая введением существенных льгот для иностранных капиталов) при недостаточном внимании к улучшению реального положения дел. Однако такой разрыв может сохраняться лишь за счет значительных финансовых затрат и организационных усилий, да и то сравнительно недолго. Мало того, в долгосрочном плане это приведет к резкому падению инвестиционного имиджа ниже его объективного уровня (эффект обманутых ожиданий).

Случай 2.2. Неблагоприятны как инвестиционный климат, так и имидж. В подобных условиях основные усилия нужно направлять на создание не столько благоприятного имиджа страны для международного бизнеса, сколько собственно инвестиционного климата. Потенциальный эффект мер по повышению инвестиционного имиджа будет минимальным. Какова сейчас российская ситуация? По мнению многих экспертов и фирм, она близка к варианту 2.2 (неблагоприятны как инвестиционный климат страны, так и ее имидж). На наш взгляд, скорее, ее следует рассматривать как промежуточную, способную достаточно быстро измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Объективно, по мировым меркам инвестиционный климат России в настоящее время далеко не худший, а скорее средний. Однако его характерными чертами являются неоднородность (одни составляющие приличные, другие - нет), изменчивость и неустойчивость, что плохо влияет на имидж страны. Транснациональный бизнес часто выбирает для капиталовложений страны с не самыми привлекательными, но зато устойчивыми условиями деятельности.  Поэтому, не смотря на высокие темпы экономического роста и формально благоприятный инвестиционный климат (с точки зрения налогового бремени и нормативно-правовых требований), продолжающиеся перемены в законодательстве и административной практике, нетранспарентность процесса принятия многих государственных решений и нестабильность прочих составляющих такого климата не обеспечивают нашей стране адекватного имиджа с точки зрения иностранных фирм.

Информация о работе Управление инвестиционными проектами