Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:20, шпаргалка

Описание

Даны ответы на вопросы к государственному экзамену по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

 

32.Налоговая сис-ма гос-ва. Нал сис-ма — это сов-сть  предусм-ных нал-в, принципов,  форм и методов их установл-я,  изм-я  или отмены,  уплаты  и применения мер по обеспеч-ю их уплаты, осущ-ния нал-го контроля, а также привлеч-я к ответ-сти и мер ответ-сти за наруш нал законод-ва. Общие принципы построения нал систем воплощ-ся при их формир-и  ч/з элементы нал-в,  к-рые  включ: субъект, объект, источник, ед-цу облож-я, нал базу, нал период, ставку, льготы и налоговый оклад.

Субъект налога, или налогопл-щик, — это то лицо (юр или физ), на к-рое по закону возложена обяз-ть платить налог. Объект налогообл-я — это предмет, подлежащий  налогообл-ю.  В этом кач-ве  выступают разл виды доходов (прибыль, добавл ст-ть,  ст-ть  реализов-х  тов-в,  работ  и услуг), сделки по купле-продаже тов-в, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущ-ва. Ед-ца облож-я пред собой опред-ю  колич-ю  меру  измер-я  объекта  облож-я.  Поэтому она зависит от объекта  облож-я и  может  выступать  в  натур-ной  или  в  ден форме (ст-ть, площадь, вес, объем товара и т. д.). Нал базу составляет выраженная в облагаемых ед-цах только та часть объекта нал, к  к-рой по закону примен-ся нал ставка. Напр, объектом облож-я нал на прибыль явл-ся  приб пр-я, но нал базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так наз  налог-мая приб, к-рая м б или больше, или меньше балансовой прибыли. Под нал-м периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным нал-м, по окончании  к-рого определ-ся нал база и исчисляется подлеж-я уплате сумма налога. Нал ставка (норма нал облож-я) пред собой величину нал на ед-цу измер-я нал-й базы. Нал льготы — полн или частич-е освоб-е от нал субъекта в соотв-вии с действ-м законод-вом.  Одним из видов  нал-й льготы  явл необл-мый минимум — наименьшая часть объекта налогообл-я, освобожденная от нал. Нал оклад пред собой сумму нал, уплачиваемую  налогопл-ком  с  одного объекта обл-я. 

 

33.Налоги, их эк-кая сущ-ть, ф-ции и класс-ция. Налог - это обязат-й, индивидуально безвозмездный,  относительно регулярный и законодательно установленный гос-вом платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в целях фин-го  обеспеч-я  деят-ти  гос-ва  и муниц-х образ-ний. Нал доходы служат для образования бюджета страны.

Класс-ция: 1.По назнач-ю: - общие – для формир дох части бюдж; - специальные – для финансир кокретн направл гос расходов. 2.По объекту налогообл: - имуществ (на недвиж); - ресурсные или рентного хар-ра; -взимаемые от дохода; - взимаемые с выручки; - налоги на потребление. 3.В завис-ти от субъекта:-ФЛ; ЮЛ; ФЛ+ЮЛ. 4.По источнику уплаты: - Для ФЛ – индив доход; - Для ЮЛ: выручка, произв затр, прибыль. 5.По методу начисл: - прогрессивные; - пропорциональные; - регрессивные. 6.По принадл к уровню власти: - фед; рег; местн. 7.По порядку введения: - общеобязательные; - факультативные. 8.По полноте налог прав пользов нал поступл: - собственные; - закрепленные. 9.По способу изъятия: - прямые – устанавл-ся непосред-но на дох или имущ-во  налогопл-щика (нал на доходы ФЛ, нал на приб, нал на имущ-во); - косвенные - взимаются в проц движ-я доходов или оборота товаров, работ и услуг (НДС,  акцизы и тамож  пошлины).

Эк-кая сущность налога закл в его ф-циях: 1.Фискальная - явл основной ф-цией налога. Она изнач характерна для любого налога, главное предназнач-е нал — образование гос ден-го фонда путем изъятия части доходов  пр-тий  и граждан  для  создания  матер-х  условий  функционир-я  гос-ва  и  выполн-я  им  собств-х ф-ций обороны страны и защиты правопорядка,  решения  соц-х,  природоохранных  и ряда  других задач.  2.Распределительная - выражающая его эк-кую сущность как особого централиз-го, фискального инстр-та распред-ных отнош-й. Суть – гос-во перераспр-т фин рес-сы из пр-нной сферы в соц-ю,  осущ-ет финансир-е крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегос-ное знач-е. 3.Стимулирующая - ее практич-кая  реализ-я  осущ  ч/з  систему  нал-х ставок и льгот, нал-х вычетов и нал-х кредитов,  фин-х  санкций  и нал-х преференций. Суть - вводя  одни нал и отменяя другие, гос-во стимулирует разв-е опред-ных пр-тв, регионов и отраслей, одновременно сдерживая разв-е других. 4.Контрольная – мех-м этой ф-ции проявляется, с одной стороны, в проверке эфф-ти хозяйств-я и, с друг стороны, в контроле за действенностью проводимой эк-кой пол-ки гос-ва. В условиях острой конкуренции,  свойственной рын-й эк-ке, налоги становятся одним из важнейших инструментов независ-го контроля за эффективностью фин-хоз-ной деят-ти. Из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с гос-вом.

 

34.Концепции, принципы и методы налогообложения.

Нал-жение – опред совок эк и организац правов отношений, склад-ся на базе объективного процесса перераспр преимуществ ден формы ст-ти и выраж собой одностороннее, безэквивал, принуд-властное изъятие части дох корпорат и индивид собственников в общегос пользование.

Принципы налогообл: - справедливость – утв всеобщность налогообл и равномерность распред налогов м/у гражданами соразмерно их дох и возможн; - соразмерность – сбалансир-сть интересов налогоплат и гос бюдж; - определенность – налог долж взаматься в такое время и таким способом кот наиб удобно для плательщика; - экономия – сокращ-е издержек взимания налога; - достаточность и эластичность. Концепции (К):

К компенсации выгод - пропор­ц-я связь разме­ров налога и выгоды, по­луч от гос-ва (кто получил больш выгоду, тот платит более выс нал). К равной доли нал давления - про­порц-сть м/у налогом и размером получ дохода. Ресурсная К - ориентирует на связь нал с затрата­ми на потреб ресурсы (пот­реб-ль большей сум­мы общих ресурсов долж пропорц-но нести и боль­шее нал давл-е).

Принципы оптимальной системы налогообл-я: -Простота алгоритма расчета отдельных налогов; -Отсутс-е дублир-я; -Простота и эк-сть сис-мы сбора налогов; -Стабильность; -Законод-ное регламентир-е; -Пропорц-сть нал сборов выгоде, к-рую взамен может предоставить гос-во; -Равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом; -Приемлемый размер общего нал давления; -Справедливость по горизонтали (равные по доходам лица должны платить равные налоги); -Справедливость по вертикали (если равные по эк-кому и соц-му полож-ю налогоплат-ки платят равные нал, то и неравные должны платить неравные налоги).

 

35.Орг-ция нал системы гос-ва и структура нал по ур-ням упр-я: фед-е, рег-е и мес-е налоги. Совок-ть налогов, сборов, пошлин и друг платежей, взимаемых в устан-м порядке, нал органы, нал законод-во образуют нал систему. Нал органы осущ-т нал контроль. Нал полиция обеспеч безопасность гос-ва в сфере налогообл-я.

К фед нал-м и сборам относятся: 1) НДС; 2) акцизы; 3) нал на дох ФЛ; 4) нал на приб орг-ций; 5) нал на добычу полезн иск-мых; 6) водный нал; 7) сборы за польз объектами животного мира и за польз объектами водных био-х рес-сов; 8) гос пошлина.

К рег-м нал-м относятся: 1) нал на имущ-во орг-ций; 2) нал на игорный бизнес; 3) трансп-й нал. К местн налогам относятся: 1) земельный нал; 2) нал на имущ-во ФЛ.

 

36.Осн-е нал и сборы в РФ. Под нал поним обязат-й, индивидуально безвозм-й платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме отчужд-я принадлежащих им на праве соб-ти, хоз-ного ведения или операт-го упр-я ден ср-в в целях фин-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муниц-ных образ-ний.

Под сбором пон-ся обяз-ный взнос, взимаемый с орг-ций и ФЛ, уплата к-рого явл одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос орг-ми, орг-ми местн самоупр-я, иными уполном-ми орг-ми и должн-ми лицами юр-ки знач-х действий, включ предоставление опред-х прав или выдачу разрешений (лицензий).

К фед нал-м и сборам относятся: 1) НДС; 2) акцизы; 3) нал на дох ФЛ; 4) нал на приб орг-ций; 5) нал на добычу полезн иск-мых; 6) водный нал; 7) сборы за польз объектами животного мира и за польз объектами водных био-х рес-сов; 8) гос пошлина.

К рег-м нал-м относятся: 1) нал на имущ-во орг-ций; 2) нал на игорный бизнес; 3) трансп-й нал. К местн налогам относятся: 1) земельный нал; 2) нал на имущ-во ФЛ.

 

37.Прямые и косвенные налоги. В завис-ти от метода взимания нал делятся на прямые и косвенные. Прямые нал устан-ся непоср-но на доход или имущ-во  налогопл-ка. Ден отн-я возникают непоср-но м/у налогопл-ком  и  гос-вом (нал на дох ФЛ, нал на приб, нал на имущ-во как юр, так и физ лиц и ряд других налогов).  В данном случае основанием для  обложения служат влад-е и польз-е дох-ми и имущ-вом. Среди прямых нал выделяют реальные и личные. Реальными нал облагаются  продажа,  покупка  или  владение  имущ-вом,  и их взимание не зависит от  индивид-х фин-х возм-тей налогопл-ка. К ним относятся земельный  нал, нал на имущ-во, нал на недвиж-ть и некоторые другие. В отличие от реальных личные нал учитывают фин полож-е  налогопл-ка и его платежесп-сть.  Они взимаются с физ  и юр  лиц  или у источника дохода, или по декларации. Примеры личного  обложения - нал  на  приб,  нал  на  дох ФЛ.

Косвенные нал взимаются в процессе движ-я доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на раб или усл и оплач-ся потреб-лем. Владелец товара, работы или услуги при их реализ получает с пок-теля одновр-но с ценой и налоговые суммы, к-рые затем перечисляет гос-ву. Поэтому косв нал нередко называют нал-ми на  потребление. При косв-м налогообл-и субъектом нал явл-ся продавец товара (работы или услуги), выступающий в кач-ве посредника  м/у  гос-вом  и  фактическим  плательщиком налога — потребителем этого товара (работы или услуги). Примеры - НДС,  акцизы и тамож пошлины. Косв нал являются наиболее простыми для гос-ва с т.з. их взимания, но также достаточно сложными для налогопл-ка с т.з. укрыват-ва  от их уплаты. Косв нал, в свою очередь,  подразделяются на акцизы, гос-ную фискальную монополию и тамож пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Индивидуальные  акцизы  устанавливаются  как  по отдельным видам товаров, так и по группам товаров.

 

 

38.Мех-мы налогообложения субъектов предпр-кой деят-ти.

Малое предпр-во оказ-ет существенное влияние на развитие нар хоз-ва, решение соц проблем, увелич-е числ-ти занятых раб-ков. Важную роль в налогообл-и предпр-кой деят-ти играет нал на приб, и поэтому для опред-я осн-х напр-ний совершенств-я мех-ма налогообл-я предпр-кой дея-ти необх-мо изуч-е осн-х путей оптимизации налогообл-я прибыли. Перспективное разв-е нал системы РФ связывается с оптимиз-ей нал на прибыль. Осн задача нал на приб: в новой нал системе он призван стимулир-ть рост деловой активности ч/з сниж-е ставки, что позволяет говорить о нал на приб как об инструменте регул-я эк-ки РФ. Традиционно рычагами нал-го регул-я считаются два осн-х инструмента нал системы: ставки и льготы. Первым рычагом нал регул-я гос-во воспольз-сь в достаточной степени, уменьшив ставку по нал на приб с 24 до 20%. Ставка нал на приб в 20% создала потенциальную возм-сть для расширения пр-ва за счет того, что большая часть приб остается в распоряж пр-я.

Другим рычагом налогового регулирования является льгота.

 

39.Нал пол-ка и нал-е регулир-е гос-ва. Нал пол-ка — это совок-ть  эк-ких,  финн-х  и  правовых  мер  гос-ва по формир-ю нал- системы страны в целях обеспеч-я финн- потребн-й гос-ва, отд соц групп общ-ва, а также развития эк-ки страны за счет перераспр-я  фин рес-в. В этой деят-ти гос-во опирается на ф-ции, присущие налогам, и использует эти ф-ции для проведения активной нал пол-ки. Формир нал пол-ки во многом опред выбором модели рыночной эк-ки: - либеральная (незначит вмешат гос-ва); - соц- ориентир – сильное вмешат гос-ва.Типы нал полит: - пол-ка макс налогов (гос-во устанавливает  достаточно  высокие  нал ставки, сокращает нал льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше фин  рес-в,  не особенно заботясь о последствиях такой пол-ки); - пол-ка разумных нал-в; - нал пол-ка предусматр достаточно выс ур-нь облож, но при значит соц защите.

Субъекты налоговой политики: федерация, субъекты федерации (земли,  республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города,  районы и т. д.).

Методы  осущ-я  нал  по-ки  зависят от тех целей,  к-рые стремится достичь гос-во, проводя указ-ю пол-ку. Цели нал пол-ки формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из к-рых явл эк-кая и соц ситуация в стране,  расстановка  соц-пол-ких  сил в общ-ве. Участие гос-ва в регулир-и эк-ки при проведении нал пол-ки осущ-ся с помощью таких нал инструментов, как нал ставка, нал льгота, нал база и некоторые другие. Гос-во исп-зует при этом как прямые, так и косв методы использ-я нал инстр-в.

Формир-е нал базы также явл серьезным инстр-м нал пол-ки гос-ва, поскольку от этого зависит увелич или уменьш нал обяз-в  различных катег-й налогоплат-в. Это создает дополн-ные стимулы или, наоборот, огранич-я для расшир-я пр-ва и инвестиц-х проектов и соответствующего роста (снижения) эк-го  развития.

 

40.Нал-е администрирование: цели и методы. - это деят-ть уполном-х орг-в упр-я, главным образом ФНС РФ и ее территориальных органов, частично МФ РФ, Фед-й тамож-й службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспеч-е и реализацию контроля за соблюдением нал законодат-ва всеми участн-ми нал отношений. Цель: обеспеч плановых нал-х поступл в бюдж в условиях оптимального сочетания методов нал регулир и нал контроля вкл: - планирование; - организацию; - руководство; - учет; - контроль; - анализ. Осн методы: 1. Нал планир-е. Цель: эк-ое обоснование объемов безвозмезд изъятия в бюдж сист части ВВП в разрезе осн-х налогов. 2. Нал регулир-е. Цель: обеспеч сбалансир обществ, корпорат и личных эк-х интересов участников нал правоотнош (льготы, штрафы). 3. Нал контроль. Цель: препятствие уходу от нал, обеспеч своевр поступл нал дох в полном объеме.

 

41.Формы и методы нал-го контроля. Нал  кон-ль  осущ-ся  нал-ми орг-ми в разл-х формах: - нал проверка, включая проверку данных учета и отчет-ти. Два вида: камеральные (могут пров-ся в отношении любого налогопл-ка, будь то юр или физ лицо) и выездные (могут пров-ся только в отнош орг-ций и ИП); - постановка  налогоплат-ка  на учет в нал органах, к-рая осущ-ся налогоплат-ками юр лицами по месту нахожд орг-ции или по месту нахожд-я ее обособл-х подразд-ний; налогоплат-ками - физ лицами, занимающ-ся предпр-вом без образ юр лица - по месту их жит-ва, а также по месту нахожд принадлеж-го орг-циям и физ лицам недвижимого имущества и трансп ср-в, подлежащих  налогообл-ю; - получ-е разл-го рода объяснений налогопл-ков,  связ с исчислением и уплатой нал, кроме того, он может осущ-ся  в виде осмотра помещ-й и терр-й, используемых для извлечения дохода (прибыли).

 

42.Налогообл-е в усл-х ОЭЗ в Кал обл-ти. Одним из осн-х элементов режима ОЭЗ в Кал обл-ти явл возможность применения ее резид-ми особых правил уплаты нал-в на прибыль орг-ций и имущ-во орг-ций резидентов ОЭЗ. Основным нормативно-правовым актом, регул-щим деят-ть ОЭЗ, служит ФЗ от 10 янв 2006 г. № 16 ФЗ «Об ОЭЗ в Кал-й обл-ти и о внесении изменений в некоторые законод-ные акты РФ». Налогооблож-ю резидентов ОЭЗ также посвящены две статьи Нал кодекса РФ: ст. 288.1 устанавливает особые правила в отнош уплаты нал на прибыль, а ст. 385.1 – в отнош нал на имущ-во. Иные фед-ные, рег-ные и местн налоги и сборы, а также взносы в гос-ные внебюдж-е фонды уплач-тся в соотв с законод-вом РФ, законод-вом Кал-й обл-ти о налогах и сборах и нормативными правовыми актами орг-в местн самоупр-я о налогах и сборах. Особый порядок уплаты указанных нал выражается прежде всего в применении резид-ми ОЭЗ пониженной нал-й ставки, в т. ч. нулевой ставки в первые шесть лет с момента включения компании в реестр резид-тов ОЭЗ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"