Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:20, шпаргалка

Описание

Даны ответы на вопросы к государственному экзамену по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)


1.Ф как стоимостная катег-я. Ф. пред. собой эк-кие отн-я, связанные с формированием, распределением и использованием централиз-ных и децентрализ-ных фондов ден. ср-в в целях выпол-я ф-ций и задач гос-ва и обеспеч. усл. расширенного воспр-ва. Обяз-ным усл-м сущес-ния ф. явл. деньги. Реальное движ. ден. ср-в на макроуровне происходит на второй и третьей стадиях воспр-нного процесса - в распред-и и обмене. Областью возн-ния и функц-ния гос ф. явл вторая стадия воспр-нного процесса, на к-рой происходит распред ст-ти общ-ного продукта по целевому назнач. и субъектам хозяйствования.

Ф., как эк-кая категория, базируются на действии и проявлении объективных эк-ких законов: З. накопления – фин. мех-м должен предусматривать необх-сть оптимизации пропорций накоп-я и потреб-я, активного воздействия на эк-ку. З. ст-сти – ф. являются стоимостной категорией, обусл. существованием товарно-ден. отн-ний, в ф-сах выраж-ся все формы первичного распр-ния ст-ти ВВП. З. распр-я по труду - ден отн-я ч\з фин мех-м материализуются в системе оплаты и стимулирования труда как за счет необх-го, так и прибавочного продукта.

З. ден. обращ-я – распред-ные и перераспред-ные отн ф предус-ют обеспеч взаимосвязи ден массы, ст-ти товаров и скорости оборота денег. З. спроса и предл-я – фин. мех-м предусм-ет уст-ние оптим-ых ставок нал, пошлин и сборов, рег-ние вал курсов, установление фин (бюджетных) нормативов.

 

2.Сущность и развитие ф. Ф. – ист-кая кат-ия, так как они имеют стадии возникн-я и разв-я, т.е. изм-ся во времени. Можно выделить два осн этапа разв-я ф.: 1 этап. Докапиталистическая формация. Этот этап хар-ется возн-ем гос-ва, выдел-ем гос-ной казны и полным отделением ее от собств-ти монарха. Появл-ся ден отн-я и начинает разв-ся тов пр-во. Начинается форм-ие фондов ден ср-в, возн-ют и начинают разв-ся фин отн-я, гос-ные ф. 2 этап. Капиталистическая формация. В усл-х капитализма тов-ден-е отн-я приоб-ют всеохв-ющий хар-р, ф выражают эк-кие отн-я в связи с обр-ием, распр-ием и исп-нием фондов ден ср-в в процессе распред-я и перераспред-я нац-го дохода. Осн-е фин-е ср-ва капиталист-ких гос-в стали концентрироваться в бюджете.

Эпоха гос-но-монопол-кого капитализма хар-ется централиз-ным рег-нием гос-вом процессов воспр-ва, расш-ем сферы перераспр-ных отн-ний. Гос-во начинает аккумулировать рес-сы не только в бюдж системе, но и в многоч-ных внебюдж-х фондах. Значит-ое расш-е пол-ют ф предпр-тий разл-х форм собс-ти, к\рые обслуживают кругооборот значительных фондов ден ср-в в гос-ве.

Т. о., фин-е отн-я охватывают две осн сферы:

- эк-кие ден отн-я, связанные с форм-нием и исп-нием централиз-ных ден фондов гос-ва, ак-кумулируемых в бюдж системе и во внебюдж фондах;

- эк-кие отн-я, опосредствующие кругооборот децентрализованных ден фондов пр-тий и отраслей хоз-ного комплекса.

 

3.Признаки ф. Ф.- это эк отн-я, связ с форм-нием, распред, и исп-нием фондов ден-х ср-в. Эк отн-я и их признаки: 1.носят ден хар-р. 2.наличие распред. 3.наличие фазы накопления

Участники эк отн-ний:- гос-во; - предпр-я, хоз субъекты; - домохоз-ва; - междунар фин орг-ии.

Фонды ден ср-в – это имеющ колич и кач-е пок-ли матер объекты в кот аккумулир ден ср-ва

Фин рес-сы – это совок фондов ден ср-в конкретного участника эк отн-ний. Признаки: 1.ден хар-р фин-х отн-ний 2.распред хар-р фин-х отн-ний 3.фин отн-ния всегда связ с формир ден доходов и накопл, приним форму фин рес-в.

 

4.Ф-ции и роль ф в перераспр-нии ВНП. Ф-ции ф: распред-ная, стимулирующая, контрольная. Ряд ученых выделяют третью  -  воспроизводственную  функцию ф.

Распред-ный процесс, осущ-мый с пом ф, характ-ся сложн-ю и многогр-ю. Сферы распред-я: матер-е пр-во, сфера услуг (нематер-е пр-во), обращение, потребление.

Функционируя в сфере матер-го пр-ва  и услуг,  ф обслуж-ют кругооборот пр-нных фондов и участвуют в создании новой ст-ти; благодаря им распред-ся реализованная ст-ть и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются ден фонды целевого назнач-я, предназ-ные для удовл-ния общ-ных потр-тей.

Начавшееся в сфере матер-ного пр-ва и услуг фин распр-е продолжается в сфере обращ-я, оказывая на нее свое влияние. Включаясь в процессы сферы обращения, ф выступают либо как необх-е условие для начала обменных операций (Д - Т, Т - Д), либо как их закономерное продолжение (распред-е выручки в рез-те обменных операций (Т - Д).

В кач-ве инстр-та распр-я ф функционируют и в сфере потр-я, где происходит конечное исп-ние ранее созданной ст-ти. С их помощью устан-тся пропорции распред-я общ-ного продукта на фонд возмещ-я и нац доход, формируются конечные пропорции исп-ния нац дохода, образуются фонд потр-я и фонд накопл-я, определяется их стр-ра.

Взаимосвязь элементов фин-кредитных отн-ний co стадиями воспроизв-ного процесса характ-тся встречным движ-м натурально-вещественных и ст-стных параметров.

1. Пр-во явл основой форм-ния таких фин-эк-ких понятий, как совок-й продукт, необх-й продукт, прибавочный продукт, нац доход и др. Такие фин элементы (факторы) пр-ва, как оборотные и внеоборотные фонды, фонды опл труда и матер-го поощрения, ссудные фонды и др., явл-ся начальным, стартовым этапом воспр-ного процесса, к-рый формирует след-ю 2-ю стадию движ-я фондов ден ср-в.

2.      Этап потр-я характ-ся расщеплением вновь созданной ст-ти, а также наличием и функц-нием таких фин-кредитных элементов как фонды потр-я, фонды соц страх-я, фонды потреб-го кредита, инвест-ные фонды и др. Форм-ние и функц-ние данных фин-кред институтов на стадии потр-я воспр-нного процесса явл-ся следствием первоначально образуемых на этапе пр-ва фин-кред-ых элементов, без к-рых невозможен этап потр-я.

3.      Обмен (сфера обращ-я) как третья стадия возпр-ного процесса характ-ся такими отн-ми, как форм-ние фондов обращения хоз-ющих субъектов, фондов ссудного (банковского) кап-ла, выручки и прибыли хоз-ющих субъектов в рез-те продажи тов и услуг, доходы нас-я и друг элементы.

4.      На стадии распр-я воспр-ного процесса формируются такие фин и кред формы и отн-я, к-рые составляют осн суть ф и кредита. Здесь на осн форм и методов фин-рования кредитных отн-ний стадии обмена образ-ся такие распр-ные элементы возмещения, как инвест-ные фонды, бюджеты развития, аморт-ные фонды и др. Эти фин-кред-е элементы оказывают непоср-ное влияние на форм-ние аналогичных по фин содержанию отн-ний стадии пр-ва: восстан-ние изношенных и израсх-ных обор-ых и внеобор-ых фондов, форм-ние фондов опл труда за счет бюдж ср-в (по гос-ным и муниц-ным законам), использ-е ссудных фондов (кред ресурсов) для пр-ва и др.

Т. о., фин-кред-е отн-я пронизывают все стадии воспр-ного процесса.

 

5.Фин ресурсы: их источники и структура. Фин рес-ы - это фонды ден ср-в, формир-ся в процессе распр-я и перераспр-я части ст-ти ВВП. Фин рес-ы являются матер-ным содержанием ф, к-рое выраж-ся в аккумулир-х целевых фондах ден ср-в гос-ва, субъектов федерации, муниципалитетов, субъектов хоз-ния, домохоз-в.

Фин рес-ы гос-ва склад-ся из трех осн-х ист-ков:

1) ср-ва, аккумулированные в гос-ной бюдж системе; 2) ср-ва внебюдж-х фондов; 3) рес-ы, исп-мые самими пр-тиями (прибыль пр-тий и аморт-я).

Главным критерием оценки сост-я фин рес-в явл нац доход. Стр-ра фин рес-в: 1. Централизованные: - налог и неналог платежи; - неналог платежи и сборы во внебюдж фонды; - обяз гос имущ и личное страх-е. 2. Децентрализованные: - прибыль; - амортиз фонд; - кредитные рес-сы; - ден доходы нас-я.

Т.о., фин рес-ы исполь-ся для финансир-я расходов, осущ-мых из бюдж системы, внебюдж фондов и за счет собст-х, а также заемных ср-в пр-тий. Чистый доход в составе ВВП является основным ист-ком форм-ния фин рес-в. Главным критерием оценки сост-я фин рес-ов страны явл нац доход. В соотв-вии с фин-эк-кой ситуацией страны объем фин рес-в в конкретные периоды разв-я, его изм-я в сторону увеличения или уменьшения находятся в прямой зависимости от роста или сокращения нац дохода.

 

6.Фин баланс гос-ва. Фин баланс - это сов-сть фондов ден ср-в всех участников эк-х отн-ний в рамках конкретн  гос-ва. Соответствующие фин балансы могут выражать состояние 3-х уровней управления эк-й. Фин баланс никогда не сходится, т.к. субъективизм и чел-кий фактор предполагает сущ-ние теневого сектора эк-ки. Сост фин рес-в в период развит рын отношений характ их дефицитом. Укрупненно баланс фин рес-в вкл бюджет и внебюдж фонды, балансы доходов и расх пр-я и отраслей гос-ва (субъекта).

Баланс фин рес-в определяет соотн доходов и расходов  фондов ден ср-в. Осн док-том, в к-ром находит отражение объем фин рес-в страны (и каждого региона) и направления их использ-ния, явл сводный фин баланс. Содержание фин баланса характеризует соотн создаваемых и расходуемых фин рес-в гос-ва или субъекта федерации.

Состав доходов и расходов финансового баланса.

Баланс дох и расх РФ и ее субъектов вкл след составляющие: Доходы:  Прибыль; НДС и акцизы; Спецналог для поддержки важнейших отр нар хоз-ва; Подоходный нал с физ лиц; Нал на имущ-во; Ср-ва для образ-ния Фонда соц страх, Пенс-го фонда, Фонда страх медицины; Ср-ва других целевых фондов; Отчисления на воспр-во минерально-сырьевой базы; Аморт-ные отч-ния; Дох от гос. собс-ти или деят-ти, включая дох от продажи гос. Имущ-ва; Нал на внешнюю торговлю, внешнеэк-кие операции и дох от внешнеэк-кой деят-ти; Прочие доходы.

Расходы: Затраты на госинвестиции, включая погашение кред-й задолж-ти; Расх на воспр-во минерально-сырьевой базы; Гос дотации; Расх пр-тий за счет прибыли, остающейся в их распор-нии после уплаты нал, а также за счет аморт-ции; Расх на соц-культурные мероп-тия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюдж фондов; Расх на науку за счет бюдж; Расх за счет ср-в других целевых фондов; Расх на оборону; Расх на сод-ние правоохр-ных орг-ов, судов и прокуратуры; Расх на содерж-е орг гос власти; Расх по внешнеэк-кой деят-ти; Расх на образ-ние рез фондов; Прочие расходы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Фин система гос-ва, ее сущн, знач и звенья. Фин система- это совок-сть разл сфер фин отнош-й, кажд из кот характ особенностями в формир и использ фондов ден ср-в разл ролью в обществ воспр-ве

Звенья:1. Гос бюдж (60%) – фин план гос-ва, имеющ силу закона на 1 год. Сосредоточ 60 % гос денег. 2. Внебюдж фонды соц хар-ра (37%) – призваны обеспечить мин физиологич потр-сти граждан гос-ва: - пенсионный фонд; - фонд соц страх; - фонд обяз мед страх;

3. Бюдж фонды эк хар-ра (2%) – призваны обеспечить решение тек и страт эк задач. 4. Гос кредит (1%) – это совок эк-х отнош-й, одним из участн кот всегда явл гос-во, связ с трансформ временно свободных бюдж ср-в через фин рынок в целях погашения дефицита бюджета. 5.Фин-сы пр-тий. 6. Фин-сы домохоз-в.

Функционир всех звеньев фин системы подчинено общей цели – мобилиз фин рес-в и их дальнейшее распред, а также перераспред.

Сущность и функции финансов обобщаются в фин системе. Фин система пред собой совок-ть разл-х сфер (звеньев) фин отнош-й, каждая из к-рых хар-ется  особенностями в  формир-нии и исп-нии фондов ден ср-в, разл ролью в общественном воспр-ве.

Звенья фин сист: гос-ная бюдж система; внебюдж спец фонды; гос-ный кредит; фонды имущ-ного и личного страх; ф пр-тий разл форм собств-ти; ф домохоз-в.

 

8.Гос бюдж, внебюдж фонды, ф хоз-щих субъектов и домохоз-в, гос кредит, страх фонды. Гос бюдж пред собой форму фин отн-й в проц образования и исп-ния централиз-го фонда ден ср-в гос-ва. Ч/з гос бюдж мобилизуются рес-ы в основной централиз-ый фонд гос-ва и происходит перераспред-е ср-в м/у отраслями хоз-ва, эк-кими регионами, отдельными соц группами населения, реализуются пропорции потребления и накопления.

Внебюдж фонды - это ср-ва фед прав-ва и местных властей, связ-е с финанс-ем расходов, не включаемых в бюдж и использ-е по целевому назнач.

Общегос-ные ф детализируются в рамках действующего закон-ва на гос-ные и муниц-ые ф.

Гос кред отраж-т кредитные отн-я по поводу моб-ции гос-вом временно свободных ден ср-в пр-тий, орг-ций и нас-я на началах возвратности для финансир-я гос расх. Кредитором выступают физ и юр лица, заемщиком – гос-во в лице его соотв-их органов.

Фонд страх-я обесп-ет возмещ-е возм-х убытков от стих-х бедствий и несч-х случ-в, а также способ-ет их предупр-ю. Сущ-ть страх-я закл в системе перераспр-ных отн-й, включ-х замкнутое распр-е ущерба м/у участ-ми страх-х отн-й и возмещ-е его из спец-х целевых фондов, сформ-ных за счет взносов страхователей, при наступл-и страх случаев.

Ф хоз субъектов, являясь основой единой фин сист страны обслуж процесс создания и распред обществ продукта и нац дохода.

Ф домашних хоз-в - это обособленная часть системы фин отн-й, вызванная формир-ем и распр-ем фондов ден ср-в в рамках многоч-ых домашних бюджетов. Эта часть фин отн-й пока не нашла необх-го теоретич-го обобщения в переходной эк-ке России.

9.Фин пол-ка, ее сущ-ть и составные компоненты. Фин пол-ка - это сов-сть гос-ных и рег-ных меропр-й, напр-х на мобилиз-ю фин рес-в, их распред-е и исполь-е для вып-я гос-вом его функций.

Фин пол-ка - это самост-я сфера деят-ти гос-ва в обл-ти пр-твенно и распред-но-фин-х отн-ний. При ее выработке исходят из конкр-х истор-х условий. Они учитывают специфику кажд этапа разв-я общ-ва, особенности как внутр-й, так и междунар-й обстановки, реальные эк-кие и фин возм-ти гос-ва, ход рын-х реформ и особен-ти переходного периода нац-ной и рег-ной эк-ки. Осн-е содер-е фин пол-ки гос-ва и регионов: - выработка научно обосн-ных концепций разв-я ф; - опред-е осн-х напр-ний исполь-я фин рес-в на перспективу и текущий период; - осущ-е практ-их действий, напр-ых на достиж-е постав-х целей.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"