Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, шпаргалка

Описание

Шпаргалка по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры по финансам-1.docx

— 132.40 Кб (Скачать документ)

 

 

 

29.Понятие доходов бюджетов. Виды доходов бюджетов и их состав.

Под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Поступления из источников финансирования  дефицита бюджета не являются доходом бюджета. Главным материальным источником доходов бюджетов выступает национальный доход, основным методом перераспределения которого являются налоги и сборы. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им органами власти и должностными лицами определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Общим признаком, объединяющим налог и сбор, является обязательный характер их уплаты в пользу государства. Различие между налогом и сбором заключается в том, что налоги прямо или косвенно уплачивают все организации и совершеннолетние граждане. Сборы уплачивают только те физические и юридические лица, которые нуждаются в получении соответствующих разрешений и других юридических прав, позволяющих владеть собственностью, вести бизнес и т.д. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах, законодательством об иных обязательных платежах и делятся на следующие виды: налоговые доходы (составляют более 90% всех доходов бюджетов);неналоговые доходы;безвозмездные поступления.К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов (в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами), региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги – это налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.  Неналоговыми доходами бюджетов являются:доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям;средства самообложения граждан;Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. иные неналоговые доходы (плата за негативное воздействие на окружающую среду, лицензионные сборы, консульские сборы, таможенные пошлины и сборы, патентные пошлины и др.)К безвозмездным поступлениям относятся:дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

 

 

 

30.Налоговые доходы  бюджетов: федеральные налоги и  сборы, региональные налоги, местные  налоги.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов (в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами), региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. К специальным налоговым режимам относятся:система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);упрощенная система налогообложения;система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории РФ. Они устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ и включают:налог на добавленную стоимость;акцизы (на табачную продукцию, на легковые автомобили и мотоциклы и др.);налог на доходы физических лиц;налог на прибыль организаций;налог на добычу полезных ископаемых;   водный налог;сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;государственную пошлину.Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Госпошлина взимается, например: за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;  за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; за государственную регистрацию региональных отделений политических партий; за регистрацию транспортных средств; за выдачу водительского удостоверения.Региональные налоги – это налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К ним относятся:налог на имущество организаций;налог на игорный бизнес;транспортный налог. Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Это:земельный налог;налог на имущество физических лиц.  Деление налогов на федеральные, региональные и местные не следует отождествлять с делением доходов на доходы федерального, регионального и местного бюджетов. Отнесение налогов к федеральным, региональным или местным не означает, что они поступают в доход соответствующего бюджета. Например, федеральные налоги не в полной мере поступают именно в федеральный бюджет. Частично, а иногда и полностью (как например налог на доходы физических лиц), они поступают и в нижестоящие бюджеты, участвуя в формировании их доходов. Например, НДФЛ является  федеральным налогом, взимаемым по ставке 13%. Однако в доход федерального бюджета он не поступает. Часть налога по нормативу 70% зачисляется в региональный бюджет, оставшиеся 30% - в местные бюджеты: по нормативу 10% - в бюджет поселения и по нормативу 20% - в бюджет муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Расходы бюджетов: понятие  и классификация. Резервные фонды.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Функциональный состав расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения. По функциональному назначению расходы бюджетов делятся на следующие группы:содержание органов государственной власти и управления;обеспечение внутренней и внешней безопасности государства (национальная оборона, национальная безопасность, правоохранительная деятельность);финансирование экономики;финансирование социальных программ;финансирование образования, науки и культуры;финансирование здравоохранения;охрана окружающей среды;формирование государственных и муниципальных запасов и резервов;обслуживание государственного и муниципального долга;оказание финансовой помощи бюджетам других уровней;и т.д.В зависимости от экономического содержания выделяют:текущие расходы бюджетов – это расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функционирование бюджетных учреждений, оказание финансовой помощи другим бюджетам и государственной поддержки отдельным отраслям экономики, социальные выплаты населению, обслуживание внутренних и внешних долговых обязательств, другие расходы, не носящие характер капитальных.капитальные расходы бюджетов – это расходы, связанные с  инновационной и инвестиционной деятельностью. Они включают в себя, например, бюджетные средства, направляемые на инвестиции в жилищное строительство и строительство объектов социально-культурного назначения, на создание государственных и муниципальных запасов и резервов, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам. Ведомственная классификация расходов - это группировка расходов по главным распорядителям бюджетных средств. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций, а также резервного фонда Президента РФ. Резервные фонды представляют собой обособившуюся часть бюджетных средств, предназначенную на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями. Размер резервных фондов исполнительных органов публичной власти не может превышать 3% общего объема расходов соответствующего бюджета, а резервного фонда Президента РФ - 1% расходов федерального бюджета. Порядок расходования резервных фондов исполнительных органов публичной власти устанавливается соответственно Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Расходование средств резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании его указов и распоряжений. Не допускается использовать их на проведение выборов, референдумов и освещение деятельности Президента РФ. Бюджетные расходы осуществляется, как правило, на безвозвратной (бюджетные средства предоставляются без условия их обязательного возврата в бюджет) и бесплатной (бюджетные средства выделяются без обязательства получателя уплаты за это каких-либо процентов или части доходов) основе.  В зависимости от соотношения между доходами и расходами бюджета различают три его варианта: 1) бюджет с профицитом; 2) бюджет с дефицитом; 3) сбалансированный бюджет.

 

 

 

32. Профицит бюджета и  его характеристика

При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами. Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).Реально это означает следующее:ДБ — К > РБ — ОГД,где:ДБ — доходы госбюджета;К — кредиты и займы;РБ — расходы госбюджета;ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;предусмотретьнаправление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

 

 

 

33.Дефицит бюджета: понятие,  причины, способы покрытия.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения выгод над  затратами возникает бюджетный  профицит.В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика. Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:1.        Монетизация бюджетного дефицита.(внутреннее банковское финансирование)2.        Внешнее долговое финансирование.3.        Внутреннее долговое финансирование.4.        Увеличение налогообложения.

 

 

 

34. Источники покрытия  бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с  помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями  выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних  займов, создавая благоприятные условия  для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и  вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.Источники  финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в  законе о бюджете на текущий год. На уровне Федерации такими источниками  являются:- внутренние кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных  организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;- внешние – государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте; путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций  в иностранной валюте.Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета служат государственные займы. Если расходы растут намного быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.В мировой практике выделяют два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег.Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране: 1. Снижение эффективности общественного производства, усугубленное низкой результативностью внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4. Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы.

 

 

 

 

 

35. Межбюджетные отношения:  понятие и формы организации. 

Межбюджетные отношения — это  отношения между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов. Бюджетные отношения выполняют  особое назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства  с целью предоставления органам  государственной власти и органам  местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые  являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются  и используются в фондовой форме  — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей. Организация  межбюджетных отношений строится на основе распределения всех доходов  на собственные и регулирующие (см. тему «Доходы бюджета») и путем  предоставления различных форм финансовой помощи. Финансовая помощь – это  денежные средства, которые предоставлены  из вышестоящих бюджетов в нижестоящие  во-первых, для покрытия недостатка собственных регулирующих доходов, и во-вторых, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и уровня потребления государственных  услуг.   Основные виды финансовой помощи:Дотации. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных доходов. Эти средства выделяются в основном на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Субвенции. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов. Субсидии. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия.Целевые бюджетные кредиты. Это бюджетные средства, которые предоставляются другим бюджетам для передачи их юридическим лицам на возвратной возмездной основе для покрытия целевых расходов, предусмотренных программами кредитования.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"