Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:32, дипломная работа
Целью дипломной исследовательской работы является изучение товароведной характеристики и проведение оценки качества, совершенствование потребительских свойств вареных колбасных изделий, реализуемых в магазине «Магнит».
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1 изучение товароведной характеристики и потребительских свойств вареных колбасных изделий;
2 изучение методов определения органолептических и физико-химических показателей качества вареных колбасных изделий;
3 проведение органолептической оценки качества вареных колбасных изделий;
4 проведение экспертизы качества вареных колбасных изделий по физико-химическим показателям качества;
5 анализ ассортимента вареных колбасных изделий, реализуемых ООО «Магнит»;
6 характеристика и анализ дефектов вареных колбасных изделий, реализуемых ООО «Магнит».
Введение 5
1 Обзор литературы
1.1 Состояние и перспективы развития рынка вареных колбасных изделий 7
1.2 Химический состав и пищевая ценность вареных колбасных изделий 10
1.3 Факторы, формирующие качество вареных колбасных изделий 13
1.4 Классификация и ассортимент вареных колбасных изделий 23
1.5 Идентификация и фальсификация вареных колбасных изделий 25
1.6 Характеристика показателей качества вареных колбасных изделий 30
2 Экспериментальная часть
2.1 Объекты исследований 35
2.2 Методы исследований
2.2.1 Органолептические методы определения качества вареных колбасных изделий 37
2.2.2 Физико-химические методы определения качества вареных колбасных изделий 38
2.3 Характеристика показателей качества
2.3.1 Органолептические показатели качества вареных колбасных изделий 41
2.3.2 Физико-химические показатели качества вареных колбасных изделий 45
2.4 Анализ ассортимента вареных колбасных изделий, реализуемых ООО «Магнит» 53
2.5. Изучение дефектов, условий и сроков хранения вареных колбасных изделий, реализуемых ООО «Магнит» 60
Выводы и предложения 64
Список использованной литературы 67
Приложение А Исследуемые образцы вареных колбас 70
Приложение В Акт отбора проб 72
Приложение В Акт экспертизы 74
Приложение Г Прайс-лист ООО «Магнит» 76
Содержание
Введение
1 Обзор литературы
1.1 Состояние и перспективы развития рынка вареных колбасных изделий 7
1.2 Химический состав и пищевая ценность вареных колбасных изделий 10
1.3 Факторы, формирующие качество вареных колбасных изделий 13
1.4 Классификация и ассортимент вареных колбасных изделий 23
1.5 Идентификация и фальсификация вареных колбасных изделий 25
1.6 Характеристика показателей качества вареных колбасных изделий 30
2 Экспериментальная часть
2.1 Объекты исследований
2.2 Методы исследований
2.2.1 Органолептические методы
2.2.2 Физико-химические методы
2.3 Характеристика показателей качества
2.3.1 Органолептические показатели качества вареных колбасных изделий 41
2.3.2 Физико-химические показатели качества вареных колбасных изделий 45
2.4 Анализ ассортимента вареных колбасных
изделий, реализуемых ООО «Магнит»
2.5. Изучение дефектов, условий и
сроков хранения вареных колбасных
изделий, реализуемых ООО «Магнит»
Выводы и предложения
Список использованной
литературы
Приложение А Исследуемые
Приложение В Акт
экспертизы
Приложение Г Прайс-лист
ООО «Магнит»
Введение
Колбасными изделиями являются продукты из мяса, подвергнутого механической обработке с добавлением некоторых других продуктов. Колбасы являются высокоценными продуктами.
Для того чтобы было легче ориентироваться в условиях огромного ассортимента, изделия классифицируют по виду изделия и способу обработки, по виду мяса, по составу сырья, по качеству сырья, по виду оболочки, по рисунку фарша на разрезе и по назначению.
Производство колбас известно с глубокой древности. Эти изделия были известны в Древнем Китае, жители Вавилона включали в свое меню несколько сортов колбас. В Древней Спарте также охотно употребляли колбасы и в настоящее время колбасные изделия имеют большое народное значение, как у нас в стране, так и за рубежом.
В 1913 году в России было изготовлено около 60 тысяч тонн колбасных изделий, а в 1940 году произведено уже 337 тысяч тонн, т.е. в 6 с лишним раз больше. Как следует из приведенных данных, производство колбасных изделий значительно увеличивалось из года в год.
Значение колбас в питании определяется многими факторами, главными из которых являются следующие: возможностью получения различных видов сырья, главным образом мяса и специй, более питательного продукта, по сравнению с использованием в питании отдельных ингредиентов смеси, и второе минимальной затратой времени на приготовление колбас для употребления в домашних условиях. Большинство колбас употребляют без термической подготовки.
Вареные колбасные изделия
ценятся благодаря своей
Целью дипломной исследовательской работы является изучение товароведной характеристики и проведение оценки качества, совершенствование потребительских свойств вареных колбасных изделий, реализуемых в магазине «Магнит». Объектами работы являлись 4 образца вареных колбас, предмет работы – проведение экспертизы качества вареной колбасы по органолептическим показателям качества, а также по показателям содержание влаги и содержание соли.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1 изучение товароведной характеристики и потребительских свойств вареных колбасных изделий;
2 изучение методов определения органолептических и физико-химических показателей качества вареных колбасных изделий;
3 проведение органолептической оценки качества вареных колбасных изделий;
4 проведение экспертизы
качества вареных колбасных
5 анализ ассортимента
вареных колбасных изделий,
6 характеристика и анализ дефектов вареных колбасных изделий, реализуемых ООО «Магнит».
Дипломная исследовательская работа состоит из двух частей
1 Обзор литературы
1.1 Состояние и перспектива развития рынка вареных колбасных изделий
На российском рынке
представлен широкий
Рисунок 1- Структура рынка колбасных изделий по видам в 2010 г. в натуральном выражении, %
Потребление мясопродуктов
можно считать индикатором
Рисунок 2 - Структура продаж колбасных изделий по федеральным округам РФ в 2010 г. в стоимостном выражении, %
Несмотря на рост рынка в стоимостном выражении, объем видимого потребления колбасных изделий и мясных деликатесов в 2009 году сократился примерно на 7,7% и составил несколько более 2,2 млн тонн. По итогам года, сократились как объемы внутреннего производства, так и объемы экспорта и импорта. Это явилось следствием кризисных явлений в экономике: снизился потребительский спрос, подорожало сырье, доля которого в розничной цене колбасных изделий доходит до 45-50%. В относительном выражении больше всего сократился экспорт – на 17,6%, по отношению к объему 2009 года. В абсолютном выражении наиболее значительным стало сокращение внутреннего производства – на 191,8 тысяч тонн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост рынка в стоимостном выражении объясняется не ростом спроса – колбас стали потреблять меньше, – а тем, что эти изделия стали значительно дороже. В среднем каждый человек в год потребляет 42 килограмма. На 1 человека в день приходится 115 граммов. Согласно рекомендациям Всесоюзной организации здоровья норма потребления колбасы и мясопродуктов для взрослого человека составляет 78 килограммов в год.
Наиболее популярными марками колбасных изделий являются «Микоян» (ЗАО «Микояновский мясокомбинат»), «Дымов» (ООО «Дымовское колбасное производство») и «Останкино» (ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат»).
На Рязанском рынке не малую роль играют местные производители. Например, ОАО «Рязанский мясокомбинат» - это современное, динамично развивающееся предприятие. При производстве вареных колбасных изделий используют как натуральные белковые оболочки, черева различных форм и размеров, так и современные барьерные оболочки, позволяющие увеличить сроки хранения продукции без использования консервантов.
Мясоперерабатывающими предприятиями Рязанской области в текущем году произведено 2,2 тысячи тонн колбасных изделий. Особая роль в развитии перерабатывающего производства, расширении его ассортимента принадлежит ООО "Шацкмясо". На предприятии производится свыше 60 видов продукции, пользующейся большим спросом у покупателя.
После длительного простоя наращивает мощности СППК "Агрофирма "Михайловмясо". Продукция предприятия завоевывает рынок высоким качеством и натуральностью.
Также немалую роль на региональном рынке играют такие производители, как ООО «Храповские колбасы», ООО «Альфа» (г.Скопин), «Синтал-М» (г.Рязань), ООО «Кортлав» (г.Рязань), ООО «Новый день» (Рыбновский район).
В перспективе отечественные вареные колбасные изделий должны практически полностью вытеснить с рынка импортную продукцию. Пока же доля импортных колбас составляет 13%, а по прогнозам на 2010 год, она может достигнуть 17%. Для сравнения, доля импортной продукции среди колбасных изделий и деликатесов из других видов мяса составляет 0,26%, и с каждым годом она сокращается.
По прогнозам аналитиков, в 2010 году ожидается рост российского рынка вареных колбасных изделий за счет внутреннего производства. Объемы экспорта, демонстрирующие за последние два года очень высокие ежегодные темпы роста/падения, выше объемов импорта, однако по итогам 2010 года, скорее всего, они останутся на уровне 2009-го [27].
Пищевая ценность колбасных изделий выше ценности исходного сырья, так как в процессе производства колбас из сырья удаляют наименее ценные по питательности ткани. Высокая пищевая ценность колбасных изделий обусловливается также высоким содержанием в них белковых и экстрактивных веществ, низкоплавкого свиного жира. Добавление же молока, сливочного масла и яиц не только повышает питательную ценность, но и значительно улучшает вкус колбасных изделий. Пищевая ценность вареных колбасных изделий представлена в таблице 1.
Основная часть белков в вареных колбасных изделиях– белки полноценные. К ним относятся миозин, актин, миоген, миоальбумин, миоглобин, глобулин. Миоген, миоальбулин растворяются в воде, миозин, глобулин – в солевых растворах. Миоглобин имеет пурпурно – красную окраску и обуславливает окраску мышечной ткани. Чем больше миоглобина в мышцах, тем темнее их окраска. С окисью азота миоглобин образует азооксимиоглобина, который имеет красный цвет, сохраняющийся после термической обработки.
Из неполноценных белков в мясе содержатся коллаген, эластин. Это соединительно – тканные белки, придающие мясу жёсткость. Коллаген при нагревании с водой переходит в глютин, мясо размягчается, а глютин, растворяясь в горячей воде, придаёт вязкость раствору, который при охлаждении застывает, превращаясь в студень [16].
Эластин не изменяется под
воздействием холодной, горячей воды.
Жира в мясе содержится от 1, 2 до 49, 3%. Содержание
жира зависит от вида и упитанности животных. В мясе говядины жира
– от 7. 0 до12%, телятины 0, 9 – 12%, баранины
9. 0 – 15. 0%, свинины жирной – 49, 3%, мясной
–33. 0%.
Усвояемость жиров зависит от их температуры
плавления. Наиболее тугоплавким является
жир бараний, который усваивается на 90%,
затем говяжий жир, который усваивается
на94% и свиной жир – на 97%. Это свойство
жиров мяса связано с содержанием в их
составе насыщенных и ненасыщенных жирных
кислот. В составе бараньего жира больше
насыщенных жирных кислот, чем в свином,
говяжьем, поэтому он более тугоплавкий.