Урупнение субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:41, научная работа

Описание

Цель – изучить основные особенности развития Ямало-Ненецкого АО и его взаимоотношений с Тюменью и Ханты - Мансийским АО, доказать, что эти субъекты не нуждаются в объединении.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал об экономическом и политическом состоянии ЯНАО и об его взаимоотношениях с Тюменью и ХМАО.
- рассмотреть перспективы объединения трёх субъектов РФ и варианты их дальнейшего развития при сохранении статуса самостоятельности каждого из регионов.

Содержание

Введение.........................................................................
Понятие «Субъект Федерации». ЯНАО – субъект Федерации.............................
История вопроса объединения.....................................................
Перспективы объединения трех регионов...............................................................
Заключение.................................................................
Список используемой литературы.............................................................................

Работа состоит из  1 файл

Введение (2).docx

— 627.64 Кб (Скачать документ)

                                                           


 

 

 

 

 

               Исследовательский проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Автор: Шевченко Марина,

                                                                                            Ученица 11-а класса,

                                                                 МОУ СОШ №3, г. Ноябрьск, ЯНАО.

 

                                               Руководитель: Гармаш Сергей Евгеньевич

                                                           Учитель истории и обществознании,

                                                                МОУ СОШ №3, г. Ноябрьск, ЯНАО.  

 

 

 

 

                                                       Содержание

 

 

      Введение.........................................................................

  1. Понятие «Субъект Федерации». ЯНАО – субъект Федерации.............................
  2. История вопроса объединения.....................................................
  3. Перспективы объединения трех регионов...............................................................
  4. Заключение.................................................................
  5. Список используемой   литературы.............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

                                                      

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     На написание  исследовательской работы меня  подтолкнула давно обсуждаемая  тема в Госдуме о возможностях  объединения регионов без референдумов. В частности  Ямало-Ненецкого  Автономного Округа (в котором  я проживаю), Ханты – Мансийского  и Тюменской области в один  субъект. 25 октября 2010 года в Госдуме  обсуждали идею объединения регионов  без референдумов.  Идея укрупнения  регионов, которую многие губернаторы  вспоминают как страшный сон,  вновь оказалась в повестке. Инициаторами  ее стали члены фракции ЛДПР1 в Госдуме РФ, которые внесли законопроект, позволяющий решать вопросы интеграции российских субъектов без процедуры референдума. По мнению соратников Владимира Жириновского, обсуждение этой темы может находиться в компетенции Федерального собрания. Одни аналитики называют законопроект ЛДПР попыткой Кремля прозондировать почву по этой весьма неоднозначной идее. Кстати, партия уже наметила регионы, которые нужно укрупнять. В их числе называют Москву, Московскую и Тюменскую области, Югру, Ямал, а также Курганскую, Свердловскую и Челябинскую области. Владимир Таскаев сказал, что так же, нужно довести до ума вопрос по Тюменской области. «Эту «матрешку» необходимо объединить, а властям ЯНАО и ХМАО определить статус префектур. А Курганскую область давным-давно нужно поделить между Челябинской и Свердловской областями. Это дотационный регион».2

  Меня заинтересовал   вопрос об объединении регионов, так как в последнее время  во многих политических программах  часто можно наблюдать  довольно  оживлённую дискуссию по вопросам  объединения. И нередко  в  разговорах политиков проскакивает  идея о возможном объединении  Тюменской области, Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого автономных  округов в один субъект РФ. Я сама жительница ЯНАО и поэтому меня заинтересовал это активно обсуждаемая тема в Госдуме на счет объединения ЯНАО с ХМАО и Тюменской областью. Сама я противница этих объединения, так как я считаю, что мы и так живем неплохо, и я думаю, нет причин  для объединения с другими регионами, а наоборот это может добавить нам проблем. Для меня до сих пор остается загадкой, зачем объединять три региона России в один субъект. Ведь ни ЯМАЛ, ни ХМАО, ни Тюменская область не нуждается в поддержке. Эти регионы достаточно развиты и могут сами управлять и осуществлять контроль на своей территории.

      Ямал –  экономически достаточно сильный  регион России. Юг  Тюменской области  и Ханты - Мансийский автономный  округ также не из слабых  дотационных регионов. Также статус  ХМАО как региона непоколебим,  он устраивает и руководство  страны, и население. Так зачем  объединять эти три достаточно  развитых региона и что послужила  поводом для их объединения?

Я думаю, что вопрос объединения - это или хорошо обдуманный и  необходимый шаг со стороны  губернаторов округов, или  давление с чьей - то стороны.

    Чтобы  разобраться   в  этом  вопросе, нам придется, прежде всего, разобраться в  понятии «субъект федерации», а  потом определить, что собой представляет  округ как субъект Российской  Федерации.

   Поэтому объектом нашего исследования является ЯНАО, а предметом  значение ЯНАО как самостоятельного субъекта федерации.

Цель – изучить основные особенности развития Ямало-Ненецкого АО и его взаимоотношений с Тюменью и Ханты - Мансийским АО, доказать, что эти субъекты не нуждаются в объединении.

         Задачи исследования:

- изучить теоретический  материал об экономическом и  политическом состоянии ЯНАО  и об его взаимоотношениях  с Тюменью и ХМАО.

- рассмотреть перспективы  объединения трёх субъектов РФ  и варианты их дальнейшего  развития при сохранении статуса  самостоятельности каждого из  регионов.

Методы исследования:

- изучение литературы 

- сбор и обработка материалов 

- анализ полученных сведений.  

Гипотеза: объединение трёх субъектов федерации принесет больше вреда чем пользы.

    Для доказательства  выдвинутой мной гипотезы мне  пришлось определить насколько ЯНАО соответствует критериям субъекта федерации. Руководством для этого послужили, в основном, Конституция РФ 1993 г., свод законов ЯНАО, Устав округа. Для исследования социально-экономических и политических мотивов объединения мне пришлось изучить большое количество  исследований, публицистики, статистических данных.

        

                          

Глава 1 - Понятие  « субъект федерации»

Субъект федерации  – государственное образование  в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из субъектов  федерации, которые называются по-разному. Каждый субъект федерации имеет  свою конституцию, законодательство, а  в некоторых федеративных государствах и свою судебную систему. Конституции  федеративных государств  всегда проводят четкое, детальное разграничение компетенции федерации как таковой и ее субъектов. Равноправие субъектов федерации — один из основных принципов федерализма3.

     Понятие “субъект федерации”, впервые  введенное в российское конституционное  право Конституцией 1993 г.,

    В Конституции РФ устанавливается не равенство, а равноправие субъектов Федерации. В ней закрепляется равноправие народов и как следствие этого – равноправие представляющих их субъектов Федерации. Конституционное равноправие субъектов Федерации предполагает их политико-правовую равноценность. Подобно тому, как предусмотренные конституцией равные права и свободы человека и гражданина равноценны для каждой личности, так и конституционное право равнозначно для всех субъектов Федерации. Иначе говоря, нетождественность в экономическом, географическом, демографическом, национальном и ином положении субъектов Федерации не означает объективной обусловленности асимметрии их конституционного статуса и неравноправия. Провозглашенное конституцией равноправие всех субъектов Российской Федерации предполагает предоставление им равных возможностей реализации всех политических, социально-экономических и иных прав народов и каждой личности. А это во многом зависит от оптимального сочетания разных форм территориальной организации субъектов Федерации, эффективного взаимодействия между ними и федеральным Центром.

. Понятие «статус» и  понятие «субъект федерации»  имеют собственную внутреннюю  структуру и определенную иерархию  значений. Чаще всего она выстраивается  по принципу «общее» - «особенное»  (специальное) - «конкретное» (индивидуальное). Так, например, классификация правовых  состояний субъектов права по  степени конкретизации может  выглядеть следующим образом:  общий правовой статус – отражает  правовое состояние абстрактных  субъектов права одного рода (типа), выражающегося в правах и обязанностях, преимущественно регулируемых конституционными  нормами. Особенный (специальный) правовой статус – отражает правовое состояние абстрактных субъектов права одного вида внутри одного рода (типа), выражающегося в правах и обязанностях, прежде всего регулируемых отраслевыми нормами. Конкретный (индивидуальный) правовой статус, или правовое положение – отражает правовое состояние конкретного субъекта права, выражающегося как в уже реализованных (реализуемых), так и в потенциальных правах и обязанностях, урегулированных как нормами конституционного права, так и нормами иных отраслей права.

    В Российской  Федерации субъекты равноправны  между собой во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти,4 а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и др.

     Положение ч. 4 ст. 5 Конституции РФ о равноправии субъектов РФ означает, что все субъекты Федерации независимо от вида, без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах. Кроме того, каждый из субъектов Российской Федерации вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, входящих в состав края или области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе исполнительной власти и федеральными законами.

 

ЯНАО – СУБЪЕКТ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ямало-Ненецкий автономный округ является государственно- территориальным образованием и обладает всеми атрибутами государственности, в рамках, определенных Конституцией России, в частности, он имеет свой учредительный документ - Устав и собственное законодательство. Государственная власть в автономном округе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную.

   По Конституции  РФ статус автономного округа, как субъекта Федерации характеризуется наличием следующих элементов:

- устава;

- своего законодательства, правовой системы;

- системы органов государственной  власти;

- территории;

- представительства в  парламенте;

- права на международные  и внешнеэкономические связи.

- гарантия равенства прав  и свобод человека  и гражданина  независимо от расовой или  национальной принадлежности, пола  и иных признаков5;

Рассмотрим наличие в  ЯНАО элементов конституционно - правового  субъекта РФ.

 

Территория Ямало-Ненецкого  Автономного Округа.

 

Территорию автономного  округа  составляют  исторически  сложившиеся административно-территориальные  единицы:

- города окружного значения: Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард;

- районы: Красноселькупский, Нарымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.

- поселения, сельсоветы6.

На 1 января 2007 года численность  населения автономного округа составила 535 тысяч человек, плотность населения - 0,7 чел. на 1 кв. км.7

 

                   Устав  Ямало-Ненецкого  Автономного  Округа.

 

Устав   (Основной  закон)  автономного  округа  определяет террито-рию   и   границы   автономного   округа,   административно-территориальное устройство, формы прямого волеизъявления  населения и его участие в деятельности органов государственной власти  и местного  самоуправления,  полномочия  и ответственность   органов государственной   власти,   общие   принципы   их   образования   и взаимоотношений с федеральными органами  государственной власти,   органами   государственной власти  других   субъектов   Российской Федерации,  общие принципы организации местного  самоуправления  в   автономном    округе,   приоритеты   и   направления    социальной, экономической и культурной политики автоном-ного округа.

     Устав  автономного  округа является его Основным  законом  и  имеет  высшую  юридическую силу по отношению  к нормативным  правовым актам   автономного  округа  и нормативным   правовым  актам  органов   местного самоуправления в автономном  округе.  В  случае  противоречия  указанных законов и иных  актов   Уставу (Основному  закону) автономного  округа действуют  нормы   настоящего Устава. Устав (Основной  закон) автономного  округа  имеет  прямое действие и применяется на всей территории автономного округа.

    Устав   (Основной  закон)  автономного  округа,  поправки  дополнения  к  нему  принимаются Законодательным Собранием  автономного  округа.

        Устав  (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автономного округа был принят Государственной Думой автономного округа первого созыва 19 сентября 1995 года.

Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого  автономного округа:

- это важнейший политико-правовой  документ, выражающий демократическое  начало самоорганизации и саморегулирования  в рамках закона;

- укрепляет правовой статус  автономного округа и создает  законодательную основу для его  всестороннего развития;

- исходит из признания  территориальной общности многонационального населения автономного округа субъектом политических отношений властвования;

- обеспечивает права и  интересы коренных малочисленных  народов Севера, проживающих на территории своего исторического формирования, а также других этнических общностей, связавших свою судьбу с автономным округом;

- это его заявление  о своих правах и интересах.  Принятый Устав Ямало-Ненецкого  автономного округа:

Информация о работе Урупнение субъектов РФ