Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72

Работа состоит из  1 файл

Ку.р. Роль регион налогов с развитии субъектов РФ_нояб 2010.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

Важное место занимают региональные налоги в налоговой системе Франции. Региональные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Общие затраты региональных и местных административных органов в середине 90-х годов ХХ века составляли более 10 % валового внутреннего продукта [47, c. 25].

Из системы региональных налогов следует выделить 4 основных:

– земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки;

– налог на жилье;

– профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются органами власти при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой. Для расчетов налога берется сумма двух элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. К этим двум элементам относятся:

– арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности;

– некоторый процент заработной платы (обычно 18 %), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10 %).

Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5 % произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение [47, c. 26].

В Великобритании из территориальных налогов основным является налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся лица, снимающие жилье и оплачивающие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого имущества обычно производится раз в 10 лет. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах, поэтому ставка заметно колеблется по графствам и городам Великобритании.

В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт взимания подушного налога оказался неудачным, а в апреле 1993 г. ему на смену пришел новый муниципальный налог. Он поставлен в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов каждой семьи с предоставлением скидок для ряда категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается по дифференцированным ставкам налога [47, c. 28].

Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма отличается друг от друга.

Основным источником доходной части бюджета являются федеральные налоги. В бюджетах графств и городов отчисления от федеральных налогов составляют долю от 70 до 90 %.

Иначе обстоит дело в Германии. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц (этот основной источник государственных доходов) распределяется следующим образом: 42,5 % поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 % в бюджет соответствующей земли и 15 % – в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 % между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается 50 %,. а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге в Германии, часто применяют термины «налог с продаж» или «налог с оборота».

Нужно отметить, что Германия – одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северная Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн.

В результате налоговые поступления в Германии распределяются так: в федеральный бюджет – 379 млрд. марок, в бюджеты земель – 269 млрд., в местные бюджеты – 97,3 млрд., отчисления в фонды Европейского экономического сообщества – 40,7 млрд. марок [47, c. 28].

Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог с физических лиц; налог на корпорации; налог на добавленную стоимость; промысловый налог; налог на имущество; поземельный налог; налог, уплачиваемый при покупке земельного участка; страховые взносы; налог с наследства и дарения; автомобильный налог; налог на содержание пожарной охраны; акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия; таможенные пошлины; сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

Из налогов, уплачиваемых юридическими лицами, наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28 %. Он занимает второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15 %. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%.

Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42 %. Широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога.

Налогообложение имущества организаций за рубежом имеет различные формы [47, c. 29]: налог на собственность и налог на недвижимость, включающие или не включающие налог на землю (Австрия, Швейцария). Чаще всего эти налоги предполагают выведение из-под налогообложения части имущества в установленном размере, иногда обязательную дифференциацию ставок (США). В некоторых странах скорректированная стоимость имущества, которая участвует в производстве, облагается в составе промыслового налога (Германия). Несмотря на отличия в налогообложении имущества предприятий в России и за рубежом (форма, механизм формирования, ставки, льготы), общая черта для всех налоговых систем – региональный или местный характер этих налогов.

Таким образом, в зарубежных странах система региональных налогов шире, но предусматривает пониженные и дифференцированные ставки. Если следовать опыту зарубежных стран в области регионального налогообложения, то в России расширение перечня региональных налогов позволит существенно увеличить налоговый потенциал территорий, а более низкие ставки создадут более благоприятный режим для налогоплательщиков.


Заключение

Региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) аккумулируются в региональных бюджетах (по нормативу 100 %) и используются субъектами РФ для выполнения своих функций. Осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.

Нормативно-правовые основы формирования регионального налогообложения в России заложена главой 30 НК РФ «О налоге на иму­щество организаций»; главой 28 НК РФ «Транспортный налог»; главой 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», а также соответствующими законами субъектов РФ.

Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ состоят в следующем. Имеет место уменьшение поступлений налога на имущество организаций в региональные бюджеты в связи с тем, что: установлены федеральные льготы на налог; не регламентированы сроки регистрации имущества; налог на имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, а также на движимое имущество уплачивается по местонахождению организации и, соответственно, не попадает в бюджет субъекта РФ. Общей проблемой налога на имущество организаций и транспортного налога является то, что по ним в НК РФ установлен заниженный предел налоговых ставок, чтобы местные власти не могли их завышать в ущерб развитию экономики и доходной базы региона. Выделение игорных зон на территории РФ привело к тому, что в большинстве субъектов РФ налог на игорный бизнес больше не поступает. Все это привело к снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете РФ, увеличению федеральной финансовой помощи, что снижает самостоятельность региональных бюджетов.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ, наряду с другими налоговыми инспекциями РМ, мобилизует имущественные налоги с юридических лиц в консолидированный бюджет Республики Мордовия. Анализ показал, что в 2007-2009 гг. наблюдалось увеличение региональных налогов, администрируемых Инспекцией, рост составил  113,25%, в результате в 2009 г. Инспекцией было собрано региональных налогов на сумму 180463 тыс.р. Между тем, собранные Инспекцией сумма налога на имущество организаций выросла на 14,08 % (до 116,12 тыс.р.) за счет увеличения стоимости налогооблагаемого имущества юридических лиц; сумма транспортного налога – на 48,18% (до 47987 тыс.р.) вследствие роста количества транспортных средств, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Важно отметить, что с 2008 г. налог на игорный бизнес в бюджет РМ не поступает в связи с введением игорных зон. Рост совокупного объема налога на имущество организаций и транспортного налога, собранных ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ, был обеспечен,  наряду с другими причинами, повышением эффективности администрирования данных налогов.

Исследование деятельности Инспекцией ФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска по взысканию задолженности по региональным налогам выявило следующие тенденции: в помещении Управления ГИБДД создано выездное рабочее места налогового инспектора для работы с физическими лицами – владельцами транспортных средств; налогоплательщикам высылаются требования об уплате налогов и сборов; ведется работа с так называемыми «зависшими» платежами. В результате проведения данных мероприятий, несмотря на рост задолженности по региональным налогам, администрируемым Инспекций (на 66,0%, составив в 2009 г. 2554003 тыс.р.), имеет место снижение «зависшей» задолженности, а также рост сумм погашенной задолженности (на 18,02%, составив в 2009 г. 327742 тыс.р.). С 2007 по 2009 гг. наиболее высокие темпы роста фактически погашенной задолженности налогоплательщиков – юридических лиц наблюдаются в результате возбуждения исполнительного производства с применением ст. 47 НК РФ (283,05 %) и взыскания в бесспорном порядке со счетов юридических лиц (168,02 %), т.е. задолженность погашена в принудительном порядке. Самый низкий темп роста (80,57 %) наблюдается в результате погашения задолженности после получения требования об уплате налога, т.е. при погашении задолженности в добровольном порядке.

Оценка результативности контрольной работы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ за региональным налогообложением в 2007-2009 гг. выявила следующие тенденции. Несмотря на рост количества камеральных проверок по региональным налогам, общая результативность камеральных проверок исследуемых налогов невысокая (2,7-4,1 %), ее повышение на 1,4 % явилось следствием увеличения результативности проверок по налогу на имущество организаций и транспортному налогу за счет роста выявленных нарушений на 33 ед. (до 43 ед.) и на 10 ед. (до 45 ед.) соответственно. Однако доначисления по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу снизились на 78,4 % (до 48 тыс.р.) и в 3,3 раза (до 39 тыс.р.), что обусловлено уменьшением штрафных санкций. Наиболее распространенными  нарушениями исчисления и уплаты имущественных налогов с юридических лиц, выявленными в ходе камеральных проверок, являются: некорректное оформление налоговой декларации и налогового расчета; неправильное определение налоговой базы; неуплата налога (авансового платежа) в требуемые сроки. Общая сумма доначислений по итогам камеральных проверок снизилась на 75,3%, составив в 2009 г. 87 тыс.р.

Анализ результатов выездных проверок плательщиков региональных налогов показал, что количество проверок снизилось на 13,3%, составив в    2009 г. 84 ед., снизилось и количество нарушений, выявленных в ходе выездных проверок на 4 ед. (до 6 ед.), что привело к снижению общей результативности выездных проверок на 4,8 % (до 7,1 %). Все это свидетельствует о снижении эффективности отбора плательщиков имущественных налогов с юридических лиц в качестве объектов выездных налоговых проверок. Суммы доначислений по итогам выездных проверок имущественных налогов снизились на 87,6 % (до 112 тыс.р.), снижение имело место по всем налогам. Доначисления были начислены за неуплату продекларированного налога; непредставление налоговых деклараций; систематическое неправильное отражение материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета и в отчетности; завышение или занижение первоначальной стоимости имущества.

В качестве путей реформирования регионального налогообложения в области взимания налога на имущество организаций можно выделить: установление единых для всех поселений и муниципальных районов субъекта РФ нормативов отчислений в местные бюджеты; предоставление инвестиционных льгот по налогу на имущество не только инвесторам со значительными объемами капитальных вложений, но и средними; отменить федеральные льготы для энергосетевых компаний и ряда федеральных учреждений. Между тем в целях поддержки инновационной деятельности следует освободить на три года от налога на имущество энергоэффективное оборудование. В уже введенных льготах касательно налогового учета расходов на НИОКР нужно доработать порядок учета, чтобы облегчить применение льгот с коэффициентом 1,5.

Реформирование налогообложения транспортным налогом должно идти по пути: предоставления права органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса; увеличения средних ставок транспортного налога, установленных ст. 361 НК РФ, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов РФ уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз; введения вместо транспортного налога – налога на реализацию горюче-смазочных материалов, что позволит учесть транзитные перевозки по территориям субъектов РФ, обеспечит пополнение доходной базы их бюджетов и позволит государству сэкономить на администрировании налога.

В качестве рекомендаций по повышению результативностью налогового контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты региональных налогов в бюджет РМ можно выделить следующие. Необходимо обеспечить качественное и полное информационное взаимодействие территориальных налоговых органов с органами ГИБДД и БТИ. Для этого необходимо создать единые информационные базы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, обладающими такими техническими возможностями, которые позволили бы ее использовать в различных ведомствах.

Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ