Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

Работа МСЭФ.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

1. Горизонт планирования составляет Т лет.

2. Инвестору доступны п независимых проектов инвестирования, при этом каждый проект представляет собой денежный поток, состоящий из единовременного оттока средств (инвестиция), сменяющегося серией притоков (-, +, +, +, ...). Каждый проект имеет собственную ставку инвестирования, т. с. инвестиционную доходность.

3. Инвестору доступны т проектов финансирования, при этом каждый проект представляет собой денежный поток, состоящий из единовременного притока средств (получаемое финансирование). сменяющегося серией оттоков, погашающих полученные по проекту средства (+, -, -, -, ...). Каждый проект имеет собственную ставку заимствования, т. е. ставку, по которой возвращается полученный кредит.

4. Каждый проект инвестирования (финансирования) бесконечно делим   и доступен к реализации, начиная  с любого года горизонта планирования.                                  

5. По каждому инвестиционному  проекту можно оценить поток  ликвидационных стоимостей в  предположении, что проект будет  прекращен в К-ом году.

6. Поступления по каждому инвестиционному  проекту могут быть использованы как для изъятия средств собственниками, так и для инвестирования в другие проекты инвестиционной программы.

7. Требуется составить оптимальную  инвестиционную программу, максимизирующую некоторую целевую функцию, в качестве которой могут выступать: (а) поток текущих изъятий средств собственниками при заданной величине конечного имущества; (б) конечное имущество собственников по завершении инвестиционной программы при заданном потоке текущих изъятий.

Приведенная классификация  не является единственно возможной; кроме того, названия инвестиционных решений третьего блока являются достаточно условными. Дадим краткую характеристику выделенных блоков и решений.

Условия осуществления  инвестиционной деятельности могут  быть различными. Чаще всего инвестор, например предприятие, имеет несколько инвестиционных возможностей—в этом случае и возникает проблема выбора. Как правило, при этом имеет место одна из двух ситуаций.

Выбор проекта. Первая ситуация возникает в том случае, если доступные к реализации проекты являются альтернативными, т. е. реализация одного из них автоматически означает отказ от реализации других. 

Ранжирование  проектов. Вторая ситуация появляется тогда, когда проекты не являются альтернативными, но компания не может реализовать их немедленно, например, в силу ограниченности источников финансирования; поэтому по мере появления источника очередной проект может быть принят к реализации.

          Таким  образом, инвестиции являются  важнейшей экономической категорией. Инвестиционные проекты  играют значимую роль, как на макро - так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, нового строительства, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем. В настоящее время в понятие «инвестиционный проект» включается сфера деятельности, направленная на формирование или изменение технических или экономических систем в соответствии с поставленной целью. Инвестиционные проекты классифицируются по нескольким признакам в соответствии с поставленной целью. От идеи до завершения каждый проект проходит несколько стадий развития, в целом образующих жизненный цикл. Общего подхода, определяющего количество стадий (фаз, этапов) не существует. Завершение каждой стадии знаменует достижение одного или нескольких результатов проекта. Учитывая общую заинтересованность в успешной реализации проекта, необходимо разработать систему управления международными инвестиционными проектами, которая обеспечит эффективное достижение целей участников. Данные вопросы будут раскрыты в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОдХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

2.1. Сравнительный  анализ зарубежного и отечественного  опыта управления инвестиционными  проектами

 

В странах с традиционной рыночной экономикой управление инвестиционными проектами  как наука возникла в 50-х годах ХХ века.

В числе первых методов управления проектами были разработаны методы сетевого планирования и управления. В настоящее время компании и  эксперты, работающие в области управления проектами, образовали международную профессиональную структуру «Мир управления проектами», куда входят национальные и международные организации управления проектами, деятельность которых направлена на достижение целей проекта путем применения современных методов и технологии управления.

IPMA - международная ассоциация управления инвестиционными проектами, главной целью которой является содействие развитию и широкому применению на практике методологии управления проектами во всех странах мира.

Членами IPMA являются около 40 национальных организаций (из различных стран), в число которых с 1991 года входит и Российская Ассоциация Управления Проектами. Штаб квартира находится в Женеве, Швейцария. Основу концепции управления проектами составляет взгляд на проект как на управленческое изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратами времени и средств. Исследование процесса управления изменениями, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений проекта и составляет сущность дисциплины.

Управление инвестиционными проектами включает непрерывные планирование, организацию, мониторинг и контроль по всем аспектам проекта для достижения его внешних и внутренних целей.

Задачами управления инвестиционными проектами являются:

  • Разработка и обоснование концепции проекта.
  • Оценка эффективности проекта с учетом факторов риска и неопределенности.
  • Технико-экономическое обоснование проекта.
  • Системное планирование реализации проекта на всех стадиях жизненного цикла проекта.
  • Организация управления исполнителями проекта.
  • Управление реализацией проекта
  • Управление изменениями

         В большинстве стран инвестиционная политика является частью государственной экономической политики. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что вмешательство государства в инвестиционную сферу страны является нормой, и методы этого вмешательства с годами совершенствуются. Так, в последние годы доля иностранного государства в валовом внутреннем продукте и в инвестициях весьма значительна (таблица 2.1.1.)

                                                                                                                                 Таблица 2.1.1.

Доля государства в экономике  страны в инвестициях

(в процентах)

Наименование показателя

страны

США

Франция

Швеция

ФРГ

Япония

Доля государства в:

Перераспределении ВВП 

Производственном

Основном капитале

 

33,1

 

53,2

 

    60,8

 

 

30

 

 

38


 

     Анализ свидетельствует, что наиболее устойчива экономика в тех странах, которые осуществляют рациональную инвестиционную политику и имеют отлаженный механизм ее реализации. При этом одним из важнейших факторов является государственная поддержка экономики. Среди таких стран можно назвать, в первую очередь, Японию, США, Германию. В этих странах сам по себе рыночный механизм без государственного регулирования и поддержки не обеспечивает достижения целей развития экономики страны. Большинство экономистов не ставят под сомнение необходимость государственного регулирования инвестиционной политики, а обсуждают методы, т.е. прямые, косвенные и их сочетание в зависимости от отрасли или конкретного инвестиционного проекта. Так, в США федеральные бюджетные инвестиции не делят между штатами в зависимости от численности населения, а распределяют по общенациональным приоритетам. В США на долю государства приходится 11-12% объема инвестиций.

Таким образом, основными целями государственного регулирование инвестиций является обеспечение устойчивого экономического развития, поддержание высокой занятости, низкой инфляции и инвестиционной активности [22].

Одной из важных проблем, на которые  обращается основное внимание в теории и практике управления инвестиционным проектом, является рационализация разноправленных  целей и интересов участников инвестиционного проекта. Это связано с необходимостью поддержания конечной цели проекта при различии целей на каждой стадии жизненного цикла проекта.

        Подобно другим  странам, Россия рассматривает  иностранные инвестиции как фактор: ускорения экономического и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; овладения передовыми методами организации производства; обеспечение занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. Инвестиционная активность является одним из слабых мест в российской экономике с начала рыночных реформ. В условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения который зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. На фоне сокращающихся внутренних инвестиций доля зарубежных капиталовложений возрастает.

        Следует отметить, что в развитых  странах отсутствует единый закон об инвестиционной деятельности, которая регулируется рядом экономических, коммерческих, налоговых, трудовых и административных законодательных актов. Что касается  участников инвестиционного проекта, то состав их практически одинаков в разных странах. Отличие заключается в роли управляющих инвестиционными проектами. В ряде зарубежных стран, например, в ФРГ, управляющий часто принимает решение о методах и путях реализации инвестиционного проекта. Проведенный анализ особенностей зарубежного опыта управления инвестиционными проектами позволяет выделить три типа организации взаимоотношений участников инвестиционного проекта.

К первому типу относится  традиционный тип организации. Заказчик заключает договор с проектной организацией, которая автономно разрабатывает инвестиционный проект  и к моменту исполнения проекта, заказчик имеет проект, данные о стоимости и его продолжительности. При этом типе организации заказчик на первое место ставит достижение потребительских качеств проекта, на втором  - достижение проектной стоимости и его продолжительность.

При втором типе организации  взаимоотношений заказчик проекта на основе собственного индивидуального отбора участников заключает договор с фирмой, планирующей осуществить проект. Фирме оплачивается все издержки по проектированию и реализации проекта, а также фиксированные в контракте вознаграждения. При этом фирма вправе привлекать и других исполнителей для выполнения частичного или полного объема работ по проекту, и одновременно значительно совмещать стадии проектирования и реализации.

Третий тип взаимоотношений основывается на том, что заказчик нанимает профессиональную фирму или физическое лицо. При этом типе взаимоотношений управляющим инвестиционного проекта может быть и сотрудник фирмы заказчика или высококвалифицированный специалист профессиональной фирмы. Именно управляющий несет ответственность за реализацию конечной цели проекта и координацию деятельности всех участников инвестиционного проекта. Представляя интересы заказчика, управляющий рассматривает альтернативные варианты реализации, приводит к единству цели и интересы участников проекта. Этот тип взаимоотношений, как наиболее рациональный, широко распространен в зарубежной практике управления инвестиционными проектами.

На всех стадиях жизненного цикла  и при каждом типе организации  взаимоотношений большое значение имеет механизм договорных отношений между участниками инвестиционного проекта. В соответствии с задачами управления, имеется необходимость выбора каждого участника инвестиционного проекта в результате проведения конкурса. В зависимости от субъекта управления меняется и схема управления проектом, а также возможность заказчика влиять на реализацию инвестиционного проекта на различных стадиях. По крупным проектам создается специальная управляющая группа, состоящая из специалистов, отвечающих за каждую стадию и наиболее важные этапы жизненного цикла инвестиционного проекта. Например, в США для средних и крупных инвестиционных проектов заказчик предпочитает третий этап взаимоотношений, т.е. нанимает профессиональную инжиниринговую фирму, специализирующуюся на управлении проектами. В Финляндии, например, крупнейшие фирмы предпочитают назначать руководителя инвестиционного проекта из числа своих сотрудников, подчиненных непосредственно руководителю фирмы. Именно он осуществляет все функции по подготовке проекта и договоров, выбору участников, планированию реализации проекта. Для мелких и средних фирм характерен метод, когда управляющий проектом назначается из числа руководителей фирмы заказчика.

Исходя из изложенного, преимущества методов управления проектами можно  сформулировать следующим образом:

    • возможность хорошо структурировать стратегические и текущие цели, задачи и предусмотреть те мероприятия, которые необходимо реализовать для достижения целей;
    • выделить управленческое ядро, которое будет целенаправленно управлять реализацией инвестиционного проекта, и нести ответственность за его результаты на стадиях жизненного цикла и за конечные результаты;
    • управлять ресурсами, сроками, финансами инвестиционного проекта и обеспечивать, таким образом достижение стратегических цели с запланированными затратами;
    • использовать современные информационные технологии для управления – (планирование, организация и контроль) – инвестиционным проектом.

Информация о работе Управление инвестиционными проектами