Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:48, шпаргалка

Описание

Билет № 1
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение.
МЧП – самостоятельная, полисистемная, комплексная отрасль права, объединяющая нормы международного и национального права и регулирующая международные отношения.
Общепринятого определения предмета МЧП в доктрине пока нет.

Работа состоит из  35 файлов

16.docx

— 48.40 Кб (Скачать документ)

Б. Национально-правовое регулирование. Масштабы присутствия на территории конкретной страны иностранных  юридических лиц в предпринимательских  целях в существеннейшей мере зависят от уровня благоприятствования в приеме зарубежного бизнеса, который создан соответствующими правовыми предписаниями, действующими в рассматриваемых областях в отдельно взятом государстве, — иными словами, конкретно от того режима, что предоставлен иностранным гражданам и юридическим лицам на данной территории. Именно он определяет их правовое положение в целом.

Национально-правовое регулирование  вложения иностранных средств в  отечественную экономику конкретной  страны может осуществляться либо пакетом  нормативных актов, либо единым комплексным  документом, специально посвященным  этому блоку отношений. Для многих из ведущих западных стран достаточно типично строить национально-правовое регулирование не на специальном  законодательстве по иностранным инвестициям, а на основе применения к таким  отношениям общих норм валютного, налогового, антитрестовского, банковского, корпоративного права (США, Великобритания, Франция, Япония, ФРГ, Швейцария, Испания, Португалия и  др.).

С другой стороны, подобные акты, рассматриваемые в качестве традиционных инструментов регулирования, свойственных  странам Азии, Африки и Латинской Америки, имеются не только в развивающихся  государствах, но и в некоторых  развитых странах (Новой Зеландии, Восточно-

Европейских странах, новых государствах Балтии, Российской Федерации, других странах СНГ, КНР, Монголии, Вьетнаме и т.д.).

Правовое регулирование отношений по иностранным инвестициям, как  правило, осуществляется не с помощью  коллизионного метода, а посредством  использования материально-правовых норм. Указанные специальные акты содержат правила, непосредственно  определяющие права и обязанности  иностранных инвесторов. В этих актах  устанавливается общий порядок  допуска иностранных предприятий и физических лиц в национальную экономику, а также те организационно-правовые формы, в которых осуществляются иностранные инвестиции, условия  функционирования иностранного капитала в стране и т.п.

В одних случаях вводится разрешительный  порядок. В частности, законодательство об иностранных инвестициях Кыргызстана  устанавливает, что иностранные  инвестиции в республике требуют  специального разрешения (лицензии), которое  выдается Кабинетом министров Республики Кыргызстан не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления заявки иностранного инвестора. Регистрация иностранных  инвесторов производится Министерством  финансов республики (ст. 13 Закона об иностранных  инвестициях в Республике Кыргызстан от 28 июня 1991 г.). Некоторые страны применяют  принцип «открытых дверей», т.е. для иностранного капитала устанавливается  свободный доступ в страну. В третьем  варианте действуют достаточно специфичные  условия для функционирования иностранных  компаний и юридических лиц. К последним, в частности, относится  Индия. В законодательстве этой  страны для зарубежных компании, избравших  в качестве места осуществления  бизнеса Индию, предусматривается  особый статус — «зарегистрированной иностранной компании, имеющей в  Индии место осуществления своей деятельности» (ст. 591—602 Закона о компаниях 1956 г.).

Правовое регулирование Китая  по иностранным инвестициям представляет собой образец разрешительной  системы и содержит ряд актов  различной юридической силы по иерархии органов, принимавших их, однако образующих в определенной мере цельную  совокупность национально-правовых актов, начиная с Конституции КНР 1982 г., в которой в общей форме провозглашается  разрешение иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям и отдельным лицам  вкладывать капиталы в Китае и  осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с  китайскими хозяйствующими субъектами. Согласно Закону КНР о предприятиях с иностранным капиталом от 12 апреля 1986 г., а также принятым в  целях его развития и осуществления  Правилам от 28 октября 1990 г. на территории Китая могли создаваться предприятия  со стопроцентным участием иностранного капитала, которые, получив необходимое разрешение на деятельность в пределах территории КНР со стороны компетентных государственных органов (свидетельство об одобрении), осуществляли регистрационные мероприятия для целей реализации производственной (торговой) деятельности и получения лицензии по профилю. Дата выдачи лицензии считается датой учреждения предприятия с иностранным капиталом (ст. 13 Правил). Следует особо подчеркнуть, что созданные на территории КНР в соответствии с договорами о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом, о кооперационных предприятиях с китайским и иностранным участием, субъекты хозяйствования становятся юридическими лицами китайского права и подчиняются китайскому правопорядку (ст. 126 Закона о договорах 1999 г.).

Законодательство Литвы, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации,

Узбекистана, Украины, Эстонии —  стран, имеющих специальные акты в области регулирования иностранных  капиталовложений, — в той или  иной форме запрещает дискриминацию  иностранных инвесторов и устанавливает  либо национальный режим, либо режим  наибольшего благоприятствования. Статья 4 закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации», ст. 5 Закона Узбекистана, ст. 21 Закона Эстонии, ст. 1 Закона Украины обеспечивают полную правовую защиту иностранных инвестиций. В дополнение к этому ст. 6 литовского Закона провозглашает защиту со стороны  литовского государства не только иностранных  инвестиций, но и доходов, прав и  законных интересов иностранных  инвесторов на территории Литвы. В случаях  национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается компенсация (ст. 21 Эстонского закона, ст. 25 Закона Казахстана, ст. 3 Украинского закона, ст. 11 Закона Узбекистана, ст. 8 Закона РФ).

Новейший российский акт в  рассматриваемой области содержит развернутые положения в области  гарантий в отношений иностранных  инвесторов при осуществлении ими  капиталовложений на территории РФ: гарантии правовой защиты деятельности (ст. 5), гарантии использования иностранным  инвестором различных форм осуществления  инвестиций на территории РФ (ст. 6), гарантии перехода прав и обязанностей  иностранного инвестора другому  лицу (ст. 7), гарантия компенсации при  национализации и реквизиции имущества  иностранного инвестора или коммерческой  организации с иностранными инвестициями (ст. 8), гарантия от неблагоприятного изменения  для иностранного инвестора и  коммерческой организации с  иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9), гарантия использования на территории РФ и перевода за ее пределы  доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11), гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы  РФ имущества и информации в документальной  форме или в форме записи на электронных носителях, которые  были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12), гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13), гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14), гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные  участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15), гарантия обеспечения  надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций  и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10). Среди перечисленных гарантий  важнейшее место занимает содержание ст. 7 Федерального закона 1999 г. как новелла  российского права, впервые получившая закрепление. В частности, в ней устанавливается, что если иностранное  государство или уполномоченный  им государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора  по гарантии (договору страхования), предоставленной последнему в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора  на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.

Обходя молчанием вопрос о национализации и реквизиции, Закон об иностранных  инвестициях в Республике Кыргызстан от 28 июня 1991 г. и Закон о концессиях и иностранных концессионных  предприятиях в Республике Кыргызстан от 6 марта 1992 г. предусматривают в  качестве гарантий иностранных  инвесторов и концессинеров полную компенсацию их убытков,

включая недополученную прибыль, возмещаемых  в том числе и за счет казны. Закон Литвы применительно к  аналогичным обстоятельствам вводит такую меру обеспечения государственных  интересов в области регулирования  иностранных капиталовложений, как  приостановление инвестиционной  деятельности. Согласно его ст. 11 инвестиционная деятельность, будь то деятельность совместного  предприятия или предприятия  с иностранным капиталом, может  быть приостановлена литовским правительством, если она: а) противоречит законам Литвы; б) не отвечает экономическим требованиям; в) не соответствует уставу предприятия.

Важнейшими мерами общего характера  по стимулированию или ограничению  иностранного капитала со стороны принимающих  государств являются следующие: государственный контроль за допуском и осуществлением деятельности в особых областях производства и секторах экономики, в частности, добычи полезных ископаемых и разработки недр; недопущение или ограничение  допуска иностранных юридических  лиц в стратегические отрасли  народного хозяйства либо снятие или  сокращение каких-либо запретов на допуск; регулирование с помощью поощрительного либо ограничивающего нормирования перевода прибылей за границу, реинвестирования средств в национальную экономику  принимающего государства, налогообложения; установление экспортно-импортного контроля и др.

  1. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. наследования в  зарубежных странах.

 

В международном частном праве  едва ли можно найти еще такую  же область, которая обладала бы столь  устойчивым «международным» характером и длительной историей, как  право наследования. О том, насколько  велика роль данного института вообще, свидетельствуют слова Рудольфа Иеринга, который отмечал, что «право наследования есть условие всего  прогресса человеческого общества в аспекте истории цивилизации». В наиболее ранних дошедших до нас  памятниках материальной культуры, относящихся к МЧП, получили закрепление  именно правила, регулирующие наследственные отношения. Так, договор князя Олега  с греками 911 г. применительно к  русским, находящимся на службе в  Греции у греческого царя, предусматривал: «Если кто из них умрет, не завещав  своего имущества, а своих родственников  у него в Греции не будет, то пусть  возвратят все его имущество  ближайшим родственникам на Руси. Если же он составит завещание, то пусть  тот, кому он написал распоряжение наследовать  имущество, — устанавливал далее  договор, — возьмет имущество  и наследует в нем».

В силу того обстоятельства, что данный  вид отношений как никакой другой  испытывает на себе влияние исторических, этнических, религиозных и других факторов, нормы, регламентирующие право  наследования в различныхгосударствах, принципиально разнятся, и поэтому  унификация материально- правовых предписаний в данной сфере не только существенно  затруднена, но и вообще вряд ли возможна. Подобные различия касаются основополагающих факторов: круга лиц, могущих претендовать на наследование по закону, формы завещательного распоряжения, прав и обязанностей  наследополучателей и т.д.

Однако унификация коллизионных норм в рассматриваемой сфере МЧП  представлялась актуальной еще  в конце XIX — начале XX в., поэтому  одними из первых международных соглашений, попытавшихся закрепить единообразное  регулирование международных частно—правовых отношений, стали именно конвенции, посвященные вопросам наследственного права. В частности, в 1900 г. на Гаагской конференции были сделаны конкретные шаги по разработке конвенции о порядке разрешения коллизий в области наследования, основным принципом которой провозглашалось единство наследования на основе привязки к национальному закону наследодателя (что было подтверждено и позднее, на конференциях 1904, 1925, 1928 гг.), применяемого как к движимому, так и недвижимому имуществу. И хотя конвенция так и не вступила в силу, сам факт ее создания говорит о многом.

На смену феодальному отрицанию  наследования после иностранца (фр. droit d'aubaine), в результате чего все  имущество, принадлежащее иностранцу, после его смерти захватывалось  местным феодалом, вместе с буржуазными  революциями пришли окончательная  отмена droit d'aubaine и уравнивание в  правах иностранных наследодателей  с отечественными гражданами (подданными).

Развитие коллизионного наследственного  права в течение веков сводится, в сущности, к борьбе трех коллизионных начал: личного закона (гражданства  или закона местожительства), закона места составления акта (завещания) и закона местонахождения вещи. Для  наследственных отношений чрезвычайно важное значение имеет разделение вещей на движимые и недвижимые. Известное  разграничение подходов к коллизионному  регулированию на основе принципа местонахождения  вещи применительно к недвижимостям  и личного закона — в отношении  движимого имущества, характерное  для вещно-правовых отношений, сказывается  и в наследственном праве. На основе такого разграничения можно провести соответствующую классификацию  существующих в мире систем разрешения конфликтов законов в области  регулирования наследственных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"