Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

Работа МСЭФ.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

В  контрольной карте центральная линия Н соответствует установленному номинальному значению контролируемого параметра. Верхняя ВН и нижняя НН границы регулирования характеризуют допустимый, в соответствии с ТУ, проектно-сметной документацией, финансовым планом или иными документами, интервал изменении параметра или норматива. Контролируемым параметром при этом может быть любая натуральная или финансовая единица расхода. Последовательные отрезки прямых линий, соединяющие точки равномерного учета контролируемого параметра позволяют получить график, наглядно отражающий тенденции изменения норматива во времени. Пространство, ограниченное линиями ВН и НН, характеризует зону допустимых разбросов. Таким образом, если производственный процесс в точках измерений расхода ресурсов непрерывно фиксируется в качестве статистического графика, то все значения (показатели норм расхода) укладываются в зону нормативного допуска самой нормы. При этом принимать никакие управленческие решения не требуется. Попадание значений нормы за пределы допуска свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства. Однако отметим, что возможны обстоятельства, когда значения контролируемой нормы укладываются в допустимую зону отклонений, но достаточно определенно обозначается тенденция снижения или увеличения значения нормативного показателя. В обоих случаях лицо, ответственное за соблюдение данной нормы, получает информацию для принятия соответствующих решений на самых ранних стадиях потенциальных сбоев в производственном процессе. Очередной сигнал для принятия управленческих решений возникает в случае выявления по результатам контроля тенденции к разбросу параметров измерений в более широком, но стабильном коридоре. При этом сопоставление данного факта с поведением других параметров и норм, в том числе со стандартизованными характеристиками оценки качества строительно-монтажных работ, при условии соответствия последних требованиям СНИПов, ГОСТов, ТУ или других аналогичных нормативных документов, может свидетельствовать о допустимости новой тенденции и отсутствии необходимости вмешательства в строительный процесс. Отрицательный результат такого сопоставления будет однозначно определять наличие технологического или организационного сбоя и решение этой проблемы должно переходить к лицам, ответственным за данное производственное звено. Использование контрольных карт в качестве одного из главных информационных носителей позволяет не только контролировать, но и уточнять использованные (или задаваемые) проектировщиками параметры и нормы. В особенности это касается технологических норм. Исходные их значения и граничные допуски (ВН и НИ) формируются разработчиками ТУ в обобщенных («эталонных») условиях.  Поэтому в условиях реального производства и применительно к конкретному проекту может не быть прямой связи между фактически формирующимися допустимыми параметрами изменений фактических норм и их исходными значениями, а сравнение некоторых единичных нормативов со стандартизованными требованиями будет ошибочным.


Таким образом, следующим  этапом работ по контролю за выполнением проекта, в случае необходимости организации текущего контроля прямо измеряемых норм затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, должно стать повышение обоснованности не только самих параметров и норм, но и допустимого диапазона их изменений. Отклонения от допустимого диапазона дадут необходимую информацию для принятия или непринятия управленческих решений. Эти вопросы можно решить при расчете и контроле за соблюдением самих норм и отклонений от них на любой стадии осуществления контроля.

Оценку состояния и  поддержки нормативной дисциплины исполнения проекта в целом можно получить при  использовании следующих коэффициентов:

 Коэффициент Ср характеризует меру потенциального разброса нормы и вычисляется по формуле: Ср = (ВН - НН) / 6q; где: q - среднеквадратическое стандартное отклонение реальных измерений нормы от ее фиксированного стандартизованного значения. Зона между пиниями ВН и НН соответствует диапазону требований ТУ. При изменении коэффициента Ср от 1.0 до 2.0 величина разброса наблюдаемой нормы меняется от 100% до 50% диапазона, регламентированного требованиями ТУ. При значениях Ср, близких к 1.33, никакого управленческого вмешательства не требуется. Достижение больших значений Ср потребует существенного комплекса мероприятий.

 Коэффициент Ср характеризует фактическое поведение нормируемого показателя, но не учитывает смешения (если оно происходит) среднего значения нормы. Этот учет осуществляется коэффициентами:

 

 

 

Ср1 = (ВН-n)/Зq;                  (3.2.1.)

             Ср2 = (n - НН)/Зq;                (3.2.2.)

             M = min (Cp1, Cp2);             (3.2.3.)

где m — среднее фактическое значение измеряемой нормы.

Коэффициент М характеризует  нормированное расхождение между средним фактическим значением измеряемой нормы и ближайшим значением интервала отклонений согласно ТУ.

Коэффициент К дает количественную оценку «отклоненности» фактической нормы и характеризует степень приближения фактического значения к уровню величины согласно ТУ:

К = 2|m-m|/(BH-HH);                     (3.2.4.)

                             0 < К< 1;

где m =  1/2 (ВН + НН) — среднее значение нормы по ТУ.

    Реализация задачи оптимизации производства с точки зрения технологии идет параллельно с экономической обработкой полученной информации. Определяется стоимость фактически потребленных ресурсов по нормативным, плановым или любым другим фиксированным в учетном периоде ценам. Отклонения, выявленные в управляющей технологической подсистеме, получают стоимостную оценку.

   Таким образом, одним из распространенных методов управления международными инвестиционными проектами является метод контроля за ходом выполнения международного инвестиционного проекта. Сплошной текущий контроль за процессом реализации проекта и выявление отклонений позволяет оперативно принимать управленческие решения с целью своевременного устранения причин возникших отклонений. Разработанная система имитационных моделей может быть использована в составе аналитического обеспечения региональной системы управления при разработке и реализации отдельных инвестиционно - строительных проектов, а также для получения интегральных оценок эффективности инвестиционно - строительной деятельности в регионе. Но в современных условиях, когда инвестиционная деятельность набирает большие обороты, необходимо совершенствовать методы и формы управления международными инвестиционными проектами. Раскроем данный вопрос в следующем параграфе конкурсной работы.

3.3. Концессии  как инструмент эффективной реализации  международных инвестиционных проектов  в Дагестане

 

       Процесс реализации  международных инвестиционных проектов требует совершенствования инструментов управления. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, с прогрессом мирового хозяйства, неразрывно связанным с развитием инвестиционных процессов. Доброжелательная политика поддержки инвестиций должна сочетаться с внедрением новых методов реализации инвестиционных проектов в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы страны.  Интегративное управление инвестиционными проектами в российских  регионах включает активное использование пока еще нетрадиционной в современной России концепции государственно-частного партнерства (ГЧП,  Public – Private Partnership – PPP) [15]. ГЧП  основано на нескольких главных положениях. Первое – сохранение государственной собственности на сооружаемые объекты. Второе – привлечение  частного капитала под гарантии государства. Третье – обеспечение частным компаниям прибыльности при условии жесткого госконтроля. Развитие процесса ГЧП определяется несколькими факторами. Первое – бизнес в большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Второе – государство может облегчать условия реализации совместных с бизнесом проектов посредством принятия на себя части рисков, предоставлении земли под производимые объекты инфраструктуры, лицензий, разрешений, а также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, дотаций и других видов поддержки.

        В современном понимании ГЧП представляет собой стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых  объектов. Модернизация инфраструктуры, осуществление крупных проектов  в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП. Другого рационального и широко принятого в международной практике решения этой проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств у государства просто нет. В практике зарубежных стран мира предметом ГЧП являются не только инфраструктурные объекты, но и недра, лесные угодья, вся государственная собственность, различные виды государственной деятельности. Но наибольшую эффективность и экономический результат они приносят, как свидетельствует мировой опыт, именно в сфере  инфраструктуры. Система партнерских отношений между государством и частным сектором является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики и проявляется в различных формах: 1) государственной контрактной системе, 2) совместных государственно-частных предприятиях, 3) аренде государственного имущества, 4) концессиях.   Первые три достаточно хорошо известны в России. Для них создана правовая база, система государственного управления, контроля, регулирования. А вот концессии – это новая в мире и малоизвестная для России форма хозяйствования. В мировой практике наибольший интерес к ним проявлен за последние 10-12 лет в отношении строительства крупных промышленных и инфраструктурных объектов (электростанции, промышленные и торговые предприятия, железные и автомобильные дороги, трубопроводы и др.). В начале 1990-х  гг. концессии получили новый импульс в связи с либерализацией и глобализацией, ростом международных экономических связей и транснационализацией капитала. Для России данный процесс обладает особым значением, о чем свидетельствует осуществляемая в настоящее время разработка российского закона о концессиях.

   Итак, концессия – это система отношений между государством и юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления государством концессионеру определенных прав по владению и пользованию объектом своей собственности за плату и на возвратной основе [21]. Отношения этих двух субъектов оформляются  в виде специального договора концессии. Из всех форм ГЧП концессии объективно являются наиболее привлекательными для бизнеса, поскольку они предоставляют ему гораздо большую административно-хозяйственную свободу, чем, например, совместные предприятия или аренда. Концессии выгоднее и для государства, так как оно перестает заниматься несвойственной ему производственной деятельностью, а в тоже время оставляет за собой стратегические вопросы, функции регулирования и контроля, закрепленные в законах и конкретных договорах концессий. В концессионную деятельность вовлечены разные экономические агенты: государство, частные строительные, финансовые, инвестиционные, консультационные фирмы, подрядчики, субподрядчики. Все они связаны системой отношений в рамках конкретных концессий.

           В октябре 2004 г. прошли заседания  правительства Российской Федерации и Совета по конкурентоспособности и предпринимательству Правительства  России, посвященные становлению концессий в инфраструктуре. Принято решение активизировать усилия по подготовке закона о концессиях, который должен стать правовой основой ГЧП. С этой целью создан Экспертный совет по вопросам концессионного законодательства при Государственной думе Российской Федерации. Пока в России только разрабатываются концептуальные основы концессий. В стране нет ни институтов, ни законодательства в этой области, ни четкого представления о том, как должны регулироваться предприятия, созданные на основе концессий. Системный подход к государственно-частному партнерству должен предусматривать комплексное решение нескольких основных задач. Первая и самая главная – разработка концепции и стратегии ведения форм ГЧП, которые должны, в частности, включать механизм и инструменты политики ГЧП и перечень законодательных актов федерального уровня в пакете. Задача вторая – создать достаточно полную и замкнутую законодательную базу по ГЧП, включающую нормативные акты и подзаконные документы по концессиям (типовые договора, регламенты, положения о землеотводе и т.п.).

      Одним из самых крупных проектов на международной концессионной основе, который был     реализован в 1990-е гг., является строительство Евротуннеля — подводной железнодорожно-автотранспортной магистрали под проливом Ла-Манш, соединяющим Францию и Великобританию. Еще одна программа привлечения частных инвестиций для строительства магистральных сетевых объектов реализуется в Европейском Союзе с конца 1990-х. Она будет осуществляться и течение 15—20 лет в рамках Европейской перспективы пространственного развития, которая предусматривает создание трансевропейских сетей транспорта, коммуникаций, энергетических структур.

     Для осуществления управления концессионным процессом в странах мира, как правило, создаются специальные институты. Например, в Коста-Рике — Национальный фонд концессий. Для России особенно интересен и полезен опыт зарубежных стран, поскольку ее субъекты  обладает принципиальной возможностью осуществления крупных инвестиционных объектов с привлечением иностранного капитала на основе государственных концессий. Республика Дагестан, используя мировые аналоги,  может развертывать инвестиционно - строительную деятельность на основе концессий. Их объектами способны стать: автодорожное хозяйство, железные дороги, порты, аэропорты, магистральные трубопроводы, электроэнергетика, коммунальное хозяйство.  Правительство республики предприняло первые попытки в сфере государственно-частного партнерства, утвердив 29 февраля 2008 года №39-р План действий по развитию частно-государственного партнерства в Республике Дагестан, принят Закон  «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах».

Информация о работе Управление инвестиционными проектами