Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, шпаргалка

Описание

Шпаргалка по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры по финансам-1.docx

— 132.40 Кб (Скачать документ)

1.Сущность и функции  финансов

Финансы –эк отношения,связанные с формир и использованием финн ресурсов государства, предприятия и населения на основе распределения и перераспределения нац дохода. Необх условием существования финансов явл деньги,но финансы не деньги сами по себе,а определенным денежные отношения,складывающиеся в распределительном процессе при формировании и использовании финн ресурсов.Финансы- сложная экономическая категория. Финансы связаны с функционированием денег, их сущность составляют определенные денежные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения, использования денежных фондов и накоплений. Финансы не охватывают всех денежных отношений. Финансами являются денежные отношения, связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Центр-ми распоряжается гос-во (госбюджет, госкредит, внебюджетные фонды), дец-ые участвуют в круговороте средств хозяйствующего субъекта. (фонд оплаты труда, амортизация, фонд накоплений). Финансы обслуживают отношения м/у гос-вом и предприятием, пред-ем и раб-ми, м/у пред-ми, м/у гос-вом и гражданами. Сущность финансов проявляется с помощью распределительной ф-ии. Через эту ф-ю каждый субъект хозяйствования наделяется финансовыми ресурсами. Объектом распределения яв-ся стоимость валового продукта. Субъектами являются физ и юр лица. Распределительный процесс с помощью финансов протекает во всех сферах жизни. Контрольную ф-ю составляет движение финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах.  С помощью этой функции финансовые ресурсы распределяются, своевременно поступают, эффективно используются. С помощью распределительной и контрольной функции финансы проявляют себя как экономическая категория.Т.о. распределительная функция финансов:1)обеспечивает процесс перв и вторич распределения нац дохода,результатом кот явл формирование первичных и вторичных доходов..Необходимость перераспределительного процесса вызвана наличием непроизводственной сферы,в которой нац доход не создается; неравномерностью развития отдельных регионов и отраслей; необходимостью содержания нетрудоспособных граждан и малообеспеченных граждан;2)позволяет субъектам хозяйствования,домаш хозяйствам и государству формировать необходимые им финансовые реурсы; осуществлять межотраслевое и межтерриториальное перераспределение средств, перераспределение средств между производственной и непроиз сферой, между отдельными социальными группами; создавать резервы предприятия и государству, осуществлять накопления гражданам. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением нац дохода, формированием финн ресурсов, и расходования их по целевому назначению.

 

 

2.Роль финансов в экономике  (в общественном воспроизводстве)

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками  финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих  целей экономического развития,для чего требуются их оптимальная организация.Основными участниками финансовых отношений являются:1)государство;2)хозяйствующие субъекты;3)население.Основные признаки государственных финансов:1)денежные отношения между двумя субъектами,(где нет денег, не может быть финансов);2) субъекты обладают различными правами, один из них(государство) обладает особыми полномочиями.3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством. Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношении:1) непосредственно между хозяйствующими субъектами - производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;2) в сфере производства и обращения;3) между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);4) в финансово-бюджетной сфере - между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);5) в сфере трудовых отношений.Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве: 1) производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;2) заемщика и инвестора на финансовом рынке;3 ) работодателя на рынке труда. В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:рынок товаров и услуг;рынок труда;финансовый рынок.Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциа листических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.Финансы - неотъемлемое связующее звено междусозданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе

 

 

3.Понятие финансовых ресурсов. Централизованные финансовые ресурсы,их источники и виды.

Финансовые ресурсы – это  совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Финансовые ресурсы предназначены:для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;финансирования других затрат. Централизованные финансовые ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешней экономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на расширение воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей. Основные виды централизованных финансовых ресурсов:- налоговые доходы - не налоговые доходы, уплачиваемые ЮЛ и ФЛ. - взносы по государственному социальному страхованию. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства. Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.

 

 

4.Понятие финансовых  ресурсов. Децентрализованные финансовые  ресурсы, их источники и виды.

Финансовые ресурсы – это  совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Финансовые ресурсы предназначены:для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;финансирования других затрат. Финансовые ресурсы подразделяются на:централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Децентрализованные финансовые ресурсы - финансовые ресурсы предприятий, организаций, ИП - денежные накопления, поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, других источников, находятся в собственности или распоряжения предприятий организаций, ИП и используемые на расширение воспроизводства предпринимательской деятельности и удовлетворения других потребностей  этих субъектов.В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы:- собственные и приравненные к ним средства:А) прибыль предприятияБ) АОВ) другие формы денежных накопленийК приравненным к собственным относятся:А) минимальная задолженность по ЗП работникам, по авансам заказников на выполнение определенных работБ) По налоговым не налоговым платежам, отчислений.- заемные средства:А) банковские ссудыБ) коммерческие кредитыВ) бюджетные ссуды- Привлеченные средства: средства других хозяйственных субъектовА) паевые взносыБ) внешние инвестиции- Ресурсы, выступающие в порядке перераспределения от вышестоящих организаций на финансовом рынке, на страховом рынке, из бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

5.Управление финансами:  понятие,цели,объекты и субъекты управления.

    Управление  финансами   является   составной   частью   общей   системы управления   социально-экономическими   процессами.   Оно  направлено    на совершенствование системы  отношений,  призванных  нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для социальноэкономического развития общества. Цель управления  финансами – финансовая  устойчивость  и финансовая независимость, проявляющиеся   в   макроэкономической   сбалансированности,профиците бюджета, снижении государственного долга,  твердости национальной

валюты, в  сочетании  экономических  интересов  государства  и  всех  членовобщества. В управление  финансами  выделяются  объекты  и субъекты  управления. Объектами  выступают  разнообразные  виды  финансовых   отношений,   которые образуют финансовую систему. Субъекты управления  финансами  –  совокупность всех  организационных  структур,  осуществляющих  управление   финансами   –финансовый аппарат. Управление  финансами  осуществляется  на  всех   уровнях   финансовой системы.  Оно  бывает  общегосударственным,  которое   устанавливает   общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой,  валютной  и  денежно-кредитной  политики  в Российской   Федерации;   и   управление   финансами   отдельных   субъектов управления. Управление финансами - это деятельность,связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы.Общее управление финансами осуществляется органами госвласти: президентом РФ, правительством, федеральным собранием. Непосредственное управление финансами осуществляет специальный финансовый аппарат. Систему этих органов возглавляет минфин РФ. Он разрабатывает финансовую политику, составляет проект федерального бюджета, обеспечивает устойчивость госфинансов, осуществляет финансовый контроль. Министерство по налогам и сборам контролирует полное и своевременное внесение налоговых платежей в федеральное казначейство. , осущ-ет кассовое исполнение бюджета. Конкретными методами и формами управления финансами служат:- финансовое планирование ; - прогнозирование;   - программирование; - финансовое регулирование; - оперативное управление;   - финансовый контроль.

 

 

6.Функциональные элементы  процесса управления финансами.

Субъекты управления  используют  в  каждой  сфере  и  в  каждом  звенефинансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия нафинансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат: - финансовое планирование;- прогнозирование; - программирование;  - финансовое регулирование; - оперативное управление; - финансовый контроль;Финансовое планирование занимает важное  место в системе управленияфинансами.  Именно  в ходе  планирования   любой   субъект   хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов,   выявляет   возможности увеличения  финансовых  ресурсов,  направления их   наиболее   эффективного использования. Финансовое   планирование   представляет   собой    составную    часть

народнохозяйственного  планирования,   базируется   на   показателях   плана социально-экономического развития, направлено  на  координацию  деятельности всех органов финансовой системы. Финансовое  прогнозирование  –  предвидение   возможного   финансового положения,   обоснование   показателей   финансовых    планов.    Финансовоепрогнозирование   предшествует   стадии   составления   финансовых   планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период  развития. Целью финансового прогнозирования является  определение  реально  возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования  и  их  использования  в прогнозируемом  периоде.  Финансовое  программирование   –   метод   финансового   планирования, использующий программно-целевой подход, в  основе  которого  заложены  четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает: - установление приоритетов расходов по направлениям; - повышение эффективности расходования средств;- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Финансовое     регулирование     социально-экономических     процессов представляет собой организуемую государством деятельность  по  использованию всех  аспектов  финансовых  отношений  в  целях   корректировки   параметров воспроизводства. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий  по  выполнению  финансового  плана,  внесению  корректив   в   его показатели  с  учетом  новых  хозяйственных  обстоятельств,  изысканию  иных источников формирования финансовых ресурсов и  направлений  их  эффективного вложения.  Оперативное   управление   представляет   собой   комплекс   мер, разрабатываемы на основе  оперативного  анализа  складывающейся  ситуации  и преследующих цель получения максимального  эффекта  при  минимуме  затрат  с помощью   перераспределения   финансовых   ресурсов. Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы:  Министерства  финансов,  финансовых  управлений  местных   органов власти, дирекций  внебюджетных  фондов,  страховых  организаций,  финансовых служб предприятий. Финансовый контроль, с одной стороны  –  одна  из  завершающих  стадийуправления  финансами,  а с другой  он  выступает   необходимым   условием эффективности управления ими. Финансовый контроль, являясь  формой  реализации  контрольной  функции финансов,  представляет  собой   совокупность   действий   и   операций   за соблюдением   финансово-экономического   законодательства    и    финансовой дисциплиной в процессе  формирования  и  использования  денежных  фондов  на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"