Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, шпаргалка

Описание

Шпаргалка по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры по финансам-1.docx

— 132.40 Кб (Скачать документ)

инвестиционную политику;политику государства в страховой сфере;политику в области управления государственными финансовыми резервами и резервными фондами;политику на рынке ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

17.Финансовая политика  государства: понятие, объекты  и субъекты. Элементы финансовой  политики государства.

Политика – совокупность мер и действий, направленных на достижение заданного результата.Под государственной финансовой политикой понимается основанная на финансовом законодательстве совокупность мер и действий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения возложенных на него функций. Финансовая политика государства включает:разработку общей концепции финансовой политики (т.е. определение ее стратегических направлений, целей и главных задач);определение основных направлений использования финансовых ресурсов на  перспективу и текущий период;осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Объектом финансовой политики являются финансовые ресурсы государства. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти. В разработке государственной финансовой политики участвуют все ветви законодательной и исполнительной власти, однако приоритет принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Финансовая политика государства включает в себя следующие части (элементы):бюджетную политику;налоговую политику;денежно-кредитную политику;политику в области внешних и внутренних заимствований;таможенную политику;инвестиционную политику;политику государства в страховой сфере;политику в области управления государственными финансовыми резервами и резервными фондами;политику на рынке ценных бумаг. Бюджетная политика представляет собой комплекс проводимых государством мероприятий по формированию и исполнению бюджетов и по осуществлению взаимодействия между собой бюджетов разных уровней. Налоговая политика – совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Денежно-кредитная политика – проводимый государством в лице ЦБ  РФ и Правительства РФ курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы страны, усиление покупательной способности национальной валюты. Политика в области внешних и внутренних заимствований направлена на укрепление позиций РФ как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение совокупного государственного долга РФ, оптимизацию структуры долга, дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг.Таможенная политика - система мер, применяемых государством по регламентации объема, структуры и условий экспорта и импорта товаров через таможенную границу РФ. Инвестиционная политика - комплекс мероприятий по созданию условий для того, чтобы инвесторам (отечественным и иностранным) было выгодно вкладывать свои деньги в экономику России. Политика в области управления государственными финансовыми резервами и резервными фондами заключается в выработке стратегии и тактики формирования и использования валютных резервов, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, резервных фондов Президента РФ,  глав администраций субъектов РФ и др. Государственная политика на рынке ценных бумаг направлена на стимулирование развития фондового рынка, который является важным источником инвестиционных финансовых ресурсов.

 

 

 

18.Бюджетная и налоговая  политика государства: сущность, цель и задачи.

В составе государственной финансовой политики главное место отводится  бюджетной политике. Бюджетная политика представляет собой комплекс проводимых государством мероприятий по формированию и исполнению бюджетов и по осуществлению взаимодействия между собой бюджетов разных уровней.Цель бюджетной политики - повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Основными задачами бюджетной политики являются обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетов, повышение результативности бюджетных расходов, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений. Бюджетная политика подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений, политику в области управления государственным (муниципальным) долгом. Налоговая политика – совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Налогообложение – процесс изъятия в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов физических и юридических лиц. Налог – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком в соответствии с действующим законодательством. Налоговая политика строится на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства, в свою очередь, базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством принятых на себя обязательств, и при этом налогообложение не должно лишать налогоплательщиков стимулов к продолжению и развитию своей деятельности, т.е. оно не должно носить конфискационного характера. Цель налоговой политики – полноценное обеспечение доходными источниками запланированных государственных расходов, а также формирование налоговой системы: необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налогов, так и в части процедур их расчета и уплаты;справедливой и одинаковой для всех экономических субъектов;благоприятной для инвестиционной активности и развития предпринимательства.Основные задачи налоговой политики: снижение налоговой нагрузки на экономику;совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей, создания максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития;реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;оптимизация налоговых льгот и преференций. Реструктуризация задолженности – действия по изменению сроков погашения задолженности, возникающие в случае, если должник не способен вовремя произвести положенные выплаты.Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Обычно налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам. Преференции – преимущества, финансовые льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям и организациям для поддержки определенных видов деятельности. Осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер.

 

 

19.Финансовая система  государства: понятие и структура.

Совокупность финансовых отношений  в рамках национальной экономики  образует финансовую систему государства. С точки зрения социально - экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. Централизованные финансы - это государственная система, специальные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. Децентрализованные финансы - финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличии от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально. Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, специфические функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и т.д. Всего в рамках финансовой системы России насчитывается в настоящее время более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также - для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества. Специфическим звеном финансовой системы выступает государственный кредит. Таким образом, понятие ``финансовая система'' является развитием более общего понятия ``финансы''. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений. Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В заключение следует отметить, что по вопросу о структуре финансовой системы также нет единства взглядов. В частности, высказывается мнение, что сегодня можно выделить пять наиболее крупных сфер функционирования финансов: 1) государственные финансы; 2) отраслевые финансы; 3) кредит и денежное обращение; 4) страхование; 5) рынок ценных бумаг.

 

 

20.Сущность и функции  финансов субъектов хозяйствования

Финансы субъектов хозяйствования функционируют в сфере общественного  производства, где создается ВВП, материальные и нематериальные блага. Именно поэтому, от их состояния зависит  возможность удовлетворения общественных потребностей, финансовая устойчивость страны. На макроэкономическом уровне финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов государства  через бюджет и целевые фонды. Специфика финансов субъектов хозяйствования заключается в том, что через  них мобилизуются средства и создаются  фонды финансовых ресурсов для обслуживания процесса производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.Предприятие - хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.Финансы субъектов хозяйствования - это экономические отношения, связанные с движением денежных потоков, формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне в процессе воспроизводства. Финансовые отношения предприятий, в зависимости от экономического содержания, можно сгруппировать по следующим направлениям:1) возникающие между учредителями; 2) между субъектами хозяйствования; 3) между предприятием и его подразделениями; 4) между предприятием и его работниками; 5) между предприятием и отраслевыми и корпоративными органами ( внут-ри финансово-промышленных групп, холдингов, корпораций, союзов, ассоциаций, концернов, отраслевых министерств и ведомств),куда входит предприятие; 6) между предприятием и финансовой системой государства; 7) между предприятием и банковской системой; 8) между предприятием и страховыми компаниями; 9) между предприятием и институтами финансового рынка.    Наиболее полно сущность финансов предприятий проявляется в их функциях. Финансы предприятий выполняют две основные функции - распределительную и контрольную. Обе функции тесно взаимодействуют между собой. С помощью распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет взносов учредителей, распределение валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий, организаций и государства в целом.Объективной основой контрольной функции является стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности. Финансовые отношения предприятий могут иметь фондовую или канальную (нефондовую) форму. Фондовая форма означает, что сначала осуществляется концентрация финансовых ресурсов в фондах денежных средств, а затем их использование в соответствии с назначением фонда. При этом выделение фондов может иметь частичный характер, когда отдельно ведется их учет, и полный, когда они концентрируются на отдельных счетах в банке.Денежные фонды - это часть денежных средств, имеющая целевую направленность. К денежным фондам предприятий относятся: уставный фонд, фонд оплаты труда, амортизационный фонд (на государственных предприятиях), резервный фонд и др.При организации предприятие формирует уставный фонд (или уставный капитал), за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства.Формирование этого фонда, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного, муниципального или другого предприятия - величину уставного фонда.При канальной форме финансовых отношений использование средств осуществляется по определенным направлениям с одного счета в соответствии с потребностями предприятия. Так, использование предприятием средств для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, банками, страховыми организациями осуществляется в не фондовой форме. В этой форме предприятия также получают дотации и субсидии, спонсорские взносы.

 

 

 

21.Финансовые отношения  субъектов хозяйствования

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие  в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств. Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном измерении.

Вся совокупность финансовых отношений  хозяйствующих субъектов может  быть систематизирована по следующим  направлениям:• финансовые отношения, связанные с формированием уставного  капитала или уставного фонда  хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых  для осуществления уставной деятельности на начальном этапе;• финансовые отношения, связанные с производством  и реализацией продукции и  оказанием услуг;• финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением  долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;• финансовые отношения  между хозяйствующими субъектами и  его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством  или управляющей компанией), союзами  и ассоциациями, членами которых  они являются; • финансовые отношения  между хозяйствующими субъектами и  финансовыми органами государства  по уплате: налогов и сборов и  других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;• финансовые отношения между  хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления  финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;• финансовые отношения  между хозяйствующими субъектами и  страховыми компаниями, возникающие  при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др;• финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям.      Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают в основном при реальном движении денежных средств в результате деятельности хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"