Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

Работа МСЭФ.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

Отсюда  вытекают два вывода:

а) инвестиционный имидж России можно и нужно улучшать, поскольку в ее инвестиционном климате наличествуют положительные элементы, о которых следует максимально полно и активно информировать как потенциальных международных инвесторов, так и экспертное сообщество;

б) устойчиво улучшать инвестиционный имидж можно только на базе реального совершенствования инвестиционного климата. Определенные действия по его улучшению уже предпринимаются российскими государственными инстанциями и деловыми кругами.

          Кто должен заниматься проблемами инвестиционного имиджа в России?  Выше мы отмечали, что представления, складывающиеся у инвесторов, и принимаемые ими решения обусловлены не только реальным состоянием инвестиционного климата, но и информацией о нем. Распорядителями этого ресурса являются как государство, так и предприниматели. Заинтересованность в создании и поддержании благоприятного инвестиционного имиджа страны путем создания адекватного информационного компонента есть как у лиц, принимающих политические решения в области экономики, так и у инвесторов. Причем чем шире временной горизонт у лиц, принимающих политические решения, тем выше стимулы к созданию благоприятного инвестиционного имиджа. Тут важно обеспечивать достоверность информации и публичных обещаний.

         Интерес в улучшении имиджа есть и у бизнеса. Во многих странах он принимает участие и даже финансирует соответствующие мероприятия. Но заинтересованность фирм все же слабее, поскольку они в первую очередь заинтересованы в конкретных выгодах для себя, а имиджевые мероприятия, как правило, нацелены на улучшение общей ситуации. Инвестиционный имидж страны, региона, отрасли, компании формируется в результате получения и обработки данных самими инвесторами (потенциальными или фактическими) и другими заинтересованными сторонами, необязательно напрямую включенными в инвестиционный процесс. От методов распространения информации и ее обработки реципиентами во многом зависит и политика формирования инвестиционного имиджа. Государство способно оказывать влияние лишь на распространение сведений об инвестиционном климате, но не на их интерпретацию инвесторами. Поскольку информация может распространяться спонтанно и/или целенаправленно, то с точки зрения организации информационных потоков можно выделить два способа формирования инвестиционного имиджа – спонтанный и целенаправленный. Следует также отметить, что информация об инвестиционном климате распространяется не только из данной, но и из других стран. Соответственно выделяются три варианта определения атмосферы формирования инвестиционного имиджа:

  1. благожелательный; 2) нейтральный; 3) негативный.

Объединение двух критериев позволяет  составить матрицу условий формирования инвестиционного имиджа (таблица 1.1.2). В случаях 1.1, 1.2 и 1.3 не предпринимается целенаправленных действий по формированию благоприятного инвестиционного имиджа страны ни со стороны органов государственной власти, ни со стороны бизнеса. Инвестиционный имидж формируется главным образом на основе повседневного взаимодействия   между предпринимателями и публичных выступлений ключевых политиков. Траектории спонтанного формирования инвестиционного имиджа будут различаться в зависимости от того, в какой атмосфере оно происходит.

Таблица 1.1.2.

Матрица условий формирования инвестиционного  имиджа

Способ организации

информационных 

потоков

Атмосфера формирования инвестиционного имиджа

Благожелательная

Нейтральная

Негативная

Спонтанный

Целенаправленный

1.1

2.1

1.2

2.2

1.3

2.3


                       

       В случаях 2.1, 2.2 и 2.3 инвестиционный имидж формируется целенаправленно органами государственной власти и/или бизнесом в различных условиях. В случае целенаправленного создания инвестиционного имиджа возникает вопрос о наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов. Иными словами, необходимо определить, в каких случаях отдача может быть наибольшей. Опыт многих, более удачливых в привлечении прямых иностранных инвестиций, стран свидетельствует, что спонтанное распространение информации заметно проигрывает целенаправленному.

         Каждый квартал  Economist Intelligence Unit (дочерняя компания медиакорпорации «The Economist») оценивает уровень риска инвестирования в различные страны [1].  Основные критерии оценки EIU: политический климат, экономическая политика, риск неплатежеспособности и состояние банковской системы. В результате риск оценивается по шкале от нуля – ничтожный риск – до 100 балов – максимальный. По сравнению с другими аналогичными рейтингами странового риска, составленными EUI, Россия находится в числе лидеров по риску, однако имеет положительную динамику в его снижении: 1994 г. – 95 баллов из 100, 1995 г. – 90 баллов, 1996 г.- 85, 1999 г. – 63 и 2000 г. – 59 баллов. Удельный вес России в международных инвестициях в новые рынки составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину,  Турцию, Чили и другие развивающиеся страны и новые индустриальные страны. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику, по данным  Госкомстата Российской Федерации, на середину 2007 года составил 74 млрд долл., из них 42 млрд долл. составляют прямые инвестиции [2]. Современную базу для иностранных инвесторов в России составляют более 30 законов и указов Президента. Действуют также ряд постановлений Правительства, конкретных ведомственных инструкций. Главный среди всех документов – это Закон об иностранных инвестициях в РФ от 9 июля 1999 г. России также пора сформулировать свою политику создания и поддержания инвестиционного имиджа, включая решение таких вопросов, как масштабы выделяемых на эти цели ресурсов, организационные рамки, методы оценки результатов и т.п.

Таким образом, вкладывая капитал  за рубежом, инвесторы осуществляет зарубежные инвестиции. При этом необходимо реально оценивать имеющиеся предпосылки эффективного вложения капитала и рассчитывать на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране инвестирования. Как показало исследование, иностранных инвесторов, прежде всего, интересует инвестиционный имидж страны. Инвестиционный имидж России можно и нужно улучшать путем создания благоприятной правовой обстановки, налоговой политики, использования целенаправленных методов распространения информации и ее обработки реципиентами. Заинтересованность в этом должна быть как у государства, так и у предпринимателей.

Но взгляды на понятие «инвестиционный имидж», методологию оценки его состояния, государственную политику в области поддержания и доведения его до благоприятного уровня в мировом сообществе различны. Какой взгляд будет положен в основу формирования инвестиционного имиджа конкретной территории зависит от профессионализма принимающих решения лиц, но самое главное - от приоритетов  развития и местных условий страны, региона. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.

1.2. Организационно  – экономический механизм привлечения  иностранных инвестиций в регионы России

 

В процессе формирования стратегии и разработки программы привлечения иностранных инвестиций в экономику региона для достижения оптимального результата важно принимать во внимание, с одной стороны, инвестиционную ситуацию в регионе, с другой – возможности и интересы иностранного инвестора. При формировании стратегии работы с иностранными инвесторами важнейшим фактором является обоснованность выбора методов оценки потребности и эффективности привлечения иностранного капитала. В зависимости от стратегии привлечения и учета ряда специфических особенностей, требуются и специальные средства их решения. Для предотвращения возможных отрицательных последствий привлечения иностранного капитала целесообразно снабжение инвестиционного для региона механизма системой контроля, которая бы обеспечивала, в частности, защиту природных ресурсов региона от неэффективного использования со стороны зарубежного партнера, защиту занятого в экономике населения от локаутов, от резких колебаний цен. Цель подобных ограничений состоит в том, чтобы обеспечить стабильность функционирования важнейших систем жизнеобеспечения региона, а также избежать чрезмерной зависимости этих систем от решений иностранных граждан или владельцев иностранного капитала.

Одним из главных элементов региональной стратегии привлечения иностранных инвестиций является схема регулирования привлечения иностранных инвестиций (рисунок 1.2.1.), составленная автором на основе научно-практических исследований С.В.Сулоевой [29]. Программа привлечения иностранного капитала в экономику региона должна выстраиваться соответственно в русле регионально-ориентированной стратегии экономического развития. В этой связи программа социально-экономического развития региона с учетом ожидаемого привлечения иностранных инвестиций должна разрабатываться с учетом следующих факторов: в какие отрасли или сферы региональной экономики следует привлекать иностранный капитал, какой может быть его доля в общем объеме инвестиционных ресурсов региона, каким должен быть механизм регулирования иностранной инвестиционной деятельности, какие органы будут осуществлять его реализацию.


Предлагаемая схема регулирования  привлечения иностранных инвестиций в российские регионы включает ряд последовательных этапов. На первом этапе определяются цели и задачи развития региона, для решения которых желательно привлечь иностранные инвестиции. Реализация предлагаемой концепции на первом уровне должна проходить с учетом структуры хозяйства региона. Если в экономике преобладают добывающие и связанные с ними смежные отрасли, то такие регионы будут склонны к выбору стратегии, преимущественно ориентированной на внешний рынок, опираясь, прежде всего, на наличие имеющихся природных ресурсов. Это предполагают экспортную ориентацию и только вслед за ней стимулирование активности на внутреннем рынке. 

Следующий этап предлагаемой схемы  предусматривает разработку комплекса  мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала и включает организационно-экономические блоки, функционально обеспечивающие не только создание инвестиционной среды, но и формирующие саму оценку ее благоприятности. Законодательные и нормативные акты,  принимаемые на федеральном уровне, должны формироваться по рамочному принципу, давая возможность субъектам федерации конкретизировать положения федерального законодательства с учетом необходимости внесения специфических положений, которые конкретизируют условия иностранной инвестиционной деятельности в регионе и, тем самым, способствуют более благоприятному инвестиционному климату уже на уровне конкретного региона.

К примеру, Республика Дагестан имеет  явные конкурентные преимущества, создающие благоприятные условия для реализации крупномасштабных инвестиций: выгодное географическое положение и важнейшее геополитическое значение для России; развитая транспортная инфраструктура; высокий природно-ресурсный потенциал; богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; высокий туристско-рекреационный потенциал; наличие высококвалифицированной рабочей силы и экономически активного населения; стабильная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация.

            О положении дел свидетельствуют  и цифры. Увеличение инвестиций  в основной капитал Республики Дагестан в первом полугодии 2007 года по сравнению  с  аналогичным периодом 2006 года составило 21,7%. [28]. В 2006 году на развитие экономики и социальной сферы республики предприятиями и организациями всех форм собственности использовано 2696,9 млн. рублей инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил по предварительным данным 56288,9 млн. руб. [38]. Но необходима дальнейшая  работа. В первую очередь – по совершенствованию законодательной базы для инвестиционной деятельности. В регионе уже принят ряд законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивающих инвесторам поддержку со стороны органов власти в виде предоставления налоговых льгот, льготных кредитов и других государственных гарантий.

 

Концепция развития региона

Освоение 

природных

 ресурсов

Модернизация

технологических

процессов

Создание

рыночной

конкурентной среды

Преобразование

территориальной

структуры производства

Развитие социальной инфраструктуры

Совершенствование системы

 управления

Цели и задачи развития региона





 

Нормативно-законодательная база регулирования инвестиционных процессов

Институты и инструменты регулирования  привлечения иностранных инвестиций

Пути и способы активизации привлечения иностранных инвестиций





Инвестиционная среда в регионе

благоприятная

неблагоприятная






приток

отток

Движение иностранных

инвестиций




 


 

 


Отбор

инвестиционных проектов




Оценка эффективности инвестиционных проектов





 


Корректировка ранее принятых решений




 


Рисунок 1.2.1. Региональная стратегия  привлечения иностранных инвестиций


 

Приняты Законы Республики Дагестан:

          «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан»; «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в регионе с привлечением денежных средств кредитных организаций»,  «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан»; «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан»; «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах».

Информация о работе Управление инвестиционными проектами