Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, шпаргалка

Описание

Шпаргалка по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры по финансам-1.docx

— 132.40 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

22.Принципы организации  финансов субъектов хозяйствования

Принципы организации  финансов предприятий: Принцип финансовой и хозяйственной самостоятельности. Означает, что предприятие самостоятельно определяет сферу своей деятельности, источники ее финансирования, направления расходования денежных средств, ценовую политику, распределяет остающуюся в его распоряжении прибыль, принимает решение о выпуске, размещении и покупке ценных бумаг, определяет размер и структуру основных фондов и оборотных средств, объемы производства и номенклатуру продукции и т.д.В то же время финансовая и хозяйственная самостоятельность предприятий отчасти ограничивается государством путем установления: -требований к размеру уставного и резервного капитала;объектов налогообложения и ставок налогов; правил ведения бухгалтерского учета и форм обязательной бухгалтерской отчетности; порядка наличных и безналичных расчетов; порядка эмиссии корпоративных ценных бумаг;методов начисления амортизации и нормы амортизации; состава затрат, включаемых на себестоимость продукции; правил регистрации и процедуры банкротства.

Принцип самофинансирования. Самофинансирование предполагает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции (текущих затрат) и затрат на воспроизводство основных фондов (капитальных вложений) за счет собственных средств, т.е. все расходы (текущие и капитальные) полностью покрываются собственными доходами (обеспечиваются собственными источниками финансирования). При временной дополнительной потребности в денежных средствах используются заемные финансовые ресурсы. Т.о. данный принцип означает приоритет  собственных источников финансирования;

Принцип материальной заинтересованности основан на необходимости обеспечения основной цели предпринимательской деятельности – получения прибыли – и означает заинтересованность всех экономических субъектов (предприятия в лице его руководителя и менеджеров, его собственников и работников, государства) не только в получении прибыли, но и в ее максимизации. Для предприятия получение и рост прибыли означает финансовую устойчивость и увеличение источников развития, для собственников – рост стоимости бизнеса (цены акций компании) и дивидендов, для работников – достойный уровень заработной платы и получение премий, для государства –  финансово устойчивое функционирование экономики и увеличение поступлений в бюджет сумм налога на прибыль и других налогов;

Принцип материальной ответственности. Означает ответственность предприятия за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала, выполнение финансовых обязательств. Этот принцип реализуется через применение:1) финансовых санкций (пени, штрафы, неустойки) – за невыполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами (например, несвоевременная уплата платежей в бюджет и взносов в государственные внебюджетные фонды), поставщиками и покупателями (например, нарушение договорных обязательств перед покупателями - непоставка, нарушение сроков поставки или поставка некачественной продукции), банками (например, несвоевременный возврат кредита) и другими партнерами (например, перед физическими и юридическими лицами, являющимися держателями выпущенных предприятием облигаций в случае их несвоевременного погашения и уплаты %% по ним);2)процедуры банкротства – в случае неэффективной работы, длительной убыточности предприятия и неспособности отвечать по своим обязательствам.

Принцип обеспеченности рисков финансовыми  резервами обусловлен тем, что предпринимательская деятельность всегда сопряжена с различными рисками: предпринимательскими, инвестиционными, финансовыми.  Например, риском неполучения денег в срок при продаже продукции в кредит, риском ошибки в расчете доходности инвестиционного проекта при осуществлении капитальных вложений в этот проект, риском возможной потери средств или получения дохода ниже предполагаемого при осуществлении финансовых вложений  и т.д.

 

 

 

 

23.Финансовые ресурсы субъектов  хозяйствования: понятие и источники  формирования. Факторы, определяющие  состав источников финансовых  ресурсов субъектов хозяйствования.

Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта — это средства, имеющиеся  в его распоряжении. Финансовые ресурсы  используются на развитие производства, непроизводственной сферы, потребления, а также могут оставаться в  резерве. Финансовые ресурсы, которые  используются на развитие производственно-торгового  процесса, — это капитал в денежной форме.  Субъект хозяйствования начинает свою деятельность в сфере производства или бизнеса при первичном накоплении финансовых ресурсов, используемых в форме капитала. Организация любого вида деятельности требует наличия материальных и финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы (денежные средства в наличной и безналичной форме) могут быть израсходованы на возмещение организационных расходов, закупку материальных ресурсов, оплату труда персонала и другие расходы. Выручка, полученная по результатам деятельности, должна обеспечить возмещение всех затрат (выполнение всех обязательств) и принести чистый доход, создать необходимый запас финансовых ресурсов, достаточных для возобновления процесса в расширенном масштабе.При создании хозяйствующего субъекта финансовые ресурсы образуются путем денежных и материально-вещественных вкладов в уставный фонд. На действующих предприятиях финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли от основной и иной деятельности и амортизационных отчислений. На практике финансовых средств, образующихся таким образом, оказывается, как правило, недостаточно для осуществления производственной деятельности, и хозяйствующие субъекты вынуждены привлекать заемный капитал.Источником финансовых ресурсов как в процессе возникновения и начала деятельности, так и в дальнейшем развитии могут быть собственные средства, коммерческий и банковский кредит.В процессе функционирования финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке в форме продажи акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых хозяйствующими объектами и в форме кредитных инвестиций.Одним из возможных источников финансовых ресурсов, поступающих в порядке перераспределения, являются бюджетные субсидии, субвенции. Доля данных средств в финансовых ресурсах хозяйствующего субъекта в современных условиях незначительна и ориентирована на строго ограниченный перечень затрат. Это целевое финансирование, доступное ограниченному кругу хозяйствующих субъектов при строго ориентированных условиях деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в рыночных условиях основными источниками являются собственные средства и кредиты банка. Коммерческий кредит может быть процентным и беспроцентным, а банковские кредиты могут быть льготные, если государственные органы принимают на себя часть причитающихся коммерческому банку процентных выплат.В условиях инфляции и нестабильности экономики свободных денежных средств у хозяйствующих субъектов практически нет, в случае наличия их они вкладываются, как правило, не в расширение производства, а в потребление. Имеют место случаи неплатежей покупателей поставщикам, именуемые как кризис неплатежей. Инфляционные процессы в условиях формирования рынка стимулируют развитие такой формы расчета покупателей с поставщиками как «предоплата», однако данное авансирование покупателем продавца нисколько не компенсируется льготами в виде скидок с цены. Поэтому основным источником заемных финансовых средств, необходимых для обеспечения деятельности, являются кредиты банка.

 

 

 

 

 

 

24. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования: понятие и направления использования.

Финансовые ресурсы предприятий - это доходы, накопления, поступления  формируемые на предприятии и  предназначенные на цели простого и  расширенного воспроизводства. Любое  предприятие в условиях рыночной экономики неизбежно сталкивается с проблемой рационального формирования и использования финансовых ресурсов. Под формированием финансовых ресурсов мы понимаем процесс образования  и мобилизации финансовых ресурсов на предприятии. Использование финансовых ресурсов - это прежде всего применение финансовых ресурсов с целью осуществления  производственной деятельности предприятия. Основными направлениями использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования являются:выполнение обязательств перед бюджетной системой (налоговые и другие обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды);финансирование текущей производственной деятельности;финансирование НИОКР;инвестирование средств в развитие производства и его расширение;инвестирование средств в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий и организаций, предоставление другим предприятиям и организациям займов;возврат кредитов и уплата процентов по ним;материальное поощрение работников и финансирование их социальных нужд;создание резервов с целью защиты от неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры, а также для погашения облигаций, выкупа акций АО в случае отсутствия иных средств;благотворительность и спонсорство;и др.

 

 

25. Бюджетная система:  понятие,  структура, принципы  построения.

Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная  система. Бюджетная система России — это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).В бюджетную  систему России, как федеративного  государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями: федерального бюджета и бюджета  государственных внебюджетных фондов;бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;местных бюджетов, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.  Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, денежные средства которые используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством. Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения. Обособленную группу в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.Большое значение для развития социальной политики России имеют государственные внебюджетные фонды. К государственным внебюджетным фондам относятся денежные фонды, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральными законами, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 13 БК). К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).  Принципы построения: 1)единство 2)разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы 3) самостоятельность бюджетов 4) равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований 5)полноста отражения доходов,расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов 6) сбалансированность бюджета 7) результативность и эф-ть использования бюдж средств 8) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов 9) прозрачность (открытость)  10)достоверность 11)адресность и целевой характер бюджетных средств 12) подвед-ть расходов бюджетов 13)единство кассы.

 

 

26. Бюджетный процесс:  понятие, участники, этапы.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.  Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:глава государства;органы законодательной власти;органы исполнительной власти;органы денежно-кредитного регулирования;органы государственного и местного финансового контроля;государственные внебюджетные фонды;главные распорядители бюджетных средств.  Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля. Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом. В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

 

 

27.Бюджет, его сущность  и функции.

Центральное место в финансовой системе любого государства принадлежит бюджету. Его объективная необходимость  обусловлена задачами и функциями, которые призвано выполнять государство  в лице органов власти всех уровней  и осуществление которых требует  наличия соответствующей финансовой базы. Такой финансовой базой деятельности государства и является бюджет.Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По уровням управления различают виды бюджетов: федеральный;региональные (республиканский, областной, краевой, национального округа, автономной области, города федерального значения); местные (муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городского и сельского поселения). Бюджетные отношения – это отношения, возникающие между органами публичной власти, субъектами хозяйствования и домохозяйствами в процессе формирования доходов бюджетов  и осуществления бюджетных расходов. Бюджету как экономической категории присущи две функции: распределительная; контрольная.Распределительная функция бюджета заключается в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, между различными отраслями экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения: в распоряжение отраслей экономики, требующих на данном этапе первоочередной поддержки, а также регионов и муниципальных образований, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, поступают дополнительные финансовые ресурсы, что обеспечивает наиболее пропорциональное и равномерное развитие отдельных отраслей и территорий  в рамках единого национального хозяйства; наименее защищенные слои населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, позволяющие обеспечить им нормальный уровень жизни; финансируются наука, образование, здравоохранение, культура и т.д. Основной объект бюджетного распределения – национальный доход. Однако в бюджетное распределение может быть вовлечено и национальное богатство (золотой запас, валютные резервы и др.), что сопряжено, как правило, с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами (военными действиями, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).Контрольная функция бюджета реализуется при формировании его доходной базы, а также в процессе бюджетного финансирования. Она заключается в контроле за своевременностью и полнотой поступления доходов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления, за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств. Выделяют также регулирующую и стимулирующую функции бюджета, которые заключаются в его возможности изменять соотношения между накопляемой и потребляемой частью НД, влиять на уровень и темпы развития отдельных отраслей и территорий. Регулирование и стимулирование экономики осуществляется с помощью таких инструментов как налоги и бюджетное финансирование. Например, посредством выделения бюджетных средств оказывается поддержка наиболее приоритетным или непривлекательным для частного бизнеса отраслям и видам деятельности или без которых невозможно нормальное и сбалансированное развитие национального хозяйства и которые благодаря государственной поддержке получают дополнительные импульсы к своему развитию.

 

 

 

 

28.Доходы бюджетов: понятие  и классификация.

Под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Поступления из источников финансирования  дефицита бюджета не являются доходом бюджета.По своей экономической сущности доходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с формированием средств бюджетов разных уровней. По материально-вещественному содержанию доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в бюджет для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджета – более узкое понятие, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, средства внебюджетных фондов, государственное (муниципальное) имущество, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.Главным материальным источником доходов бюджетов выступает национальный доход, основным методом перераспределения которого являются налоги и сборы. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им органами власти и должностными лицами определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Общим признаком, объединяющим налог и сбор, является обязательный характер их уплаты в пользу государства. Различие между налогом и сбором заключается в том, что налоги прямо или косвенно уплачивают все организации и совершеннолетние граждане. Сборы уплачивают только те физические и юридические лица, которые нуждаются в получении соответствующих разрешений и других юридических прав, позволяющих владеть собственностью, вести бизнес и т.д. Доходы бюджетов  классифицируются по определенным признакам (критериям):по методу взимания и видам  – налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления;в зависимости от государственного устройства страны (уровням власти) – доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов Федерации, доходы местных бюджетов; по источникам поступления – доходы, поступающие от юридических лиц и доходы, поступающие от граждан;по юридическому основанию взимания доходов – обязательные и добровольные платежи (подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"