Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:14, шпаргалка

Описание

1. Финансовая система РФ, хар-ка ее звеньев
2. Экономическое содержание и необходимость финансов
3. Содержание и значение финансового контроля.
4. Принципы бюджетного устройства РФ.
5. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
6. Финансовая политика РФ и ее особ-ти на совр этапе.
7. Налоговая система РФ, ее хар-ка.
8. Гос кредит, его сущность и формы.
9. Местные финансы, их социально - экономическая сущность
10. Регион бюджеты и методы укрепления их доходной базы в рын усл-х

Работа состоит из  1 файл

Финансы_шпора.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Федеральные налоги –устанавливаются Гос. Думой,  Президентом,  Советом Федерации:  НДС,  акцизы,  налог на прибыль,  на доходы от капитала,  подоходный с физических лиц,  государственные пошлины, взносы в гос. соц. фонды,  таможенные пошлины и сборы,  налог за пользование недрами,  налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы,  налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,  сбор за право пользования Объектами животного мира,  лесной налог,  водный налог,  экологический налог,  федеральные лицензионные сборы.  Такие налоги вводятся в обязательном порядке,  и должны взиматься на все территории РФ.  Между федеральными и региональными бюджетами делятся: налог на прибыль,  НДС, акцизы,  подоходный налог,  платежи за пользование прир. ресурсами,  дорожные налоги. Региональные налоги - обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области) источниками собственного финансирования расходов:  -  налог на имущество орг - й,  налог на недвижимость,  дорожный налог,  транспортный налог,  налог с продаж,  налог на игорный бизнес,  региональные лицензионные сборы.  Устанавливаются закон. органами субьектов РФ.  Они полномочны в предоставлении налоговых льгот.  Местные налоги и сборы -  обязательные платежи юр. и физ. лиц,  поступают в местные бюджеты:  земельный налог, налог на им-во физических лиц,  налог на рекламу,  налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы. 

В местные  бюджеты перечисляются такие  федеральные и региональные налоги:  часть подоходного налога с физ. лиц не менее 50 % по субъектам РФ;  часть налога на прибыль организаций не менее 5% по субьекту РФ;  часть НДС по отечественным товарам не менее 10 % по субьекту РФ;  часть акцизов на спирт,  водку не менее 5% по субьекту РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Гос кредит, его сущность и формы.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений,  в которых заемщиком, гарантом или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам  и юридическим лицам.

Чаще  всего гос-во явл заемщиком, т.е получает средства от юр, физ лиц; от др. гос-в и от междунар фин организаций (МВФ, ММВБ).

В сфере  государственного кредита центральное  правительство и местные власти традиционно выступают в качестве заемщиков,  привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг.  Облигация представляет собой обязательство эмитента,  который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и проценты.  Владельцы свободных денежных средств,  покупая облигации,  выступают физическими кредиторами государства.  В отличие от банковского кредита,  при государственном кредите кредиторами могут быть не только банки , но и страховые компании,  предприятия и частные лица.

Осуществляя функции кредитора,  государство через Центральный банк производит кредитование:  *конкретных отраслей или регионов,  испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах,  если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны,  а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия  факторов конъюнктурного характера;   *коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

 В  настоящее время государство  стало выступать в качестве  кредитора,  оказывать кредитную   помощь тем отраслям,  в развитии  которых заинтересовано национальное хозяйство в целом.  Финансирование жилищного строительства,  создание инфраструктуры экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств.  Но несмотря на это,  ”характерной чертой государственного кредита в условиях капитализма остается непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств.  . ”Временно давая государству дополнительные доходы,  займы в конечном счете влекут за собой рост государственных расходов,  так как по ним выплачиваются проценты и погашения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Местные финансы,  их социально - экономическая сущность.

В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы являются местные финансы -  они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий,  связанные с социально - культурным и коммунально - бытовым обслуживанием населения.  Местные финансы -  это система экономических отношений,  посредством которых распределяются и перераспределяются национальный доход,  фонд денежных средств,  используемых на экономическое и социальное развитие территорий.  Роль местных финансов все более усиливается т.  к.  всех функции регулирования экономических и социальных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным.  Через местные финансы государство активно проводит социальную политику.  На основе предоставления муниципальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования,  здравоохранения,  коммунального обслуживания населения,  строительства и  содержания дорог.  За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы,  но и высшие,  спец. средние заведения,  мероприятия по внутренней безопасности,  правопорядку,  охране окружающей среды.  С помощью местных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий,  которые в результате исторических,  географических и военных условий отстали от других регионов.  Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы.  Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно - территориальных единиц.  При этом местным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов,  а также субвенции,  предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели.  К местным финансам относятся –финансовые ресурсы муниципальных предприятий,  финансовые ресурсы предприятий,  фирм,  используемые на финансирование социально - культурных и жилищно - коммунальных Объектов,  субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома,  квартиры для работников.   Все местные органы власти призваны обеспечить –комплексное развитие регионов,  пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер.  Местные органы самостоятельно разрабатывают,  утверждают и исполняют свои бюджеты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Регион бюджеты  и методы укрепления  их доходной базы  в рын усл-х.

Региональные  бюджеты РФ входят во второй уровень бюджетной системы РФ являясь формой  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,  отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.  Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,  составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Фед з-н  о фед бюджете на каждый год  содержит перечень регулирующих и закрепленных фед налогов и платежей субъектов  РФ.

Процедура утверждения и построение регион б-тов РФ аналогичны процедуре и  построению фед б-та,  однако,  сущ определенные отличия  каждый субьект Федерации имеет свое бюджетное законодат-во (комплекс нормативных актов).  Ряд субьектов РФ заключал с Федерацией договоры и соглашения,  регламентирующие межбюджетные отношения.  Через региональные бюджеты гос-во активно проводит эк политику.  На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, с/х,  строительства и содержания дорог,  охраны окружающей среды.

Бюджетам,  у кот собственных доходов  и средств,  полученных из фед б-та, недостаточно для финансирования текущих расходов,  предоставляется помощь из Фед фонда поддержки субьектов Федерации.  Регионам,  в кот сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95% от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета,  предоставляется статус региона,  особо нуждающегося в поддержке.  В наст вр большинству регионов осуществляется помощь из фед б-та путем перечисления трансфертов,  выделения бюджетных ассигнований. В 2001 правит-вом была принята программа «Развития бюдж фед-ма», основн зад-и кот.: 1. Укрепление дох базы регион б-та остается большая часть (14,5+2%). 2. Созд разл фонды: Фонд компенсаций (связ с принятием фед з-нов); фонд софинанс-ния соц расх-в направлен на оказание помощи по конкр вопр-м (в наст вр помощь на увелич з/п гос служащим); фонд регион развит-я, фонд реформиров-я регион финансов.

Доходы  регион б-тов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.  К собственным  доходам относятся: налог на имущество предприятий,  налог на недвижимость,  дорожный,  транспортный налоги,  налог с продаж,  налог на игорный бизнес,  региональные лицензионные сборы (30%).  Регулирующие доходы включают:  отчисления от федеральных налогов и сборов,  отчисления от дотаций,  субвенций,  субсидий (70%).   
 
 
 
 
 

11. Финансовые ресурсы,  их состав и  структура.

Финансовые  ресурсы –это совокупность фондов денежных средств,  находящихся в распоряжении хозяйствующих субьектов,  государства,  домашних хозяйств т. е.  это деньги,  обслуживающие финансовые отношения.  Они образуются в процессе материального производства,  где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД,  поэтому объем финансовых ресурсов зависит от  их величины. 

Субъектами финансовых ресурсов выступают:  1)домохозяйства 2) предприятия,  компании 3) государство.  Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов.  Также это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству.

 Объектами финансовых ресурсов  являются финансовые отношения,  в результате действия которых образуются целевые денежные фонды:  1) децентрализованные финансовые ресурсы,  которые создаются на микроуровне,  на предприятиях происходит процесс накопления капитала в форме амортизации,  вычленение из валового дохода прибыли.  2) централизованные финансовые ресурсы на макроуровне,  включающие доходы бюджетов всех уровней. 

Состав  финансовых ресурсов

а) собственные средства (на уровне предприятий -  прибыль,  зарплата;  на уровне государства -  доходы от госпредприятий,  приватизации). 

б) мобилизованные на рынке (на уровне предприятий -  продажа - покупка ц/б,  банковский кредит;  на уровне государства –эмиссия ц/б,  государственный кредит). 

в) средства,  поступившие в порядке перераспределения  (на уровне предприятий –проценты и дивиденды по ц/б,  на уровне государства –обязательные платежи,  налоги).

Финансовые  ресурсы не определяют сущность финансов,  не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение.  Финансовая наука изучает не ресурсы,  а общественные отношения,  возникающие на основе образования,  распределения и использования ресурсов. 

Финансовые  ресурсы находят отражение в  сводном финансовом балансе РФ

а) за счет ресурсов,  используемых самими предприятиями (прибыль,  амортизация),

б)средства,  аккумулируемые бюджетной системой, 

в) средства внебюджетных фондов (социальных).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Расходы бюджетной  системы Рфи их  классиф-ия

Расходы бюджета представляют собой затраты,  возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.

Государственные расходы — понятие широкое.  Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней,  т. е.  расходы консолидированного бюджета,  которые в совокупности образуют централизованные расходы государства,  так и расходы других государственных образований,  так называемые децентрализованные расходы.

Независимо  от источников поступления все расходы российского государства имеют единые принципы их использования.  Они распределяются в соответствии с социально - экономическими программами правительства,  которое должно обеспечить денежными средствами все потребности социально - экономического развития,  иначе они теряют свой реальный характер.

Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства.  Органы федерального казначейства допускают только такие расходы,  которые предусмотрены нормативными актами.  Также обязательным требованием осуществления государственных расходов является включение их  в соответствующий финансовый акт:  бюджет,  смету или баланс.

Существует  множество классификаций расходов бюджета:

В первую очередь экономическая классификация,  выделяют текущие расходы,  обеспечивающие  текущее функционирование органов гос.  власти и местного самоуправления,  а также б - ных учреждений и капитальные расходы – денежные затраты гос - ва,  связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Важное  значение имеет функциональная классификация,  отражающая сферы общественной деятельности,  в которые направляются денежные средства,  при этом расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

расходы на гос.  управление

расходы на правоохранительные органы

расходы на оборону 

расходы на международную деятельность

расходы на финансирование промышленности,  энергетики,  строительства. 

расходы на финансирование транспорта и связи

Финансирование  жилищно - коммунального хозяйства 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"