Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:48, шпаргалка

Описание

Билет № 1
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение.
МЧП – самостоятельная, полисистемная, комплексная отрасль права, объединяющая нормы международного и национального права и регулирующая международные отношения.
Общепринятого определения предмета МЧП в доктрине пока нет.

Работа состоит из  35 файлов

20.docx

— 29.34 Кб (Скачать документ)

Билет № 20

 

  1. Понятие и строение коллизионной нормы.

 

Коллизионная норма – норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к данному частноправовому отношению, осложненному иностранным элементом.

Особенности: 1) не дает ответа на вопрос, каковы права и обязанности сторон правоотношения, а лишь указывает компетентный для этого правопорядок, определяющий права и обязанности сторон. 2) применяется только вместе с теми материальными частноправовыми нормами, к которым отсылает. Особая природа коллизионных правовых норм предопределяет специфику их строения и применения.

Структура нормы отвечает функциональному назначению коллизионного права, призванного обеспечить выбор права, компетентного регулировать частное правоотношение, осложненное иностранным элементом. Она состоит из 2-х элементов: объема и привязки. Объем – указание вида частного правоотношения с иностранным элементом, привязка – указание на право, подлежащее применению к данному правоотношению. Эти 2 элемента присутствуют и в обычных нормах права, но исторически имеют иные названия. Гипотеза – часть нормы, указывающая на те условия, при наличии которых применяется норма, диспозиция – часть нормы, указывающая на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных в гипотезе условий. Таким образом, объем (гипотеза) – часть коллизионной нормы, указывающая на круг частноправовых правоотношений международного характера, подлежащих правовой регламентации. Традиционно объем соответствует конкретному частноправовому институту: наследственные отношения, договорные обязательства и т.д. Сейчас происходит дифференциация и усложнение коллизионных норм, что соответствует многообразию и сложности регулируемых отношений. Привязка (диспозиция) указывает на юридические последствия, которые наступают при возникновении данного частного правоотношения и которые заключаются в выборе права, подлежащего применению. Это структура реальной нормы. Логическая структура состоит из 3-х элементов: объема, привязки и санкции (которая отражена в частном праве). Например, признание соглашения сторон о выборе права недействительным, возмещение причиненных убытков и т.п.

В РФ коллизионные нормы содержатся в следующих кодифицированных источников: раздел 6 (МЧП) ГК РФ, Раздел 7 (применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных  граждан и лиц без гражданства) Семейного кодекса РФ, глава 26 (применимое право) Кодекса торгового мореплавания. Например, п. 1 ст. 1224 ГК: «отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства». Объем - отношения по наследованию, привязка - определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Часто коллизионные нормы включают различные дополнительные условия их применения.

 

 

  1. Обязательственный статут и сфера его применения.

 

Обязательственный статут —это право, подлежащее примене- нию к обязательствам, вытекающим из односторонних сделок и договоров. Раздел VI ГК РФ содержит целую систему коллизи- онных норм, с помощью которых следует определять применимое к обязательствам право. Например, к договору купли-продажи применимым правом будет право страны, где находится место жи- тельства пли основное место деятельности продавца, или к догово- ру подряда применимым правом будет право страны, где находит- ся место жительства или основное место деятельности подрядчика и т. д. (ст. 1211). В данных примерах объемами коллизионных норм являются договор купли-продажи и договор подряда; привяз- ками соответственно являются право страны продавца и право страны подрядчика. Как рассматривалось выше, привязка —это как раз та часть коллизионной нормы, которая определяет право, под- лежащее применению к отношениям, указанным в объеме. Следо- вательно, привязка коллизионной нормы определяет обязательст- венный статут. Правда, в приведенных примерах коллизионные привязки устанавливают обязательственный статут не в целом, а только для отдельных договоров: первая коллизионная норма оп- ределяет статут обязательства по договору купли-продажи, вто- рая—обязательства по договору подряда.

В разд. VI есть коллизионные нормы, охватывающие все виды договоров, а значит, устанавливающие  обязательственный статут, т. е. применимое право для всех договоров. Согласно ст. 1210 ГК стороны договора могут выбрать право, которое подлежит приме- нению к данному договору. Отсюда следует, что обязательствен- ный статут для любого договора —это право государства, избран- ное сторонами. Здесь речь идет об обязательственном статуте в целом.

Из приведенных примеров видно, что, устанавливая право, применимое к  договорным обязательствам, коллизионные нормы формулируют свои объемы самым  общим образом, не раскрывая их содержание: «договор купли-продажи», «договор подряда» или просто «договор». Между тем  за этими терминами стоят понятия, обладающие богатым юридическим  содержанием. Поэтому непре- менно возникает вопрос о пределах применения избранного пра- ва. Какой круг вопросов, связанных с договором, регулируется правом, применимом к данному договору? Всё вопросы, связан- ные с договором, регулируются избранным правом или какие-то вопросы не входят в этот круг? Иначе говоря, возникает вопрос о сфере применения обязательственного статута.

В самом общем виде договор —это соглашение сторон об ус- тановлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Понятно, что права и обязанности являются Центральным элементом договорных обязательств и они, разуме- ется, входят в сферу действия обязательственного статута. А по какому праву должны рассматриваться другие вопросы, не менее важные для договорных обязательств? Например, форма соглаше- ния об установлении прав и обязанностей (форма договора), спо- собность лица обязываться по соглашению, действительность или недействительность соглашения, последствия недействительности и т. д. Входят ли эти вопросы в обязательственный статут или они должны рассматриваться на основе какого-то иного права, избранного на основе иных коллизионных норм?

Поставленный вопрос, несмотря на практическую важность, решался в основном доктринально с учетом судебной и арбит- ражной практики. Новая российская кодификация международно- го частного права восполняет этот серьезный пробел, что следует оценить как одно из ее достоинств. В разделе VI ГК есть специ- альная статья под названием «Сфера действия права, подлежаще- го применению к договору» (ст. 1215). Из названия ясно, что речь идет о сфере действия обязательственного статута примени- тельно к любому гражданско-правовому договору. Это подтвер- ждается дополнительно тем, что абз. 1 ст. 1215 содержит весь пе- речень статей, определяющих применимое право к договорным обязательствам, кроме самой ст. 1215 (ст. 1210—1214, 1216).

Право, применимое к договорам, решает следующие вопросы, связанные с  договором:

1) толкование договора; 2) права  и обязанности сторон договора; 3) исполнение договора; 4) последствия  неисполнения или ненадлежащего  исполнения

договора; 5) прекращение договора; 6) последствия недействительности договора.

При всем разнообразии вопросов, включенных в сферу дейст- вия применимого права, обращает на себя внимание то обстоя- тельство, что все они связаны с правами и обязанностями сторон договора. Даже такой элемент, как последствия недействительно- сти договора, касается прав и обязанностей: либо появляются но- вые права и обязанности, либо изменяются предусмотренные до- говором права и обязанности. Поэтому зд основу определения границ сферы действия обязательственного статута может быть взят главный элемент договорного обязательства — права и обя- занности сторон договора. Все остальные вопросы, прямо не свя- занные с правами и обязанностями, не входят в сферу действия обязательственного статута. Форма договора, способность лица обязываться по договору и пр. подчиняются праву, избранному на основании других коллизионных норм, с помощью других колли- зионных привязок.

Правда, это не означает категорического  неприменения обяза- тельственного статута для решения вопросов, не входящих в его сферу. Такое применение возможно в силу прямого указания за- кона. Так, например, в соответствии со ст. 1208 ГК «исковая дав- ность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению». Отсюда следует, что в отноше- нии договорных обязательств исковая давность будет определять- ся обязательственным статутом, который и регулирует данное обязательственное отношение. В этом случае обязательственный статут выполняет функцию особой коллизионной привязки: lex causae, т. е. закон страны, регулирующий существо отношения. Аналогично решается вопрос об уплате процентов: основания взи- мания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обя- зательствам определяются по праву страны, подлежащему приме- нениюксоответствующемуобязательству(ст.1218).Следовательно, уплата процентов по договорному обязательству, элементом кото- рого является денежное обязательство, будет регулироваться таким обязательственным статутом, как lex causae. Обязательственный статут применим и к уступке требования, в частности к таким вопросам, как допустимость уступки требования, отношения меж- ду новым кредитором и должником, условия, при которых это требование может быть предъявлено к должнику новым кредито- ром и вопрос о надлежащем исполнении обязательства долж- ником. Все эти вопросы согласно п. 2 ст. 1216 «определяются по праву, подлежащему применению к требованию, являющемуся предметом уступки». Любые требования по договорному обяза- тельству регулируются обязательственным статутом.

Последнее, на что необходимо обратить внимание. Статья 1215 устанавливает  круг вопросов, которые непременно должны решаться правом, применимом к  конкретному договору, избирае- мом на основании соответствующей коллизионной нормы. Но коллизионные нормы пользуются термином «договор», не раскрывая его содержания. Поэтому при применении коллизион- ной нормы, устанавливающей применимое право для того или иного договора, ее объем следует толковать через призму ст. 1215. Например, из ст. 1213 вытекает, что к договору в отношении не- движимого имущества применяется право страны, где находится недвижимое имущество. Объем этой нормы — «договор в отноше- нии недвижимого имущества». С учетом ст. 1215 объем этой же нормы выглядит по-другому: «договор в отношении недвижимого имущества, в частности: толкование договора, права и обязанно- сти сторон по договору, исполнение договора, последствия неис- полнения или ненадлежащего исполнения договора, прекращение договора, последствия недействительности договора». Для реше- ния всех этих вопросов должно применяться право страны, где находится недвижимое имущество. Статья 1215 как бы конкрети- зирует содержание понятия «договор» с позиции выбора приме- нимого права и поэтому является обязательной составляющей объема любой коллизионной нормы, предусматривающей выбор

права для договорных обязательств.

 

  1. Международно-правовое регулирование морской перевозки.

 

В законодательстве многих государств обычно не содержатся коллизионные нормы, предусматривающие, право какой  страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. В судах Великобритании и Франции (в соответствии с французским законодательством) применяется закон флага судна, а в судах ФРГ предпочтение отдается закону места назначения груза. Согласно закону Польши применяется закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика.

Морские перевозки грузов могут  осуществляться на различных условиях:

Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками  перевозки оформляются коносаментом. В 1924 г. в Брюсселе была заключена  Конвенция об унификации некоторых  правил о коносаменте. Эта Конвенция  была изменена сначала Протоколом 1968 г., а затем Протоколом 1979 г. В 1999 г. Россия присоединилась к Протоколу 1979 г. Из ст. VII Протокола 1979 г. следует, что присоединение к нему равносильно  присоединению к Конвенции.

Практически условия морских перевозок  внешнеторговых грузов определяются в  договорах фрахтования (чартере), заключаемых  с морским перевозчиком при предоставлении для перевозки всего судна, или  же коносаментом на перевозки отдельных  партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки (на обороте коносамента). Основные условия морских перевозок, интересующие российских предпринимателей (ответственность перевозчика, порядок  предъявления к нему требований), соответствуют  положениям Брюссельской конвенции.

Чартер - документ, удостоверяющий наличие  и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или  фрахтователем, и рассчитан на перевозку  крупных партий грузов, прежде всего  массовых. При перевозках по чартеру  предоставляется все судно, часть  или определенное его помещение. Чартеры разрабатываются по видам  грузов (угольные, нефтяные, лесные и  т.д.), благодаря чему учитывается  специфика перевозки отдельных  грузов. По своему содержанию морской  чартер представляет собой сложный  договор, в который включается до 60 различных условий (предоставление груза, порядок его подачи, расчеты  по фрахту и т.д.). В отношении ответственности  обычно делается ссылка на условия  Конвенции об унификации некоторых  правил о коносаменте. Условия проформ  чартера могут изменяться и дополняться  сторонами, в частности посредством  включения оговорок.

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком или фактическим перевозчиком владельцу  отправляемого морем груза в  удостоверение факта принятия его  к перевозке и обязательства  передать в порту назначения грузополучателю. Коносаменты бывают (по способу обозначения  лица, имеющего право требовать выдачи груза):

Именными,

Ордерными,

Предъявительсикими.

Морской перевозчик при несохранности груза отвечает за вину, а для предъявления к нему требований действует годичный срок давности. При перевозке грузов по коносаменту необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственности за так называемую навигационную ошибку (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном).

В марте 1978 г. на конференции в Гамбурге была принята Конвенция ООН о  морской перевозке грузов, призванная заменить Брюссельскую конвенцию 1924 г. Новая конвенция имеет более  широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд  важных нововведений. В частности, ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности  при навигационной ошибке, несколько  повышен предел его ответственности  за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления  требований к перевозчику (срок исковой давности по сравнению с Брюссельской конвенцией увеличен с одного до двух лет).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"