Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72

Работа состоит из  1 файл

Ку.р. Роль регион налогов с развитии субъектов РФ_нояб 2010.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 0.2 – Характеристика основных элементов налога на игорный бизнес [4]

Плательщики

Объект
налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Срок
уплаты

Организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ) 
    

Игровой стол;
игровой автомат;
касса тотализатора;
касса букмекерской конторы (ст. 366 НК РФ) 
    

По каждому из объектов налогообложения
налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ)      

Календарный месяц (ст. 368 НК РФ) 
    

Не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период (ст. 371 НК РФ) 
    

 

Ставки налога на игорный бизнес установлены в Республике Мордовия Законом РМ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Республики Мордовия» от 27.11.2003 г. № 56-З [7. В соответствии с последними изменениями Закона ставки налога на игорный бизнес составили: за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы – 125000 рублей.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ [4] и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Характеристика основных элементов транспортного налога представлена в таблице 1.3.


Таблица 0.3 – Характеристика основных элементов транспортного налога [4]

Плательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Срок уплаты

Лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ
     
 

Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ)

 

1) В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
3) В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - валовая вместимость в регистровых тоннах;
4) В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в п. 1, 2 и 3, - как единица транспортного средства (ст. 359 НК РФ)

Календарный год.
Отчетный период для налогоплательщиков - организаций - первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды

(ст. 360 НК РФ)

Устанавливается
законами субъектов Российской Федерации (ст. 363 НК РФ)     

 

 

Транспортный налог введен на территории Республики Мордовия с 1 января 2003 года Законом Республики Мордовия «О транспортном налоге» от 17.10.2002 г. № 46-З [5].

Закон Республики Мордовия «О транспортном налоге» от 17.10.2002 г. № 46-З ввел на территории Республики Мордовия транспортный налог, установил ставки налога, порядок, сроки его уплаты, льготы по данному налогу. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога были определены в соответствии с главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. Начиная с 2010 года, ставки по транспортному налогу в Республике Мордовия увеличены, что отражено в Законе РМ «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Мордовия «О транспортном налоге» от 27.11.2009 г. № 91-З.

Сравнительные ставки по транспортному налогу в Республике Мордовия представлены в таблице А.1 приложения А.

Таким образом, нормативно-правовые основы формирования регионального налогообложения в России заложена главой 30 НК РФ «О налоге на иму­щество организаций»; главой 28 НК РФ «Транспортный налог»; главой 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», а также соответствующими законами субъектов РФ.

 

1.3 Актуальные проблемы развития регионального                                     налогообложения в РФ

 

Налоговые отношения, являясь существенным компонентом финансовых отношений, отличаются сложной структурой взаимосвязей, в которой отчетливо просматриваются два основных направления: отношения между налогоплательщиком и налогооблагающим субъектом и отношения между самими налогооблагающими субъектами. Первое направление характеризуется общим объемом налоговых изъятий, второе – распределением налоговой компетенции: в отношении объектов налогообложения среди различных уровней государственной власти.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций. На уменьшение поступлений этого налога влияют три основных фактора. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка. Предоставление таких федеральных льгот можно рассматривать как скрытое налоговое изъятие региональных и местных налогов. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 апреля 2005 г. № 133-СФ Правительству РФ рекомендовано при формировании федерального бюджета на 2006 г. обеспечить порядок возмещения бюджетам субъектов Федерации и муниципальным образованиям недополученных налоговых доходов в связи с предоставлением льгот, установленных Налоговым кодексом РФ. Однако до сих пор соответствующего решения Правительством РФ не принято [43, c. 9].

Во-вторых, до сих пор не регламентированы сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, и с них не уплачивается налог.

В-третьих, согласно Налоговому кодексу РФ налог на имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, а также на движимое имущество уплачивается по местонахождению организации и, соответственно, не попадает в бюджет субъекта Федерации. В первую очередь это касается Газпрома, который уплачивает налог на все движимое имущество по месту расположения головного офиса, т.е. в Москве.

Есть и еще одна особенность установления региональных и местных налогов, которая ограничивает возможности регионов при формировании своих бюджетов. Позиция Госдумы заключается в том, что по региональным и местным налогам в Налоговом кодексе РФ следует устанавливать заниженный предел налоговых ставок, чтобы местные власти не могли их завышать в ущерб развитию экономики и доходной базы региона [43, c. 10].

Аналогичная ситуация складывается по транспортному налогу. Налоговые ставки для грузовых автомашин во многих регионах практически достигли своего предела, т.е. в пять раз превысили базовую сумму, установленную Налоговым кодексом РФ. Дальнейшее развитие этого налога требует пересмотра значений базовых ставок в сторону увеличения [39.

Совершенствование налоговых отношений в России до настоящего времени происходит в рамках первого направления и ориентировано на оптимизацию налогового пресса, в то время как межбюджетные налоговые отношения отличаются крайней противоречивостью, преобладанием федерального налогообложения и отсутствием реальных налоговых рычагов в распоряжении субъектов Российской Федерации. Недооценка роли регионального налогообложения привела к слабости собственных финансов субфедеральных образований, чрезмерной зависимости их от центра, резкой дифференциации социально-экономического развитая территорий и отсутствию возможности проведения реальной налоговой политики. В этой связи в ряд актуальных проблем выдвинулась проблема упорядочения межбюджетных налоговых отношений на основе перераспределения налоговой компетенции Российской Федерации и ее субъектов с целью проведения взаимосвязанной и взаимодополняющей налоговой политики федерального центра и регионов.

Проведение налоговой реформы в течение последних лет привело к снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете с 54 до 43 процентов в 2008 году. Централизация финансовых ресурсов и рост федеральной финансовой помощи (с 9 % в 2007 г. до 15,9 % в 2008 г.) снижает самостоятельность региональных бюджетов. Доля собственных доходов в региональных бюджетах снижается и в настоящий момент составляет меньше половины их объема в 22 регионах. Лишь 14 субъектов РФ обеспечивают самостоятельно свыше 90 процентов собственных доходов [26, c. 35].

Действующее федеральное законодательство чрезмерно ограничивает налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ. Региональные и местные налоги и сборы покрывают лишь 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Говоря об актуальности этой проблемы, приведем для сравнения данные: в 1998 году в России действовали 23 местных налогов и сборов, доходы от которых составляли 97 процентов всех доходов муниципальных образований [40, c. 16]. В настоящее время осталось только 3 региональных и 2 местных налога, размер которых устанавливается федеральным Центром с ежегодным «изменением правил игры», а доля доходов от местных налогов снизилась до 2 процентов. Причем на федеральном уровне остаются наиболее стабильные налоги (НДС, акцизы). Регионам остаются наиболее трудно собираемые налоги, такие, как налог на прибыль. При этом, 64 процента доходов от налога на прибыль концентрируется в 12 регионах, в том числе 32 процента – в Москве и Санкт-Петербурге [40, c. 17]. Такое неравномерное распределение усиливает социально-экономическое неравенство регионов.

Действующая налоговая система и нынешние межбюджетные отношения лишают субъекты Федерации стимулов, ресурсов и рычагов для проведения собственной инвестиционной политики поддержки региональных инвесторов всех форм собственности. Беспокоит то, что исчезает возможность конкурировать за привлечение бизнеса и инвестиций в территории.

Региональные и местные бюджеты перегружены различными обязательствами, для исполнения которых у них нет финансовых возможностей, в том числе и обязательствами, возложенными федеральными законами на регионы и муниципалитеты. Поэтому при построении межбюджетных отношений должен соблюдаться главный принцип – соблюдение интересов страны и каждого субъекта РФ.

Подводя итоги, необходимо отметить, что практически каждый регион нашей страны нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать возросшие в результате совершенствования налоговой базы региона налоговые поступления. В то же время регионы имеют ограниченное воздействие на налоговую базу, но в рамках предоставленных им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов производства. Только следствием этого процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений.

Региональным и местным налогам и сборам отводится немаловажная роль в формировании регионального и местного бюджетов. Планирование поступлений в региональные  и местные бюджеты подразумевает прогнозирование ситуации в области экономики, которая регулируется региональными и местными налогами и сборами, причем на срок как до одного года, так и более.

Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ