Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

Работа МСЭФ.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

        Применение стандартных процедур позволяет повысить качество управленческого труда, улучшить навыки и методы управления, сократить затраты времени и денежных средств, расходуемых на процесс управления, а также улучшить профессиональную подготовку юридических и физических лиц, призванных управлять осуществлением инвестиционных проектов. Предложенная классификация процедур управления может считаться типовой и использоваться для любого конкретного инвестиционного проекта с учетом его масштаба, вида и назначения, внешних условий, доходов инвестора, а также в зависимости от стадии жизненного цикла, на которой находится проект. Вместе с тем, в реальной отечественной практике возможны негативные субъективные проявления в управлении проектом, обусловленные недостаточной профессиональной квалификацией участников проекта, в том числе исполнителей проектных и строительно-монтажных работ, несвоевременной поставкой материально-технических ресурсов, отсутствием системы необходимой оперативной отчетности и сбоями в информационных и управленческих связях между участниками управления инвестиционным проектом.

Многие  инвесторы исключают некоторые стандартные процедуры управления проектами, считая их излишними. Так зачастую исключают полностью стандартную процедуру управления «Конечными целями проекта», что может привести к сбоям в контроле промежуточных целей проекта. В результате, для сохранения конечной цели проекта и завершения работ по объекту в первоначально определенные сроки необходимо сформулировать в качестве промежуточных целей необходимость последовательного выполнения разборочных и связанных с ними строительно-монтажных работ. Осуществление конкретных работ в составе 1, 3 и 6 стандартных процедур  управления позволит завершить строительство объекта в намеченные скорректированные сроки.

При управлении инвестиционным проектом происходит обмен информацией, ее обновление, обработка и анализ. Эффективное управление обеспечивается достоверностью информации, быстротой обработки и передачи ее исполнителям, своевременным обновлением и корректировкой по результатам наступивших событий и выполняемых работ.

Потоки информация, используемые для управления инвестиционным проектом, можно объединить в четыре группы. Первая    группа – информация,    предназначенная  для характеристики конечной и промежуточных целей проекта, т.е. для первой стандартной, процедуры управления.

Вторая группа - информация, характеризующая стоимостные, временные  и ресурсные показатели процессов управления проектом, т.е. предназначенная для второй, третьей и четвертой стандартных процедур управления.

Третья группа - информация, характеризующая  взаимоотношение участников проекта,  путем заключения контрактов и оформления актов, т.е.  предназначенная для пятой, шестой и седьмой стандартных процедур управления.

Четвертая  группа - информация,  характеризующая влияние  внешней, среды на проект, т.е. предназначенная для восьмой стандартной процедуры управления.

Для каждого инвестиционного  проекта создается своя информационная база, за исключением информации общей для инвестиционной сферы (законодательные акты, нормативные документы, частично справочные материалы, научные сведения и учебная литература).

В настоящее время в  европейских странах  широко используют, появившиеся в США после Второй мировой войны, элементы контроллинга. Вполне целесообразно их применение и в российской практике управления международными инвестиционными проектами.  Преимущества контроллинга заключаются в том, что он «исходит из реалий риска, его неопределенности, стихийности, нестабильности цен, сбыта, загрузки мощностей, вариантности возможных решений и ответственности за их последствия, возможности банкротства, постоянной необходимости их развития  и совершенствования на основе трезвого расчета эффективности» [11].

Основное внимание в  процессе контроллинга инвестиционного  проекта предлагается уделять внимание трем важнейшим параметрам: конечным целям проекта, стоимостным и временным показателям. Контроллинг позволяет управлять событиями,  которые могут или должны произойти.

Рассмотрим этот вопрос на следующем примере.

Отсутствие контроллинга на ранних стадиях процесса разработки и реализации инвестиционного проекта по строительству здания Центра новейших медицинских и специальных технологий Российской Академии медицинских наук, имеющей конечной целью создание академической материально-технической базы для размещения научно – координационных  центров по проблемам социально-значимых заболеваний, привело к тому, что на протяжении остального периода его строительства менялись промежуточные цели проекта  (хотя конечная цель проекта оставалась неизменной). Первоначально планировались только лабораторные помещения, затем с учетом развития медицинской науки в области диагностики, лечения и профилактики социально-значимых заболеваний, в составе проекта были выделены помещения для медицинского пансионата, диагностических лабораторий, помещений для проведения семинаров, симпозиумов, конференций по внедрению и продвижению новых технологий.

На практике, в связи с недостаточными объемами финансирования бюджетных средств по годам, Российская Академия медицинских наук была вынуждена выделить две очереди строительства. Данный пример подтверждает, что формулирование промежуточных целей должно производиться уже в процессе разработки концепции и включать промежуточные цели на отдельных стадиях жизненного цикла управления инвестиционным  проектом. Если  в процессе управления инвестиционным проектом условия реализации полностью соответствуют тем, которые определены в концепции, проектной и сметной документации, а также в плановой документации, то управление инвестиционным проектом, то есть управление стоимостными, временными и конечными показателями, заключается в строгом соблюдении документально зафиксированных условий и количественных показателей. Однако действительность такова, что в процессе реализации возникают различные отклонения от фиксированных в документах условий и ситуаций.

Для этих случаев предлагается использовать элементы контроллинга. Они позволяют минимизировать будущие отклонения рассматриваемых показателей от проектных и плановых величин. Достижение конечных и промежуточных целей будущего периода может потребовать дополнительно стоимостных и временных затрат. На основании имеющейся информации оценивается наличие, достаточность,   взаимозаменяемость  использования     резервов, заложенных в проектной, сметной и плановой документации, а также определяется период реализации проекта, в течение которого возможно войти в предусмотренные проектом и планом сроки выполнения проекта и его качества.

Таким образом, информационная система обеспечивает не только управление инвестиционным проектом, но и является инструментом «наладки» управлении им, то есть, наладочной функцией. Это становится возможным, благодаря стыковке между контроллингом и информационной системой [27]. Большое значение приобретает контроль за соблюдением интересов участников инвестиционного проекта в процессе выполнения договорных условий и комплекса показателей, характеризующих, деятельность каждого участника по реализации инвестиционного проекта. В условиях рыночной экономики сложно, а часто и невозможно корректировать уже совершенные ошибки в процессе управления инвестиционным проектом. Поэтому  планирование и проектирование, а также управление должно осуществляться с меньшими допусками. В свою очередь, предъявляются более жесткие требования и к чувствительности инструментов обработки информационной системы и оценки выполнения плановых и проектных показателей. Таким образом, при управлении инвестиционным проектом предполагается реализовать основные функции контроллинга, обеспечивающего стыковку производственных связей и экономических интересов.

        Таким образом, России необходимы новые качественные методы управления международными инвестиционными проектами. Необходимо совершенствовать экономический механизм управления и контроля, позволяющие определить новые подходы по учету влияния факторов внешней среды на основные показатели инвестиционных проектов, реализуемых в процессе осуществления инвестиций. Стандартные процедуры управления международными инвестиционными проектами используются на всех стадиях и этапах реализации проекта, что позволяет повысить качество управленческого труда, улучшить навыки и методы управления, сократить затраты времени, денежных средств, расходуемых на процесс управления, а также улучшить профессиональную подготовку юридических и физических лиц, призванных управлять осуществлением инвестиционных проектов.

Важное значение имеет и методический прием,  позволяющий реализовать  одну из важнейших функций управления инвестиционным проектом – контроллинг  трех важнейших  его показателей  в процессе материализации инвестиций в основной капитал проекта: конечной цели, временных затрат и стоимости проекта. Но этого недостаточно. Необходима система текущего контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта. Данная тема будет раскрыта в следующем параграфе конкурсной работы.

3.2. Моделирование  системы контроля за ходом  выполнения инвестиционного проекта

         Реальный процесс реализации инвестиционного проекта в каждом конкретном случае обладает определенной спецификой зависящей, не только от объективных факторов, но и субъективных. Наиболее существенным при этом является качество управления международным инвестиционным проектом, одним из последствий которого может стать расхождение между расчетными и фактическими параметрами проекта. В связи, с чем предлагается рассмотреть, получивший широкое распространение в последние годы, метод контроля за ходом выполнения инвестиционного проектах [23]. Сплошной текущий контроль за значениями, утвержденных в проекте, параметров, а также выявление отклонений по ним позволяет оперативно принимать управленческие решения с целью устранения причин выявленных отклонений. Также в управляющей подсистеме необходимо разработать алгоритм расчета экономического эффекта (или антиэффекта), возникшего под влиянием выявленных отклонений. При этом необходимо учитывать отклонения фактического расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, задействованных в проекте, по сравнению с запланированными.

Наиболее часто моделирование  системы контроля осуществляют за ходом  выполнения строительных проектов. Определение влияния фактического отклонения параметров от утвержденных по каждому строительному объекту в стоимостном выражении дает возможность судить об экономической эффективности соответствующего управленческого звена, позволяя рассчитывать его вклад в общий результат производства. Кроме того, текущий контроль за состоянием строительного оборудования позволяет накапливать фактическую информацию, необходимую для контроля и дальнейшего планирования затрат, связанных не только с содержанием оборудования, но и с расходованием материальных ресурсов, а также принимать на основе этой информации решения о режимах загрузки. Ведение режимного листа дает возможность собирать данные о производственном процессе в режиме реального времени и составлять отчеты за какой-либо период в любой момент времени (по требованию). Необходимым условием обеспечения эффективности всей системы контроля является возможность расчета мгновенных и периодических материальных балансов. Мгновенный баланс составляется за самый краткий промежуток времени, который возможен. Периодический баланс выводится суммированием мгновенных материальных балансов. Мгновенный материальный баланс применяется в технологической управляющей подсистеме. Периодические материальные балансы используются как в технологической, так и в экономической управляющих подсистемах. По данным приведенных материальных балансов контролируется соблюдение установленных параметров расхода не только на весь строительный цикл, но и в разрезе каждого вида используемых ресурсов, в особенности, универсального применения (например, расход бензина, дизельного топлива, электроэнергии).

    Сформированная в информационной подсистеме база данных о строительном процессе является основным источником информации для управляющей подсистемы. Поэтому при создании информационной подсистемы необходимо ориентироваться на потребности управляющей подсистемы. С этой целью можно выделить следующие критерии соответствия данных, полученных из информационной подсистемы, требованиям управления: сплошное непрерывное отражение информации о процессе строительства; получение этой информации в режиме реального времени; возможность составления отчетов о ходе строительства в каждый момент времени или за краткие промежутки времени; формирование базы данных накопительным способом в течение отчетного периода, например, данные о потреблении производственных ресурсов необходимо собирать нарастающим итогом в течение всего периода работ. Возможно формирование аналогичной базы по всем объектам строительства или отдельным, законченным строительством, элементам.

В целях обеспечения  контроля за соблюдением режима нормирования  в рамках реализуемого проекта  инвесторы и (или) менеджмент должны определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять по строительству в целом, а также сами устройства для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия или отклонений фактических норм расхода ресурсов по сравнению с установленными проектом параметрами. В соответствии с Законом РФ от 27.04.93 г. № 4871-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» заинтересованная структура или специально созданное участниками проекта для целей контроля управленческое звено должно разработать процессы для подтверждения того, что способ мониторинга и измерения совместим с требованиями к мониторингу и измерениям [33].

  Если при мониторинге и измерении фактических норм расхода по сравнению с нормативными показателями используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по мере необходимости. Для получения оперативной информации и при наличии ограниченного компьютерного оснащения существует реальная возможность организации системы непрерывного контроля за поведением норм расхода материальных и энергетических ресурсов в натуральном выражении с использованием классических методов статистики. В качестве инструмента осуществления текущего контроля за поведением нормативов может использоваться хорошо разработанный и широко используемый в зарубежной практике инструментарий, базирующийся на применении информационных контрольных карт. Основная цель применения контрольных карт — быстро обнаружить неслучайные изменения производственного процесса, вызвавшие изменения утвержденных в проекте параметров расхода с тем, чтобы выявить причину изменения и внести необходимые корректировки в процесс прежде, чем будет допущен значительный перерасход соответствующего ресурса и (или) некачественно выполнены строительно-монтажные работы.

Информация о работе Управление инвестиционными проектами