Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:48, шпаргалка

Описание

Билет № 1
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение.
МЧП – самостоятельная, полисистемная, комплексная отрасль права, объединяющая нормы международного и национального права и регулирующая международные отношения.
Общепринятого определения предмета МЧП в доктрине пока нет.

Работа состоит из  35 файлов

32.docx

— 25.72 Кб (Скачать документ)

Билет № 32

 

  1. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.

 

Иностранный гражданин — это  лицо, имеющее особую правовую связь  — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится. По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.

Иностранные граждане, пребывающие  на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным  правопорядком. Преимущественно  это  осуществляется  на  основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным  актом или международным договором. В новейшем российском законодательстве коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с материально-правовой нормой, устанавливающей общие рамки объемов правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ на основе принципа национального режима, закрепленного во многих других предписаниях отечественного правопорядка. Так, в части третьей ГК предусматривается, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом» (ст. 1196 ГК РФ). В этом смысле важно подчеркнуть, что, во-первых, устранен известный пробел в отечественной регламентации, в результате чего, например, российский суд, разрешая дела, касающиеся правоспособности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся за границей, не имел возможности ни применить иностранное право, поскольку отсутствовала необходимая коллизионная норма, обеспечивающая привязку к нему отношения, ни обратиться к российскому материальному праву в силу неприменимости принципа национального режима; во-вторых, определение правоспособности посредством привязки отношения к личному закону физического лица отражает основную тенденцию мировой доктрины и нормативной практики международного частного права, учитывающей непосредственную связь между правоспособностью и личностью индивидуума.

Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления нового коллизионного  принципа (личного закона), применительно  к вопросам правоспособности позволяет  говорить о двух аспектах проблемы: правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица, и объеме правоспособности, обусловленном  принципом национального режима (своего рода ее «территориальном сегменте»). Предписания об уравнивании в  правах граждан договаривающихся государств содержатся в двусторонних соглашениях  о правовой помощи. Так, в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между РФ и КНР от 19 июня 1992 г. указывается, что граждане одной договаривающейся стороны пользуются на территории другой договаривающейся стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане последней (ст. 1).

 

  1. Вексель и чек в международном частном праве.

 

Конвенция, устанавливающая единообразный  закон о переводном и простом  векселе (Женева, 1930 г.). (далее - ЕВЗ). РФ унифицировала свое законодательство по этой конвенции. В странах англо-американской системы (не участвующих в конвенции) основа английский Закон о векселях 1882 г. и Единообразный торговый кодекс США.

По своей правовой природе вексель  по Женевской конвенции  представляет собой ценную бумагу, а в англо-американской системе - это оборотный документ. Отличия подходов. Англо-американские не устанавливают, что слово «вексель»  является обязательным реквизитом векселя; рассматривают чек как вид  переводного векселя.

Для сглаживания различий одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 1988 Конвенция  ООН о международных переводных векселях и международных простых  векселях, но не вступила в силу. Простой  вексель - осуществленное в письменной форме и ничем не обусловленное  обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег  в определенный фиксированный срок и в определенном месте векселедержателю или его приказу. Переводной вексель (тратта) представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (должника или трассант) плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный фиксированный  срок и в определенном месте векселедержателю (получателю) или его приказу. Переводной   вексель   выписывается   экспортером   и   отсылается импортеру, от которого ожидается, что он акцептует и  в последующем оплатит этот вексель. Простые векселя не требуют акцептования. Индоссамент (передаточная надпись) может  быть совершен в пользу любого лица, как обязанного, так и не обязанного по векселю. Вексельное поручительство - аваль, посредством которого гарантируется  платеж по векселю (третьим лицом). Вексель  может быть выдан сроком: по предъявлении (в течение года); во столько-то времени  от предъявления; во столько-то времени  от составления; на определенный срок. Просрочка в предъявлении векселей к платежу освобождает всех обязанных  по ним лиц, за исключением трассата (лица обязанного оплатить вексель). Права  требования действуют в течение  срока исковой давности (3 года со дня срока платежа). В Конвенции  есть коллизионные нормы. Способность  лица обязываться по векселю определяется его национальным законом и т.д.

Женевская конвенция о единообразном  законе о чеках 1931 г. Чек - строго формальный документ (ценная бумага) приказ владельца банковского счета (чекодателя) банку о выплате держателю чека означенной в нем суммы денег по предъявлению чека или в течение срока, установленного законодательством. Есть обязательные реквизиты (их отсутствие  может привести к признанию чека недействительным). Российское Положение о чеках (принято постановлением Верховного Совета РФ 1992 г.) схоже. В Чеке всякое указание о процентах считается ненаписанным. Срок его обращения ограничен: 8 дней, если оплачивается в стране его выставления; если в разных странах 20 дней. Возможна оговорка эффективного платежа - в какой-либо иностранной валюте и только в ней. Индоссамент «аваль», также как и в векселе. Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках 1931 г. РФ к обоим конвенциям не присоединились. Способность лица обязываться по чеку определяется его национальным законом. Форма чека законом страны, в которой был подписан.

 

  1. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.

 

3 направления деятельности международного  права в разрешении международных  коммерческих споров:

I) унификация процедурных норм  в целях обеспечения единообразия  в процедуре рассмотрения международных  коммерческих споров в арбитражах  разных государств;

Европейская конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.:

1) была разработана под эгидой  Экономической комиссии ООН для Европы, принята в Женеве и вступила в силу в 1964 г.;

2) вышла за региональные рамки  в результате присоединения неевропейских  государств;

3) РФ участвует в ней с 1962 г.

4) применима как к срочному арбитражу, так и к «постоянным арбитражным органам» при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбирательство, имеют местонахождение на территории разных договаривающихся государств.

5) при рассмотрении дела арбитрами  могут быть не только граждане  страны, где спор рассматривается,  но и иностранные  граждане; 

6) установлен  принцип  неограниченной  автономии воли сторон по выбору  применимого права; если стороны  праве не выбрали, то арбитраж  выбирает право в соответствии  с коллизионными нормами, которые  арбитры сочтут применимыми; наконец,  арбитры могут по договоренности  между сторонами вынести решение  в качестве «дружеских посредников»;

7) устанавливает общий принцип,  согласно которому государственный  суд обязан отказаться от рассмотрения  спора, по которому между сторонами  заключено арбитражное соглашение. 

8) она не получила широкого  применения; даже в Европе она  не является общеприменимой (например,  Великобритания до сих пор  не присоединилась к ней). 

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном  коммерческом арбитраже:

1) иная форма сближения арбитражной  процедуры, при которой государства  не связывают себя юр. обязательствами;

2) разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен Генеральной Ассамблеей

ООН 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели соответствующего национального закона.

3) типовой закон не является международным договором => не обладает обязательной юр. силой.

Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ 1976 г.:

1) унифицированные правила арбитражной  процедуры, прежде всего для  срочного арбитража.

2) принят резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН 1976 г. в качестве  рекомендации для использования  в международной торговле путем  ссылок на него в контрактах.

3) порядок формирования арбитража  и процедура рассмотрения спора  составлены таким образом, что  если стороны договорились о  рассмотрении спора срочным арбитражем, то он не может не состояться;

4) быстрому и эффективному рассмотрению  дела способствует гибкость и  многовариантность (например, если стороны уклоняются или не могут договориться в выборе арбитров, то за них это решит спец. орган);

Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ:

1) рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН 1980 г.;

2) согласительная процедура в  отличие от арбитражной, которая  завершается вынесением обязательного  решения, направлена на поиски  компромиссного варианта решения,  устраивающего обе стороны. Если  компромисс не найден и примирение  сторон не состоялось, ничто не  мешает сторонам прибегнуть к  арбитражному разбирательству.

II) создание международно-правовой  основы для признания и принудительного  исполнения решений арбитража  1 государства на территории др.;

Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных  решений 1958 г.:

1) была принята на Конференции ООН в Нью-Йорке;

2) в ней участвует более 120 государств. РФ - ее участница. 

3) на территории РФ Конвенция  действует с оговоркой, что  в отношении решений, вынесенных  на территории государств –  не участников Конвенции, ее  правила будут применяться лишь  на условиях взаимности;

4) обязывает государства признавать  и исполнять иностранные арбитражные  решения так же, как и решения  собственных арбитражей.

III) создание и определение правовых  основ деятельности специализированных  международных центров по рассмотрению  определенных видов коммерческих  споров.

Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и  лицами иных государств 1965 г.:

1) разработана под эгидой Международного  банка реконструкции и развития, принята 1965 г., вступила в силу 1966 г. 

2) в ней участвует более 100 государств. РФ подписала ее, но  пока не ратифицировала.

3) учрежден Международный центр  по разрешению инвестиционных  споров (МЦРИС) - уникальный постоянно  действующий арбитражный орган,  созданный в форме организации,  обладающей международно-правовой  правосубъектностью, со своей специальной юрисдикцией. Центр разрешает споры, отвечающие одновременно 3-м условиям:

а) разрешаются только споры между  государством—участником Конвенции  и физ. или юр. лицом др. государства  -участника Конвенции;

б) спор должен быть инвестиционным, т.е. правовой спор, возникающий непосредственно  из инвестиций;

в) необходимо наличие соглашения в письменной форме, заключенного между  сторонами спора, о передаче его  на рассмотрение в Центр.

4) Конвенция не предусматривает  обязательной передачи инвестиционных  споров в Центр;

5) устанавливает 2 механизма разрешения  инвестиционных споров: примирительную  процедуру и арбитражную процедуру.  Они не соподчинены между собой:  стороны спора вправе избрать  любую из них либо использовать  обе процедуры. 

6) обеспечивает создание относительно  законченной системы арбитражного  процесса;

7) в ней содержатся нормы:

а) регулирующие порядок формирования арбитражного суда для рассмотрения конкретного спора;

б) нормы, определяющие его компетенцию, а также соотношение его компетенции  с компетенцией национальных судов;

в) нормы, решающие вопросы выбора применяемого права;

г) нормы, устанавливающие порядок  признания и исполнения арбитражных  решений, вынесенных в соответствии с Конвенцией, и др.


Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"