Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:14, шпаргалка

Описание

1. Финансовая система РФ, хар-ка ее звеньев
2. Экономическое содержание и необходимость финансов
3. Содержание и значение финансового контроля.
4. Принципы бюджетного устройства РФ.
5. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
6. Финансовая политика РФ и ее особ-ти на совр этапе.
7. Налоговая система РФ, ее хар-ка.
8. Гос кредит, его сущность и формы.
9. Местные финансы, их социально - экономическая сущность
10. Регион бюджеты и методы укрепления их доходной базы в рын усл-х

Работа состоит из  1 файл

Финансы_шпора.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

1. Финансовая система  РФ,  хар-ка ее  звеньев

Система финансов в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений,  в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений,  каждому звену  системы финансов присущи свои специфические  формы и методы образования и  использования фондов и доходов.

1.  Государственные  и муниципальные финансы:

Бюджетная система РФ приближенная к структуре бюджетных  систем западных стран,  состоящая из:

Республиканского  бюджета РФ или федерального бюджета;

Территориальных бюджетов субъектов федераций (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,  краевые,  областные бюджеты,  б - ты автономных обл. ,  автономных округов и городские б - ты Москвы и С – Пет-га);

Бюджетов  муниципальных образований (местных  бюджетов);

Все эти  б - ты функционируют автономно.  Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий,  а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Целевые внебюджетные фонды;

В 1993 году насчитывалось более 20 внебюджетных фондов,  в том числе – четыре социальных и остальные фонды производственного назначения.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению,  обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. 

В целях  усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была проведена консолидация части государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете РФ.  Целевая направленность консолидируемых фондов сохранилась.  Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения.

Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд,  средства которого формируются за счет страховых взносов  работодателей и работающих,  дотаций из федерального бюджета и ресурсов,  получаемых от собственных инвестиций фонда.  Средства ПФ используются на выплату пенсий  по возрасту,  инвалидности,  случаю  потери кормильца,  за выслугу лет,  социальных пенсий,  а также пособий на детей,  пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.  Основная часть расходов ПФ направляется на выплату трудовых пенсий.

К социальным фондам относятся также Фонд социального  страхования,  Государственный фонд занятости населения,  Федеральный  и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между гос - вом или местными органами власти и юридическими и физическими лицами,  при которых государство выступает в качестве заемщика средств,  а также кредитора и гаранта.  Необходимость гос.  кредита связана с опережающим темпом роста государственных доходов над возможностями расширения собственной доходной базы,  что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов б - та в условиях его дефицита. 

В 1993г.  для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги –  государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов РФ со сроком обращения один год.  в 1995 году были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и облигации Государственного сберегательного займа (ОГСЗ),  что привело к развитию рынка государственных ценных бумаг.

2.  Финансы хозяйствующих  субъектов: 

Коммерческие  предприятия и организации:

Финансовые  посредники (кредитные организации,  страховые организации):

Некоммерческие  организации.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов.  Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.  От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономическое содержание  и необходимость  финансов.

В любом  государстве распределение и  перераспределение валового общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. 

1. Финансы -  совокупность всех денежных средств,  находящихся в распоряжении предприятия,  государства,  а также система их формирования,  распределения и использования.  По своему материальному содержанию  финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

2.  Финансы непосредственно связаны с функционированием связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции,  перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  3. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.  Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ,  а также средством стимулирования развития государства  и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

4.  Финансы и финансовые отношения -  это обязательно денежные отношения,  но не все отношения по поводу денег являются финансовыми.

Регулируя и направляя потоки денежных средств  для образования денежных фондов,  которые затем используются на нужды общества,  государство таким образом стимулирует или наоборот сокращает деятельность по определенным направлениям.  Примером этому служит современное развитие России,  где недостаточное выделение средств на науку,  образование  и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности,  оттоку кадров из указанных областей.  Поправить положение можно направив на развитие этих областей необходимое,  достаточное количество денежных средств. 

Таким образом финансовая деятельность государства -  это деятельность государства по образованию,  распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств,  обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.  Применительно к финансовой деятельности государство занимается постоянными поправками и согласованиями,  корреляцией при формировании фондов денежных средств как по доходам так и по расходам,  учитывая,  что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и как  идеальный результат -  получение по каждому фонду баланса доходов и расходов.

20-21. Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый  контроль – сов-ть мероприятий, проводим органами упр-ия для обеспеч соблюдения фин закон-ва.

По времени  проведения выдел 3 вида фин контр: 1) предварительный (провод-ся в процессе фин планирования); 2) текущий (в процессе совершения фин операций); 3) последующий (после провед операций для выявления наруш-ий фин закон-ва.

В зав-ти от субъекта  выдел-ся след виды:

Гос контроль - это комплексная с-ма экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления,  базирующаяся на конституции, его назначение - отслеживать стоимостные пропорции распределения ВНП, он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, главная цель - максимизация поступления денежных ср-тв в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль для повышения эффективности  использования вложенных средств за счет снижения издержек.

Принципы  финансового контроля: независимость контроля должна обеспечивать финансовую самостоятельность контролирующего органа,  длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля;  Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное, соблюдение действующего законодательства,  высокий профессиональный уровень работы контролеров;  гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с СМИ;  результативность контроля;  четкость и логичность требований контролеров;  неподкупность субьектов контроля.

Методы  финансового контроля 1)проверки(налог., бух отч., фин-ния кап влож); (документ-ые(выезные) и камеральные);  2)обследования, 3) анализ финансового состояния,  4)ревизии.

Формы контроля:  1)обязательный – осущ-ся в силу законаи обеспеч подтверждение данных год отчетности и их соотв бух уч-у.; 2)инициативный осущ по реш-ю органов упр-ия предпр или орг-ции, 3) президентский, внутриведомственный и аудиторский (осущ спец юр и физ лица, получивш лицензию на провед аудит деят-ти). Сущ неск видов ауд контроля: банковский, страховой, аудит бирж, общий аудит.; 4)бюджетный и налоговый и валютный и страховой и инвестиционный и таможенный и кредитный,  контроль за денежной массой.  
 
 
 
 

4. Принципы бюджетного устройства РФ.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы,  ее структуру,  взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.  Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов,  действующих на территории страны.

Государственная бюджетная система Российской Федерации  состоит из трех звеньев и включает:

республиканский (федеральный) бюджет;

21 республиканский  бюджет в составе Российской Федерации,  55 краевых и областных бюджетов,  городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга,  10 окружных бюджетов автономных округов,  бюджет автономной Еврейской области;

около 29 тысяч местных бюджетов (городских,  районных,  поселковых,  сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджета вышестоящих уровней.

Бюджетное устройство в Российской Федерации  основывается на принципах единства,  полноты,  реальности,  гласности,   самостоятельности,  сбалансированности,  эффективности и экономности использования б - ных средств,  общего совокупного покрытия расходов б - тов,  достоверности б - та,  адресности и целевого характера бюджетных средств всех бюджетов,  входящих в государственную бюджетную систему.

Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации,  согласованными принципами бюджетного процесса,  единой социально - экономической и налоговой политикой. 

Принцип полноты означает,  что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. 

Реальность означает правдивость бюджетных показателей. 

Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов,  а также отчетов об их исполнении,  сводного отчета консолидированного бюджета РФ,  консолидированных бюджетов территорий,  а также Бюджетного послания Президента РФ. 

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.  К собственным источникам доходов относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета,  отчисления по регулирующим доходам,  дополнительные источники,  устанавливаемые самостоятельно представительными органами субъектов Федерации и местными самоуправлениями.

Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации,  т. е.  бюджетов нац- гос и административно-территориальных образований образует понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы,  в частности,  при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджета национально - государственных и административно - территориальных образований.  Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.

Особую  роль в современных условиях играет принцип единства б-ной с-мы,  призванный,  при наличии самостоятельных б-тов,  сохранить целостность б-ной с-мы.  Одним из инструментов,  обеспечивающих принцип единства является б - ная классификация.  Принятая Федеральным законом "О бюджетной классификации",  подписанном Президентом РФ 15 августа 1996 г.  № 115 - ФЗ,

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"