Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72

Работа состоит из  1 файл

Ку.р. Роль регион налогов с развитии субъектов РФ_нояб 2010.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

Игорный бизнес и в целом индустрия развлечений, с одной стороны исторически воспринимаются правом как неминуемое (допустимое в разумных пределах) социальное явление, требующее достаточно четкой правовой регламентации. Одним из механизмов такого регулирования в демократических странах с развитыми налоговыми системами традиционно выступают в своем дополняющем сочетании достаточно жесткая лицензионно-разрешительная система и налоговые стимуляторы развития соответствующего вида экономической деятельности в четко отведенных территориальных зонах. При этом очерчивание таких зон осуществляется не посредством установления административных барьеров (ибо они, как правило, менее эффективны), а с помощью введения различных налоговых режимов, в том числе путем локализации на отведенной территории льготных режимов взимания с субъектов игорного бизнеса налогов и сборов. Выбор и формирование соответствующей модели налогообложения игорного бизнеса непосредственно сопряжен с уровнем развития налоговой системы (и в целом – правовой системы) конкретного государства. В Российской Федерации, в последние годы попытки решения проблемы государственного регулирования исключительно административно-запретительными методами показала свою несостоятельность. К сожалению, вряд ли эффективным представляется и искусственное создание «свободных экономических зон игорного бизнеса». В условиях продолжающейся налоговой реформы постепенно повышается значение налоговых механизмов управления экономикой, однако в настоящее время понимание возможностей использования тех или иных стимулирующих методов, а главное практика их реализации в законодательстве о налогах и сборах оставляет пока желать много лучшего [21.

При планировании поступлений от налога на игорный бизнес нельзя не принимать во внимание вступление в силу с 01.01.2007 г. Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который территориально ограничивает возможность организации и проведения азартных игр, путем выделения игорных зон на территории Российской Федерации, в число которых Республика Мордовия не попадает. Соответственно, с 30.06.2009 г. по условиям, оговоренным в федеральном законе, прекратили свою работу на территории Республики Мордовия казино и залы игровых автоматов, налоговые поступления от деятельности которых составляли около 500 млн. руб., что составляло около 1 % бюджета Республики Мордовия, и в 20 раз превышало запланированные сборы по единому сельскохозяйственному налогу. Таким образом, в бюджет республики эти деньги уже не поступают [21].

Итак, актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ состоят в следующем. Имеет место уменьшение поступлений налога на имущество организаций в региональные бюджеты в связи с тем, что: установлены федеральные льготы на налог; не регламентированы сроки регистрации имущества; налог на имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, а также на движимое имущество уплачивается по местонахождению организации и, соответственно, не попадает в бюджет субъекта РФ. Общей проблемой налога на имущество организаций и транспортного налога является то, что по ним в НК РФ установлен заниженный предел налоговых ставок, чтобы местные власти не могли их завышать в ущерб развитию экономики и доходной базы региона. Выделение игорных зон на территории РФ привело к тому, что в большинстве субъектов РФ налог на игорный бизнес больше не поступает. Все это привело к снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете РФ, увеличению федеральной финансовой помощи, что снижает самостоятельность региональных бюджетов.

 


2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району города Саранска)

 

2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов в бюджет Республики Мордовия

 

Главная задача ИФНС по Октябрьскому району г. Саранска –  это обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своеобразностью уплаты налогов и других обязательных платежей на территории Октябрьского района г. Саранска.

В соответствии с этим одной из задач ИФНС по Октябрьскому району г. Саранска является обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства в области региональных налогов, правильностью исчисления, полнотой и своеобразностью уплаты региональных налогов налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Октябрьского района г. Саранска.

Динамика сумм региональных налогов, начисленных ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска к уплате в бюджет Республики Мордовия за 2007-2009 гг., представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 0.1 –  Динамика сумм региональных налогов, начисленных ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска к уплате в бюджет Республики Мордовия за 2007-2009 гг.

Виды региональных налогов

Начисленная сумма

налогов

Темп роста 2009 г. к 2007 г., процент

2007 г 

2008 г 

2009 г 

1

2

3

4

5

Транспортный налог всего, тыс. р.

32384

36899

47987

148,18

Транспортный налог с организаций, тыс. р.

9833

12005

11612

118,09

Транспортный налог с физических лиц, тыс. р.

22551

24894

36375

161,30

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

Налог на имущество организаций, тыс. р.

116124

136463

132476

114,08

Налог на игорный бизнес, тыс. р.

10836

0

0

0,00

Всего региональных налогов, тыс. р.

159344

173362

180463

113,25

 

Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что в январе – декабре 2007 года в бюджет Республики Мордовия поступило 159344 тыс. р. региональных налогов,  администрируемых ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска. Из этих средств 9833 тыс. р. (или 6,17 % от общей суммы) поступило от уплаты транспортного налога юридическими лицами (организациями), 22551 тыс. р. (или 14,15 % от общей суммы) – от уплаты физическими лицами, 116124 тыс. р. (или 72,88 %) – от уплаты налога на имущество организаций, 10836 тыс. р. (или 6,80 %) – от уплаты налога на игорный бизнес.

В январе – декабре 2008 г поступления региональных налогов в бюджет Республики Мордовия,  администрируемых ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, возросли на 14018 тыс. р. (или 8,80 %) и составили 173362 тыс. р. Из этих средств 12005 тыс. р. (или 6,92 % от общей суммы) поступило от уплаты транспортного налога юридическими лицами (организациями), 24894 тыс. р. (или 14,36 % от общей суммы) – от уплаты физическими лицами, 136463 тыс. р. (или 78,72 %) – от уплаты налога на имущество организаций.

В январе – декабре 2009 г. поступления региональных налогов в бюджет Республики Мордовия,  администрируемых ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, возросли на 21119 тыс. р. (или в 1,1 раза) по сравнению с 2007 г. и составили 180463 тыс. р. Из этих средств 11612 тыс. р. (или 6,43 % от общей суммы) поступило от уплаты транспортного налога юридическими лицами (организациями), 36375 тыс. р. (или 20,16 % от общей суммы) – от уплаты физическими лицами, 132476 тыс. р. (или 73,41 %) – от уплаты налога на имущество организаций.

Динамика сумм региональных налогов, начисленных ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска к уплате в бюджет Республики Мордовия в 2007-2009 гг., представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 0.1 – Динамика сумм региональных налогов, начисленных ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска к уплате в бюджет Республики Мордовия, в 2007-2009 гг.

 

Таким образом, в целом за период с 2007 по 2009 гг. поступления сумм региональных налогов, администрируемых ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, к уплате в бюджет Республики Мордовия в 2007-2009 гг., составили 513169 тыс. р., из которых основная сумма в размере 429349 тыс. р. (или 83,67 %) уплачена организациями и 83820 тыс. р. (или 16,33 %) –  физическими лицами. При этом с 2007 по 2009 гг. наблюдается тенденция увеличения как региональных налогов в целом, так и по видам налогов.

Увеличение поступлений региональных налогов в бюджет РМ, обусловлено: налога на имущество организаций – увеличением стоимости налогооблагаемого имущества юридических лиц; транспортного налога – увеличением количества транспортных средств, находящихся в собственности физических и юридических лиц.

В связи с предоставлением плательщикам региональных налогов налоговых льгот часть сумм региональных налогов так и не поступает в бюджет Республики Мордовия. Для оценки динамики сумм региональных налогов, не поступивших в бюджет Республики Мордовия в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, составим таблицу 2.2.

 

Таблица 0.2 – Динамика сумм региональных налогов, не поступивших в бюджет Республики Мордовия, в связи с предоставлением налогоплательщикам региональных налогов налоговых льгот

 

 

Категории налоговых льгот

Сумма налога, не поступившая в бюджет Республики Мордовия, за отчетный период, млн. р.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего за 2007-2009 гг.

по юр. лицам

по физ. лицам

по юр. лицам

по физ. лицам

по юр. лицам

по физ. лицам

по юр. лицам

по физ. лицам

По льготам, предоставленным законодательством РФ

6,0

0,0

8,3

0,0

9,7

0,0

24,0

0,0

По льготам, предоставленным органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ

93,4

0,0

110,7

0,0

124,8

0,0

328,9

0,0

Всего

99,4

0,0

119,0

0,0

134,5

0,0

352,9

0,0

 

Анализ данных таблицы 2.2 показывает, что в связи с предоставлением плательщикам региональных налогов налоговых льгот бюджет Республики Мордовия недополучил в 2007 г. 99,4 млн. р. от уплаты региональных налогов юридическими лицами, в 2008 г. –  119 млн. р. от уплаты региональных налогов юридическими лицами и в 2009 г. –  134,5 млн. р. от уплаты региональных налогов юридическими лицами.

Таким образом, за 2007-2009 гг. в связи с предоставлением плательщикам льгот по региональным налогам в бюджет Республики Мордовия не поступило 352,9 млн. р.

Динамика сумм региональных налогов, не поступивших в бюджет Республики Мордовия, в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 0.2 – Динамика сумм региональных налогов, не поступивших в бюджет Республики Мордовия за 2007-2009 гг., в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот

 

Из обозначенной суммы льгот 328,9 млн. р. приходится на льготы, предоставленные органами власти Республики Мордовия (2007 г. – 93,4 млн. р., 2008 г. – 110,7 млн. р., 2009 г. – 124,8 млн. р.). Оставшаяся сумма льгот в размере 24,0 млн. р. предоставлена по основаниям освобождения от уплаты налога, предусмотренным ст. 7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ инвесторам по СРП.

Итак, ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ, наряду с другими налоговыми инспекциями РМ, мобилизует имущественные налоги с юридических лиц в бюджет Республики Мордовия. Анализ показал, что в 2007-2009 гг. наблюдалось увеличение региональных налогов, администрируемых Инспекцией, рост составил  113,25%, в результате в 2009 г. Инспекцией было собрано региональных налогов на сумму 180463 тыс.р. Между тем, собранные Инспекцией сумма налога на имущество организаций выросла на 14,08 % (до 116,12 тыс.р.) за счет увеличения стоимости налогооблагаемого имущества юридических лиц; сумма транспортного налога – на 48,18% (до 47987 тыс.р.) вследствие роста количества транспортных средств, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Важно отметить, что с 2008 г. налог на игорный бизнес в бюджет РМ не поступает в связи с введением игорных зон. Рост совокупного объема налога на имущество организаций и транспортного налога, собранных Инспекцией, был обеспечен,  наряду с другими причинами, повышением эффективности администрирования данных налогов.

 

2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию задолженности по региональным налогам

 

Методическое обеспечение деятельности налоговых органов должно быть направлено не только на проверку правильности исчисления и уплаты платежей налогового характера конкретного налогоплательщика, но и необходимы научно обоснованные разработки в области обеспечения своевременности поступления в бюджетную систему платежей налогового характера.

Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ