Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:14, шпаргалка

Описание

1. Финансовая система РФ, хар-ка ее звеньев
2. Экономическое содержание и необходимость финансов
3. Содержание и значение финансового контроля.
4. Принципы бюджетного устройства РФ.
5. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
6. Финансовая политика РФ и ее особ-ти на совр этапе.
7. Налоговая система РФ, ее хар-ка.
8. Гос кредит, его сущность и формы.
9. Местные финансы, их социально - экономическая сущность
10. Регион бюджеты и методы укрепления их доходной базы в рын усл-х

Работа состоит из  1 файл

Финансы_шпора.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов б - тов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.  Б-ная клас-я,  обеспечивая сопоставимость показателей б - тов всех уровней,  включает с себя:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Бюджетный процесс,  характеристика его  стадий

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов по составлению,  рассмотрению,  утверждению и исполнению бюджетов,  организации государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетный процесс строится в соответствии с действующим законодательством  РФ,  в частности Бюджетным кодексом РФ,  законодательными и другими нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса делятся на группы:

Органы,  обладающие бюджетными полномочиями (все они имеют право законодательной инициативы):

Президент РФ, Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти,  ЦБ РФ,

Счетная палата РФ и контрольно - счетные  палаты субъектов РФ, Органы управления государственными внебюджетными фондами, Главные распорядители бюджетных средств.

Органы,  не обладающие бюджетными полномочиями:

Все бюджетополучатели, Кредитные организации,  осуществляющие операции со средствами бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов.  Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Первый  этап.  Составление проекта бюджета.

Для составления  проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально - экономического развития РФ,  субъектов РФ,  муниципальных образований,  а также сводных финансовых балансов РФ,  субъектов РФ.  Прогноз развития содержит объем ВВП,  промышленного производства,  товарооборота,  следовательно.  Также закладываются объемы экспорта для государственных нужд,  капитальные вложения для развития производства.

Бюджетная политика РФ и основные направления  составления проекта бюджета  на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ.  Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже,  чем за 9 месяцев до начала планируемого года.

Используется  следующая информация:

налоговое законодательство,  действующее  на момент начала разработки проекта  бюджета,

нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,

предполагаемые  объемы финансовой помощи,

виды  и объемы расходов,  передаваемые с одного уровня бюджетной системы  на другой,  а также финансово - бюджетные нормы и нормативы.

В проекте  закона о бюджете содержатся основные хар-ки бюджета:

общий объем расходов и доходов, 

размер  бюджетного дефицита,

прогнозируемые  доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,

нормативы отчисления от собственных доходов  бюджета,  передаваемые бюджетам других уровней,

нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,

общий объем капитальных и текущих  расходов бюджета,

разбивка  расходов по подразделениям бюджетной  классификации,  а также в разрезе  главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),

расходы и доходы целевых бюджетных фондов,

объемы  финансовой помощи бюджетам других уровней,

определяются  основные характеристики государственного и муниципального долга,  государственных и муниципальных заимствований.

Второй  этап.  Рассмотрение проекта бюджета  исполнительным органом.

Осуществляется с 15 июля по 15 августа года,  предшествующего планируемому.  Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ,  куда входят 3 представителя регионов. После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций, имеющих статус правительственных учреждений.  В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета,  проекта закона бюджета и других пояснительных документов.  Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года,  предшествующего планируемому.

Третий  этап.  Рассмотрение и утверждение  бюджета законодательным (представительным) органом.

Внутри  порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа. 

В Госдуме  сначала проект бюджета с формальной точки зрения смотрит бюджетный  комитет:  наличие всех документов,  правильность заполнения.  Копии отправляются в профильные комитеты (по обороне,  культуре,  образованию и др. ),  Совет Федерации.  Начинается рассмотрение:

I чтение.  Определяются основные параметры:

общий объем доходов с разбивкой  по видам;

общий объем расходов;

бюджетный дефицит и источники его покрытия;

лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.

Могут быть отклонения:

образование согласительной комиссии с Правительством,

возвращение проекта бюджета Правительству  на доработку,

объявление  недоверия Правительству в связи  с качеством предоставленного бюджета.

II чтение.  Определение расходов в разрезе  функциональной классификации. 

III чтение.  Определение расходов в разрезе  ведомств и целевых государственных программ.  Окончательно решается вопрос о поправках.

IV чтение.  Формальное голосование за бюджет  целиком. 

После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации.  Если он не принимает бюджет,  то создается согласительная комиссия с депутатами Думы.  Если они не приходят к компромиссу,  то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации.  Дальше происходит подписание бюджета Президентом,  опубликование и вступление его в силу.  Если Президент не подписывает,  то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура,  описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой).

Если  бюджет не принимают,  то он исполняется  ежемесячно в размере 1/12 предыдущего  года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Финансовая политика  РФ и ее особ-ти  на совр этапе.

Гос-во в процессе своего функционирования осуществляет политическую деят-ть в разл сферах общественной жизни.  Объектом этой деятельности выступает экономика в целом и ее отдельные составные части:  цена,  ден обращение,  финансы,  кредит,  валютные отношения.  Сов-ть гос мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет финансовую политику. Она охватывает широкий комплекс мероприятий:  разработку общей концепции финансовой политики,  определение ее основных направлений,  целей, главных задач;  создание адекватного финансового механизма;  управление финансовой деятельностью государства.  Основу финансовой политики составляют стратегические направления,  которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач,  вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.  Одновременно с этим гос-во осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

Важной  составной частью фин пол-ки явл  установление финансового механизма,  при помощи кот происходит осуществление всей деят-ти гос-ва в области финансов.  Он представляет собой систему установленных гос-вом форм,  видов и методов организации фин отношений. К элементам фин мех-ма относятся формы фин ресурсов, методы их формирования,  система законодательных норм,  которые используются при определении доходов и расходов государства,  организации бюджетной системы,  финансов предприятий и рынка ц/б.  Задачи финансовой политики:  1)обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов,  2)установление рационального распределения и использования фин ресурсов;  3)организация регулирования  и стимулирования эк и социальных процессов финансовыми методами,  4)выработка фин механизма и его развитие с изменяющимися целями и задачами стратегии,  5)создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.  Направления фин-бюджетной политики:, упорядочение гос обязательств, создание эффективной системы межбюджетных отношений. В 2002 г. по плану фед б-т сводится с профицитом. Ос-ти: снижение темпов инфл-ии; Рост эфф-ти использ ср-в бюджета; сокращ бремени гос долга; снижение налог бремени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Налоговая система  РФ, ее хар-ка.

Нал с-ма РФ – сов-ть налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной, а также методы и принципы построения налогов.

Систему налогов можно классифицировать по Объектам обложения,  характеру  построения налоговых ставок,  по использованию.  По Объектам обложения налоги делятся на:  Прямые –налоги,  взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика: налог на дох-ы с физ. лиц,  налог на прибыль с организаций,  налог на имущество.  Они делятся на реальные  - уплачиваются с отдельных видов имущества,  товаров независимо от финансового положения налогоплательщика и личные -  подоходные налоги, кот взим как с физ лиц, так и с юр лиц. Они м.б. глобальными (взим с совокупного дохода независимо от источников получения) и шедулярными (к кажд источнику дохода примен отдельн ставка).

Косвенные -  взимаются в виде надбавки к цене товара с оборота реализации товаров,  услуг:  акцизы,  НДС,  таможенные  пошлины,  фискальные монополии. Они формируют конечную цену товара, явл важн источником дох-в бюдж с-мы (55%):  Универсальные -  НДС облагаются все товары,  работы,  услуги.  Индивидуальные акцизы -  облагаются отдельные виды товаров,  услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства:  налог с продаж.  Фискальная монополия—специфический вид косвенного налога на товары,  производство и реализация которого являются монополией государства -  табак,  спички,  соль.  Она ведет к удорожанию товаров массового потребления(в РФ не прим. )Таможенные пошлины -  косвенные налоги,  применяемые во внешнеэкономической деятельности. 

Налоговая система несовершенна, имеются погрехи в законодательстве,  некоторые позволяют уклоняться от налогов, нарушен принцип пригодности некоторым плательщикам.  Налоговый кодекс призван регулировать принципы построения и функционирования налоговой системы РФ,  порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов,  принципы установления региональных и местных налогов,  определяет правовое положение налогоплательщиков,  налоговых органов,  отменяет многие неэффективные и нерыночные налоги,  сокращается число налогов.  Он разделяет бюджетные доходы по уровням государственной структуры,  устанавливает принципы ясности,  предсказуемости,  единства,  справедливости и налоговый федерализм. 

Налоги  и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"