Субъекты РФ. Их правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ. Используя источники, учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующие задачи:
дать понятия и общую характеристику правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
охарактеризовать современные положения субъектного состава РФ;
показать особенности правового статуса субъектов РФ;
выявить различия в правовом статусе субъектов РФ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Субъекты РФ, их правовой статус.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

         ВВЕДЕНИЕ 

         Российская Федерация  – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года закрепляет федеративное устройство России в составе субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равно правы во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Таким образом, субъекты Российской Федерации это – государственно–правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.

         Проблемы федеративного  устройства занимают одно из центральных  мест в Конституции РФ. Это обусловлено  как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.  

         Однако нормы Конституции  РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и противоречивыми, и чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем более становится видна противоречивость ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации. Именно в этом актуальность выбранной темы.  

         Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса  субъектов РФ, рассмотреть особенности  конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.   Используя источники, учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятия и общую характеристику правового статуса субъектов РФ;
  • рассмотреть виды субъектов РФ; 
  • выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
  • охарактеризовать современные положения субъектного состава РФ;
  • показать особенности правового статуса субъектов РФ;
  • выявить различия в правовом статусе субъектов РФ.

         Исходя из решения задач курсовая работа включает в себе: введения, Главы 1,2 и 3, заключение и список библиографической литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правовой  статус субъектов  Российской Федерации
 
    1. Общая характеристика правового  статуса субъектов  Российской Федерации

         Изначально в Российскую Федерацию входило 89 субъектов: 21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов. Процесс  объединения субъектов Федерации, начавшийся в 2004 г., сократил их количество за счет объединения краев, областей и входящих в их состав автономных округов с 1 марта 2008 г. до 83, и не исключены дальнейшие изменения.

         С 1 декабря 2005 г. в  результате объединения Пермской области  и Коми-Пермяцкого автономного округа образован Пермский край; с 1 января 2007 г. в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа - Красноярский край; с 1 июля 2007 г. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа - Камчатский край, с 1 января 2008 г. в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - Иркутская область, а с 1 марта 2008 г. в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - Забайкальский край. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ пока отсутствует.

         В настоящее время  в состав РФ входит из 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономной области, 4 автономных округов. Конституцией 1993 г. все субъекты РФ в силу ст. 5 провозглашены равноправными, и присутствие видового признака в названии субъектов Федерации можно отнести на стремление сохранить используемые несколько десятилетий обозначения территориальных образований.

         Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается  в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими  правовыми актами. Так, республики принимают  свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы федеральным Законом Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

         Этот статус в  решающей степени гарантируется  Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной  власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

         Принципы определения  полномочий органов государственной  власти субъекта РФ достаточно просты1:

  1. полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;
  2. полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
  3. полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяются федеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

         Последние должны устанавливать  права, обязанность и ответственность  органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники  финансирования осуществления соответствующих  полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

         В соответствии с  принципом верховенство Конституции  РФ федеральные конституционные  законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

         Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностью вхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

         Равноправие субъектов  РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов  РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

         Однако правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют  государствами, а все другие субъекты такого статуса не имеют и могут  рассматриваться только как государственные  образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ  - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими  краями и областями. Такое положение субъектов РФ имеет повод говорить об асимметричности российской федерализма.2

         Равноправие субъектов  РФ проявляется, в общем, для всех них определении  предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федераций. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

         Такое решение разграничение  предметов ведения оставляет  за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопросы  относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот  или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции субъектам Федерации представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные акты субъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должны соответствовать федеральным законом и, в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительно ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.

         В соответствии с  Конституцией РФ (ст. 11) Федеральный  закон закрепляет принципы и порядок  заключение договоров о разграничение  полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определенно иное, чем это установлено федеральными законами, разграничения полномочий. В договоре о разграничение полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов, где власти и органов государственной власти субъектов РФ, определяются условий и порядок осуществление эти полномочии, конкретные обязанности и права сторон, срок действия и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного распоряжения договора. Договор подписывается Президентом РФ и высшими должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральным законом.

         При заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ о передачи им части  федеральных полномочий с передачей  необходимым материальных и финансовых средств федеральные органы контролирует соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение. 

         Возможно, и обратное отдельные полномочия органов государственной  власти субъекта РФ могут быть временно возможны на федеральные органы государственной  власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это может произойти в случае, если:

  1. в связи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствует, и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
  2. возникшая вследствие решений, действий или бездействий органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ  в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);
  3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета , исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение  Конституции РФ, федерального закона нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Информация о работе Субъекты РФ. Их правовой статус