Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72

Работа состоит из  1 файл

Ку.р. Роль регион налогов с развитии субъектов РФ_нояб 2010.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

Инспекцией ФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска на постоянной основе проводится работа по обеспечению полного поступления в бюджет Республики Мордовия исчисленных за 2007-2009 гг. сумм региональных налогов, при этом используются самые разнообразные формы и методы работы с налогоплательщиками, призванные изменить ситуацию со сбором региональных налогов.

Так, например, с этой целью Администрация Октябрьского района г. Саранска, помогая налоговым органам реализовать работу в этом направлении в кратчайшие сроки, выступила с инициативой о создании выездного рабочего места налогового инспектора в помещении Управления ГИБДД. На совместном совещании, проведенном ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска с участием Управления ГИБДД Республики Мордовия, принято решение об его организации, и с 4 октября 2004 года в помещении Управления ГИБДД на постоянной основе открыто рабочее место налогового инспектора для работы с физическими лицами – владельцами транспортных средств.

Дежурство в помещении ГИБДД осуществляется силами ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска в соответствии с утвержденным Управлением графиком. Обязанности работников налоговых органов состоят в следующем:  исчислить транспортный налог за текущий год (за время нахождения автомобиля в собственности физического лица);  выдать налоговое уведомление с заполненной квитанцией на уплату налога лицам – владельцам транспортных средств, как снимающим транспортные средства с регистрации, так и их регистрирующим; выписать квитанцию на уплату имеющейся задолженности по транспортному налогу, исчисленному за 2007-2009 гг.; принять заявление на предоставление льготы по уплате налога и документы (копии документов), подтверждающие право на льготу; консультировать физических лиц по вопросам исчисления транспортного налога.

Информация о работе сотрудника налогового органа и о рабочем месте, организованном в помещении Управления ГИБДД, размещена  как в помещении регистрационно-экзаменационного отдела УГИБДД (операционные окна, центральный вход, информационная доска), так и в ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска. Для удобства налогоплательщиков приемный пункт работает по режиму работы Управления ГИБДД, в том числе и в понедельник, и в четверг.

Вопросы дежурному налоговому инспектору налогоплательщиками задаются самые разнообразные: о действующих налоговых ставках; о предоставляемых льготах в текущем году; какие транспортные средства признаются или не признаются объектом налогообложения; как производится исчисление транспортного налога, если транспортное средство передано по доверенности или если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств; что признается налоговым периодом по транспортному налогу и многие другие.

Существенной частью развития системы налогового администрирования является совершенствование работы ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска по снижению задолженности перед бюджетом, которая, с одной стороны, должна заключаться в усилиях по взысканию с налогоплательщиков недоимок, а с другой – в проверке обоснованности возникновения этих недоимок и поиске реальных путей урегулирования задолженности.

Наиболее эффективной мерой по погашению задолженности является предъявление ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска должникам требований об уплате налогов и сборов. Рассмотрим процедуру оформления требований об уплате налогов и сборов на примере транспортного налога.

Срок уплаты транспортного налога за 2009 г региональные власти установили до 1 апреля 2010 г. Поэтому, если по состоянию на 1 апреля 2010 г. транспортный налог не уплачен, то на имя физического лица – владельца транспортного средства отправляется письмо с требованием уплаты транспортного налога. В течение 15 дней физическое лицо должно добровольно оплатить имеющуюся задолженность по транспортному налогу, после чего, в случае неуплаты транспортного налога, собирается пакет документов, которые передаются в юридический отдел ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, а затем в арбитражный суд.

Перед отправкой пакета документов в юридический отдел проверяют поступления по оплате налога. Если поступлений по оплате налога нет, то пакет документов передают в юридический отдел ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска по служебной записке.

Необходимо отметить, что у данной формы взимания задолженности по транспортному налогу с физических лиц есть недостатки. Очень часто на практике оказывается, что пока в инспекции происходит сбор документов, физическое лицо успевает оплатить имеющуюся задолженность.

В отношении юридических лиц порядок взыскания задолженности по транспортному налогу, используемый ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, несколько иной:

а) в случае возникновения у юридического лица задолженности по транспортному налогу ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска направляет ему требование об уплате налога;

б) в случае отсутствия оплаты юридическим лицом предъявленной суммы задолженности по транспортному налогу ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска отправляет на адрес юридического лица решение о взыскании суммы задолженности по транспортному налогу;

в) в том случае, если после получения решения о взыскании транспортного налога юридическое лицо так и не оплатило предъявленную ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска сумму транспортного налога, ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска направляет в банк инкассовое поручение. При наличии у организации одного расчетного счета с него снимают нужную сумму с учетом штрафных санкций и пеней. Если на данном расчетном счете у организации нет денег, то инкассовое поручение оставляют в банке до тех пор, пока не появятся деньги на расчетном счете. При наличии у организации двух или нескольких расчетных счетов на один из них оставляется инкассовое поручение, а по остальным происходит приостановление движения денежных средств.

Аналогичный порядок взыскания задолженности используется ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска и по налогу на имущество организаций.

Одним из резервом сокращения недоимки в бюджет РМ является организация работы с так называемыми «зависшими» платежами в соответствии с письмом ФНС России от 22 ноября 2004 г. № 24-1-10/871 и приказом ФНС России от 18 августа 2000 г. № БГ-3-18/297 «О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов».

В 2009 году, налоговые органы добились снижения указанной задолженности на 377,5 тыс. р., однако по состоянию на 01.01.2010 года она продолжает оставаться на достаточно высоком уровне – 5764,6 тыс. р. (рисунок 2.3).

Исследования показали, что наличие у налогоплательщиков Октябрьского района г. Саранска значительных сумм недоимки (задолженности) по региональным налогам, несомненно, является фактором, ухудшающим общую согласованность налогового механизма и, как следствие, ухудшает экономическую ситуацию в г. Саранске в целом. Кроме того, работа ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска по взысканию задолженности по уплате транспортного налога с физических лиц на сегодняшний день недостаточно организована. Она значительно проигрывает по сравнению с применением мер принудительного взыскания в отношении юридических лиц. Данный перекос в большей мере связан с тем, что налоговая отчетность, утвержденная ФНС России, не предполагает сбор информации о задолженности в разрезе конкретных региональных и местных налогов.

Рисунок 2.3 – Динамика недоимки по региональным налогам в форме

«зависших» платежей, администрируемых ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, в 2007-2009 гг.

 

По вопросам обеспечения налоговых платежей по региональным налогам, существует ряд проблем: проблема «виртуальной недоимки» (отражение недоимки по налогам, исчисляемым налоговыми органами, при том, что срок уплаты не наступил); «задвоенность» начислений; достоверность сведений, на основании которых налоговыми органами исчисляется налог: своевременность отражения в учете ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска документов о начислении и погашении налоговых платежей по региональным налогам и выявление инспекцией невыясненных платежей, фактически уплаченных в бюджет, но «зависших» в результате невозможности идентифицировать и классифицировать поступившие суммы налоговых платежей. Задолженность начислений в карточках «Расчеты с бюджетом» (далее – «РСБ») возникает вследствие неполной разноски поступивших платежей либо технической ошибки оператора. В настоящее время ввод платежных документов «вручную» производится в ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, ввиду отсутствия электронного обмена данными с управлениями Федерального казначейства уплаченных налогоплательщиками – физическими лицами сумм налогов и автоматической разноски в «РСБ», в то время как по налоговым платежам, поступающим от налогоплательщиков –  юридических лиц, данная возможность реализована.

В ходе проведенного анализа ведения налоговыми органами карточек «РСБ» «налогоплательщиков – недоимщиков» и сверки был выявлен целый ряд несоответствий и расхождений базы данных инспекций и данным налогоплательщиков.

Сумма задолженности по налогоплательщикам – юридическим лица выросла в исследуемый период на 66,0%, составив в 2009 г. 2554003 тыс.р. (рисунок 2.4).

 

 

Рисунок 0.4 – Динамика сумм начисленной и погашенной задолженности налогоплательщиками – юридическими лицами, состоящими на учете в ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска

Снижение задолженности по региональным налогам является положительной тенденцией и свидетельствует об эффективности контрольной работы Инспекции.

Одним из основных результатов контрольной работы ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска является сумма погашенной задолженности по налогам и сборам. Так, если в 2007 г. сумма погашенной задолженности налогоплательщиками – юридическими лицами составила 277710 тыс. р. или 18,05% от начисленной суммы задолженности предприятиям и организациям, то в    2008 г. она возросла и составила 312260 тыс. р. или 20,29 %. В 2009 г. сумма погашенной задолженности юридическими лицами составила 327742 тыс. р. или 12,83 %. Таким образом, в течение исследуемого периода сумма погашенной задолженности увеличилась на 50032 тыс. р. с темпом роста 118,02 %.

Данные рисунка 2.4 свидетельствуют о том, что на фоне роста сумм погашенной задолженности наблюдается снижение их доли в общей сумме начисленной задолженности: с 18,05 % в 2007 г. до 12,83 % в 2009 г.

Для анализа динамики и структуры фактически погашенной задолженности налогоплательщиками – юридическими лицами рассмотрим данные таблицы 2.3.

 

Таблица 0.3 – Динамика сумм задолженности, погашенной налогоплательщиками – юридическими лицами, состоящими на учете в ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска, за 2007-2009 гг.

Показатели

Значения показателей,

тыс. р.

Изменение показателей за 2007-2009 гг.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

абсолютное, тыс. р.

темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Погашено должниками после получения требования об уплате налога

181400

162800

146160

-35240

80,57

Поступило со счетов, взысканных в бесспорном порядке

45050

63902

75694

30644

168,02

Погашено после возбуждения исполнительного производства в результате применения ст. 47 НК РФ

33484

71428

94778

61294

283,05

Продолжение таблицы 2.3

1

2

3

4

5

6

Поступило со счетов судебных приставов в результате применения ст. 47 НК РФ

13060

12015

11084

-1976

84,87

Взыскано в ходе реализации процедуры банкротства

4716

2115

0

-4716

0,00

Общая сумма погашенной задолженности

277710

312260

327742

50032

118,02

 

Анализ данных таблицы 2.3 показывает, что в соответствии с проводимыми ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска мероприятиями в 2009 г. 146140 тыс. р. или 44,60 % от общей суммы фактически погашенной налогоплательщиками – юридическими лицами задолженности по обязательным платежам погашено после получения требований об уплате налога, в 2008 г. – 162800 тыс. р. или 52,14 %, в 2007 г. – 181400 тыс. р. или 65,32 %; 75694 тыс. р. или 23,09 % поступило с расчетных счетов, взысканных в бесспорном порядке, в 2008 г. – 63902 тыс. р. или 20,46 %, в 2007 г. – 45050 тыс. р. или 16,22 %; 94778 тыс. р. или 28,92 % погашено после возбуждения исполнительного производства в результате применения ст. 47 НК РФ, в 2008 г. – 71428 тыс. р. или 22,87 %, в 2007 г. – 33484 тыс. р. или 12,06 %; 11084 тыс. р. или 3,38 % поступило со счетов судебных приставов в результате применения ст. 47 НК РФ, в 2008 г. – 12015 тыс. р. или 3,86 %, в 2007 г. – 13060 тыс. р. или 4,70 %. В ходе реализации процедуры банкротства в 2008 г. ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска было взыскано 2115 тыс. р. или 0,68 %, в 2007 г. – 4716 тыс. р. или 1,70 %. В 2009 г. в ходе реализации процедур банкротства денежные средства не были взысканы.

Таким образом, исследование деятельности Инспекцией ФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска по взысканию задолженности по региональным налогам выявило следующие тенденции: в помещении Управления ГИБДД создано выездное рабочее места налогового инспектора для работы с физическими лицами – владельцами транспортных средств; налогоплательщикам высылаются требования об уплате налогов и сборов; ведется работа с так называемыми «зависшими» платежами. В результате проведения данных мероприятий, несмотря на рост задолженности по региональным налогам, администрируемым Инспекций (на 66,0%, составив в 2009 г. 2554003 тыс.р.), имеет место снижение «зависшей» задолженности, а также рост сумм погашенной задолженности (на 18,02%, составив в 2009 г. 327742 тыс.р.). С 2007 по 2009 гг. наиболее высокие темпы роста фактически погашенной задолженности налогоплательщиков – юридических лиц наблюдаются в результате возбуждения исполнительного производства с применением ст. 47 НК РФ (283,05 %) и взыскания в бесспорном порядке со счетов юридических лиц (168,02 %), т.е. задолженность погашена в принудительном порядке. Самый низкий темп роста (80,57 %) наблюдается в результате погашения задолженности после получения требования об уплате налога, т.е. при погашении задолженности в добровольном порядке.

 

2.3  Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты региональных налогов

 

Контроль ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ за полным и своевременным исчислением и уплатой региональных налогов в бюджет, соблюдением налогоплательщиками платежной дисциплины является необходимым условием обеспечения стабильности доходной базы бюджетов разного уровня.

Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ