Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72

Работа состоит из  1 файл

Ку.р. Роль регион налогов с развитии субъектов РФ_нояб 2010.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности    налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты региональных налогов в бюджет Республики Мордовия

 

При организации налогового контроля в Республике Мордовия за правильностью исчисления и своевременностью уплаты региональных налогов первостепенное значение имеет полнота и своевременность получения информации о зарегистрированных правах на имущество от территориальных органов ГИБДД и БТИ, то есть эффективность администрирования налогов напрямую зависит от качества и полноты информации поступающей в налоговые органы.

В связи с этим важно создать единые информационные базы по налогам на налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

База данных ГИБДД должна быть организована таким образом, чтобы сведения, в них содержащиеся были применимы как для ведомственного использования, так и для перечисления транспортного налога.  Улучшить ситуацию с собираемостью транспортного налога поможет обеспечение соответствия формата представления данных из ГИБДД по автотранспортным средствам формату, определенному приказом ФНС РФ от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ [9].

Органы ГИБДД должны предоставлять в налоговые органы РМ полные данные, в том смысле, что на основании них можно было бы исчислить налог на транспортное средство. Таким образом, в сведениях ГИБДД должны присутствовать данные о мощности двигателя транспортного средства, паспортные данные, адрес плательщика и многое другое.

Нередко информация, содержащаяся в сведениях, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, расходится с цифрами, содержащимися в технической документации на транспортное средство. Представляется, что законодателю необходимо урегулировать вопрос о том, какие сведения должны использоваться в такой ситуации в качестве основы для целей исчисления налога.

Важно, чтобы в базе ГИБДД содержались только актуальные, т.е. подлежащие налогообложению транспортные средства. Таким образом, необходимо исключить из базы данных: угнанные транспортные средства; транспортные средства, владельцы которых не подавали заявление в правоохранительные органы; утилизированные, но без регистрации факта утилизации в ГИБДД, и т.д.

Улучшить ситуацию со сбором транспортного налога в бюджет РМ поможет сбор  информации о владельцах транспортных средств, владеющих ими на основании доверенностей, это обеспечит привлечение этих лиц к уплате налога.

В свою очередь, налоговым органам РМ необходимо наладить тесное взаимодействие с органами ГИБДД, найти технические возможности использования информационных баз по транспортным средствам для формирования базы по транспортному налогу.

В органы ГИБДД следует передавать информацию для розыска транспортных средств, владельцы которых в силу различных причин не производят уплату налога, а к лицам, уклоняющимся от уплаты налога, следует применять меры, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ. Эти меры позволят в ближайшее время привлечь злостных неплательщиков к уплате налога владельцев транспортных средств.

Для налоговых органов были и остаются приоритетными вопросы повышения эффективности мер принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу.

В этой связи целесообразно организовывать работу по участию налоговых инспекторов в ежемесячных рейдах совместно с органами ГИБДД и службой судебных приставов, целью которых является работа с лицами, уклоняющимися от уплаты транспортного налога.

Кроме того, совместно со службой судебных приставов налоговые органы должны определить возможности направления исполнительных документов работодателю для взыскания налоговых платежей должников из выручки организаций или заработной платы.

В целях увеличения поступления транспортного в РМ следует рассмотреть вопрос о том, чтобы органы внутренних дел при регистрации, перерегистрации и техническом осмотре транспортных средств осуществляли проверки уплаты транспортного налога. Одновременно необходимо урегулировать вопросы актуализации налоговой базы по транспортному налогу.

Действующая сейчас практика расчета налога на автомобиль, исходя из налоговой базы, определяемой по мощности его двигателя, не устанавливает прямой зависимости между размером платежа и степенью воздействия машины на дорожное покрытие.

Транспортный налог правильнее рассчитывать исходя из веса автомобиля (нагрузки на ось) – то есть изменить в корне тот показатель объекта налогообложения, который является основным для исчисления налоговой базы. Введение этой меры будет способствовать соблюдению пользователями автодорог правил, ограничивающих нагрузку на ось, что положительно отразится на сохранности существующей дорожной сети.

В целях обеспечения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов РМ со службами БТИ. Важно обеспечить формирование достоверных данных в БТИ. При этом особую значимость приобретают вопросы технического учета строений и сооружений и других объектов недвижимости. Хранящаяся в архивах БТИ информация, постоянно дополняемая и обновляемая, предназначена и используется органами государственной власти, местного самоуправления для установления собственников и владельцев строений, учета жилищного и нежилого фондов, выявления самовольного строительства, определения физического износа, стоимости и цены строений, налогообложения, подготовки документов при приватизации, выявлению залоговых и иных ограничений по распоряжению строениями и помещениями, а также для других специальных целей. Только строжайший государственный учет способен полностью удовлетворить потребности юридических и физических лиц в необходимой информации и регистрации их прав на владение недвижимостью, а налоговые органы достоверной информацией об их имуществе.

Все это делает актуальным совершенствование автоматизации работы архива БТИ с целью систематизации данных и достоверного их учета. Мероприятия по автоматизации архивных данных БТИ должны включать следующие этапы: создание электронного архива графической информации; реализация связи с системой приема заказов на базе 1С; создание электронного архива графической и семантической информации, реализовав связь с существующей базой данных.

Улучшить ситуацию с администрированием налога на имущество организаций в РМ поможет инвентаризация имущества организаций. Основными целями инвентаризации должны быть: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризацию имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, налоговым органам следует проводить в его присутствии. Следует особо подчеркнуть, что несоблюдение налоговыми органами порядка проведения инвентаризации может послужить основанием для отвода доказательств, полученных с нарушением установленного порядка. В данном случае даже при выявленных нарушения исчисления и уплаты налога на имущество, доначисления налоговый орган произвести уже не сможет.

В рамках взаимодействия органов государственной власти РМ в целях формирования налоговой базы по региональным налогам с совместно с представителями Администрации Главы РМ, налоговых органов, органов ГИБДД и БТИ необходимо проводить совместные заседания, на которых бы обсуждались вопросы их информационного взаимодействия, проведения мероприятий по расширению налогооблагаемой базы по региональным налогам; трудности, возникающие при работе с органами, осуществляющими технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества; эффективность налоговых льгот, вводимых государственными органами власти республики, их целесообразность.

Повысить уровень администрирования региональных налогов возможно путем создания в регионах Единой базы данных по движимому и недвижимому имуществу, куда должны войти сведения Регистрационной службы, БТИ и ГИМСа. Наличие такой базы данных позволит синхронно и оперативно производить изменения данных всех участвующих органов при изменении данных в одном из них. При этом необходимо обеспечить разработку организационных и правовых механизмов, придающих юридическую значимость вышеописанным изменениям данных участвующих организаций. Единовременные затраты по созданию данной базы должны окупиться в течение одного года за счет поступления в бюджет РМ дополнительных имущественных платежей.

Итак, в качестве рекомендаций по повышению результативностью налогового контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты региональных налогов в бюджет РМ можно выделить следующие. Необходимо обеспечить качественное и полное информационное взаимодействие территориальных налоговых органов с органами ГИБДД и БТИ. Для этого необходимо создать единые информационные базы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, обладающими такими техническими возможностями, которые позволили бы ее использовать в различных ведомствах.

Налоговые органы должны оптимизировать методы принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу, для чего целесообразно организовывать для налоговых инспекторов работу по участию в ежемесячных рейдах совместно с органами ГИБДД и службой судебных приставов. В целях увеличения поступления транспортного в республике следует рассмотреть вопрос о том, чтобы органы внутренних дел при регистрации, перерегистрации и техническом осмотре транспортных средств осуществляли проверки уплаты транспортного налога. Одновременно необходимо обеспечить актуальную базу данных владельцев транспортных средств. Стоит вопрос и о введении нового порядка исчисления налога – и ходя из веса автомобиля (нагрузки на ось). Все это создаст условия налоговым органам для исчисления достоверной налоговой базы по налогу.

В части администрирования налога на имущество организаций важно обеспечить формирование достоверных данных в БТИ, а также проводить инвентаризацию имущества организаций.

Повысить уровень администрирования региональных налогов невозможно без: создания в регионе Единой базы данных по движимому и недвижимому имуществу, куда должны войти сведения Регистрационной службы, БТИ и ГИМСа.

 

3.3  Возможности применения зарубежного опыта регионального налогообложения  в отечественной практике

 

В большинстве стран с федеративным устройством действует система «один налог – один бюджет», поэтому доля собственных налогов во всех легальных поступлениях бюджета соответствующего уровня близка к 100 процентам [38, c. 400].

В этих странах, особенно в таких развитых федерациях, как США и Канада, федеральные органы власти обладают почти полной автономией в вопросах регулирования собственной доходной обеспеченности, то есть все их налоговые доходы являются по существу «собственными».

Рассмотрим, как решается проблема совершенствования налоговой политики в укреплении доходной базы территориального бюджета в ряде экономически развитых стран Запада.

В налоговой системе США каждый штат имеет свою налоговую систему. Одним из основных источников доходов является налог с продаж. Объектом обложения налогом с продаж, его еще называют универсальным акцизом, является выручка от реализации товаров и услуг на каждой стадии их обращения. Ставки различаются по штатам: минимальная ставка составляет 3 % к цене товара (Колорадо, Вайоминг), наиболее высокая – 8,25% (Нью-Йорк). В большинстве штатов действует средняя ставка – 3-4 %.

В ряде штатов налог с продаж отсутствует (Аляска, Делавэр и др.). Реализация продовольственных товаров, как правило, освобождена от налога с продаж.

Помимо универсального налога с продаж, в штатах взимаются выборочные налоги с продаж или специфические акцизы (на бензин, табачные изделия, алкогольные напитки).

Подоходный налог взимается в 44 штатах США за исключением Флориды, Невады, Южной Дакоты, Техаса и Вашингтона.

Ставки подоходных налогов, взимаемых штатами, как правило, существенно ниже ставок федерального подоходного налога (минимальная ставка –     1-4 %, максимальная колеблется от 3 до 11 %). При исчислении налогооблагаемой базы осуществляется своя система вычетов и льгот [29, c. 72].

Налог на прибыль корпораций взимается в 40 штатах. База налогообложения в большинстве штатов формируется так же, как и по федеральному налогу: налогообложение прибыли носит пропорциональный характер.

Многие штаты осуществляют взимание поимущественных налогов, хотя их фискальное значение невелико. Кроме того, в штатах взимается социальный налог, связанный со страхованием на случай болезни, производственных травм, а также различные лицензионные и регистрационные сборы.

С целью недопущения двойного налогообложения одного и того же объекта в одних штатах при расчете налогооблагаемой базы вычитается аналогичный федеральный налог, в других – нет.

В штатах налоги с наследства и дарения взимаются по более низким ставкам и при их исчислении принцип прогрессии с ростом стоимости имущества и капитала используется в меньшей степени.

Налог с наследства в большинстве случаев (36 штатов) взимается по дифференцированным ставкам в зависимости от степени родства. Размеры ставок при взимании этого местного налога существенно разнятся по штатам.

В заключение характеристики налоговой системы США остановимся на том, как решена здесь проблема бюджетного выравнивания. Проблема чрезвычайно острая для большинства европейских стран, включая Россию. В налоговой системе США она решается посредством вертикального перераспределения: из федерального бюджета осуществляются субсидии некоторым штатам и городам, штаты делятся с городами доходами от налога с продаж.

Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ