Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72

Работа состоит из  1 файл

Ку.р. Роль регион налогов с развитии субъектов РФ_нояб 2010.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

Налоговые доходы региональных бюджетов формируются как за счет поступлений от вводимых региональными властями региональных налогов, так и за счет отчислений от федеральных налогов.

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах (по нормативу 100 %) и используются субъектами Российской Федерации для выполнения своих функций.

Региональные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий [20, c. 83].

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Основные направления использования средств региональных бюджетов [48, c. 37]:  обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти регионов; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов в регионах; формирование государственной собственности субъектов РФ; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней; самообеспечение внутрирегиональных социальных программ; формирование инфраструктурного каркаса территории как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей; регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала как естественного базиса существования и развития территории; стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д.; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику – 43% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства – более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства – 30%, здравоохранения – 33%, культуры и искусства – 34% [48, c. 38].

Таким образом, в условиях федеративного государства налоговая политика объединяет две компоненты – федеральную и региональную. Объемы налогового регулирования в рамках каждой из них теоретически определены объемами государственных функций, реализуемых на соответствующем уровне власти, что в налоговой системе Российской Федерации часто игнорируется, порождая ряд негативных обстоятельств. В то время как общие показатели распределения налоговых доходов между федеральным центром и территориями свидетельствуют о паритете. На уровне федеральных округов, а тем более субъектов Российской Федерации существует резкая дифференциация, обусловленная не только объективными, но и субъективными факторами.

Объективными причинами налогового неравенства регионов являются различия в объеме ресурсов и структуре экономики, субъективными – сложившаяся налоговая система и практика ее применения, в первую очередь, отсутствие существенных собственных налоговых источников в распоряжении субъектов Российской Федерации. Абсолютное преобладание федеральных налогов и манипулирование объемом изъятий на основе подзаконных актов приводят к дисбалансу налоговых прав федерального центра и регионов.

Россия – демократическая федерация 87 субъектов, каждый из которых обладает своими особенностями, начиная с социально-экономических, климатических, географических особенностей и заканчивая культурно-этнической, национальной спецификой.

Социально-экономическое развитие регионов и страны в целом невозможно без проведения эффективной региональной финансовой политики. Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории.

Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой – к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.

Итак, региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) аккумулируются в региональных бюджетах (по нормативу 100 %) и используются субъектами РФ для выполнения своих функций. Осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.

1.2 Нормативно-правовые основы формирования и развития регионального налогообложения в России

 

Формирование доходов бюджетов субъектов РФ посредством региональных налогов осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами.

Конституционное законодательство, имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства, права и правовых институтов, играет такую же роль и в отношении норм налогового законодательства.

Так, ст. 57 Конституции РФ [1] содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является базовой, исходной для выработки принципов и механизмов правового регулирования налоговых отношений.

Конституция РФ провозглашает Россию федеративным государством, что определяет трехуровневую бюджетную систему нашей страны и деление налогов и сборов на федеральные, региональные и местные.

Ст. 1 НК РФ [3] определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование отношений в сфере налогообложения в Российской Федерации:

– Налоговый кодекс РФ (как нормативно-правовой акт высшей юридической силы);

– федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;

– законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

– нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

В отношении региональных налогов применимы первые три уровня представленной системы законодательства.

Региональные налоги устанавливаются разделом IX «Региональные налоги и сборы» Налогового кодекса Российской Федерации (который был введен Федеральным законом от 27.11.2001 № 148-ФЗ) и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ [3] и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Также законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Региональные налоги и сборы отменяются НК РФ. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ, которая вступила в действие с 1 января 2004 года, и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Характеристика основных элементов налога на имущество организаций представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 0.1 – Характеристика основных элементов налога на имущество организаций [4]

Плательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период (отчетные периоды)

Ставка

Срок уплаты

Российские организации;
иностранные организации (ст. 373 НК РФ)
    
 

Движимое и недвижимое имущество (ст. 374 НК РФ)

 

Среднегодовая стоимость имущества (ст. 375 НК РФ)
 

Календарный год (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ
вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 379 НК РФ)

Устанавливаются законами субъектов РФ, но не более 2,2 % (ст. 380 НК РФ)

 

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате
в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (ст. 383 НК РФ)

 

В соответствии со ст. 374 НК РФ [4] не признаются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);  имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

Налог на имущество организаций введен на территории Республики Мордовия с 1 января 2004 г. Законом РМ «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 г. № 54-З [6]. Настоящим Законом устанавливаются ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налогообложение, льготы, отчетные периоды. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога определяются в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ [4].

В соответствии с данным Законом на территории Республики Мордовия ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2 процента.

Налог на имущество организаций уплачивается по ставке 0,5 процента организациями [6]:

– осуществляющими функции государственного заказчика по строительству газовых сетей;

– осуществляющими строительство газовых сетей на территории РМ и перевод котельных с жидкого и твердого топлива на газ при условии, если данный вид деятельности составляет не менее 70 процентов от общего объема выполняемых работ данной организацией.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Мордовия «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога на имущество организаций освобождаются 20 категорий предприятий и организаций [6].

Обязательным условием предоставления налоговых льгот организациям по уплате налога на имущество является отсутствие недоимки по налогам, подлежащим зачислению в республиканский бюджет РМ, а также в бюджеты муниципальных образований на территории Республики Мордовия.

Налог на игорный бизнес устанавливается гл. 29 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Характеристика основных элементов налога на игорный бизнес представлена в таблице 1.2.

Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ