Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

шпоры финансы.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)
  1. Финансы  как  стоимостная  категория

Составн частью фин-кредит мех-ма выступа мех-м финансов (Ф), кот изуч-ся наукой о Ф. Наука о  Ф – учение о закономерностях  возникн-я Ф, сущности, функциях, роли финансов в разв-ии об-ва. Метод науки: метод материалистической диалектики (исследова-ние явлений в их взаимосвязи, выявление  специфики рассмотренного явления).

Задачи науки: 1) Раскрыть сущ-ть Ф и ф-ии Ф. 2) Обосновать с  помощью Ф стоимостные пропорции  распреде-ления созданного продукта. 3) Овладеть методами актив воздействия Ф на все стадии общественного производства.

Сущ-сть Ф, закономерности их развития, сферы охватываемых тов-денеж  отношений, роль Ф в воспроизводств процессе обусл экон строем общества, природой и функциями государства.

Ф выражают денежные отношения между: 1. Гос-вом и юр.лицом (уплата налогов). 2. Гос-вом и физ.лицом (налоги, соц.помощь). 3. Межгос отношения (получение займов, оказание помощи). 4. Межбюджетные отношения (дотации, субсидии).

Ф выраж денеж отношения, но они отличаются от денег по сущ-сти и по функциям. Ф – не деньги, и всегда по поводу формир-я и использ-я фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом возлож на него ф-ий, прежде всего, означает, что это экономические отношения.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя.

Ф – инструмент перераспред-я  созд продукта с целью создания фондов, орудие контроля за формир-ем и использ-ем денеж средств.

Усл-я существования  Ф: 1. тов-денеж отношения. 2. существование  государства.

Форма проявления Ф зависит от фин.политики государства.

Признаки финансов:

1. Денежные отношения  между субъектами общественного  воспроизводства в рамках эконом. системы.

2. Это отношения регулируемые  государством.

3. Перераспред. характер  совокупного общественного продукта (на уровне предприятия происходит первичное перераспределение финансов (т.е. сбор налогов), а вторичное перераспределение производит государство в госбюджете.).

4. Формирование и использование  фондов денежных средств государства и государственных предприятий.

Сущность финансов проявляется  через их функции.

1. Формирование фондов  денежных средств.

2. Использование фондов.

3. Контрольная.

Финансы – это денежные отношения, обусловленные фактором существования государства, выражающие перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов.

  1. Содержание  финансов

Необх-сть финансов возникла в капиталист гос-ве в связи  с  налаживанием регулярн товарно-денежн обмена и ростом  потреб-ностей гос-ва в фин ресурсах (в  докап  формациях больш часть  гос потребностей  удовлетворялась за счет натур сборов и податей, повинностей).

Быстр рост расходов кап  гос-в стал толчком развития финан-сов. Матер основу финансов образ деньги. В процессе развития  НТП деньги становятся важн мерилом затрат на произ-во  продукции, рабоч  силу  и  ср-вом собирания  налогов.

Фин  деят-сть  обсул  экон  законами. Они  опред  экон  необх-сть развития матер  произ-ва и  удовлетворения личн  потребностей  членов об-ва. Их обеспечение  связ  с   распределением  обеств  продукта  в  целях образования  фондов  возмещения  ср-в произ-ва, страх  и  резервн  фондов, фондов личн  и  обеств  потребления.

В  усл-ях формирования  и  развития  рынка   необх-сть  финансов  возрастает. Рыноч  отношения  нах-ся  в  тесн  связи  и  единстве  с  денеж  обращением  и  финансами.

Необх-сть финансов  в  усл-ях рыноч  х-ва  можно  объяснить  следующ причинами:

1. Существованием  товарно-денеж  отношений и действием  закона  ст-ти. Реализация  продукции, тов-в и услуг хозяйствующ субъектами  осу-ся  путем купли и продажи за  деньги. Финансы не мог существ без денег. Если наличие денег – обязат усл-е существования финансов, то  причиной, порождающ появление финансов, можно счит потребности гос-ва и субъектов хозяйство-вания  в  денеж  ресурсах, обеспечивающих их деят-сть и  расширен  произ-во.

2. Безфинансов  невозможно  обеспеч  кругооборот  производств   фондов  на  расширен  основе, регулировать  отраслев  и  регион  стр-ру  эк-ки, стимулир  развитие  произ-ва.

3.  Наличие  гос-ва. Энгельс  указ, что  с   появлением  гос-ва   возникли  налоги как  матер  основа  его существования. Поскольку  гос-во несет  хоз-организ   и  культурно-воспитат ф-ию, оно   должно  располагать  соответствующими  фин  ресурсами  в  виде  денежн  фондов.

Финансы   - неотъемлем  часть  экон  отношений, поэтому  их роль  и  знач-е завис  от  того, какое  место  в  рыноч  хоз-ве  заним  фин  отношения  м/у хозяйствующ субъектами.

Виды  фин  отношений:

1)  м/у гос-вом и пред-тиями – система платежей в гос бюджет  в форме налогов и пошлин, а тж отчислений в различ внебюджет гос фонды, фонды орг-ий  отраслев  и территор ур-ня;

2) м/у  пред-тиями  – стрятся  на  основе  договоров,  кот   регламентир   взаимн  платежн  обязат-ва, но  и  предусм  систему  штрафн  санкций за  нарушение  договорн  дисциплины, а  тж  денежн  вознаграждение  за  четк  выполнение  особ  требований  заказчика,

3) м/у  гос органами  различ  ур-ней  упр-я – отношения   м/у  федер  и  территор  органами  упр-я по  поводу  распределения ср-в бюджетов, финансир-я природоохран  мероприятий, объектов  строительства для федер нужд, финансирования  обороны, комплексн целев программ  и др,

4)  м/у   гос-вом   и  населением – фин отношения   по поводу  плучения  различ  рода  выплат (пенсий,  пособий, стипендий), а  тж предоставления  льгот из обеств фондов  народн  потребления, в  частности, выплат  на  образование, медицинск  обслуж-е и др.; а  тж платежи  населения в  бюджет  и  внебюджет  фонды, различ  формы кредитования  населением  гос-ва (займы, лотереи вклады  в Себрбанк) и др.

5) м/у  пред-тиями   и  банками -  работа  коммерч   банком  по  обслуж-ию  денеж  оборота   пред-тий  и   орг-ий,  осущ-е   банк  кредитования.

Фин  система  - совокупность  подразделений  и  звеньев   фин  отношений, посредством  кот  осущ-ся  распределение, формир-е  и  использ-е  фондов  денежн  ср-в. В  фин систему  страны  включ все  фин учреждения  страны, обслуживающ  денеж   обращение.

Сферы  фин системы:  1)  общегос  финансы, 2) финансы  пред-тий  и   орг-ий.

Стр-ра  фин  системы  РФ  включ  в  себя:

1)  общегос  финансы  - бюджет  система, гос  внебюджет  целев  фонды,  гос кредит, гос   фонд  страхования; 2) финансы   пред-тий  и  орг-ий  -  финансы  коммерч  пред-тий  (орг-ий), финансы  гос  и муницип пред-тий, финансы некоммерч пред-тий и орг-ий, финан-сы  обществ  орг-ий  и   объединений, 3) Кредитно-банк  система  - ЦБ РФ, Сбербанк  России, Внешторгбанк, коммерч  банки, 4)  система  гос  фин  органов  - Министерство  финансов  РФ, Федер казначейство, фин  органы  субъектов  РФ, Министерство РФ  по  налогам  и  сборам.

Гос бюджет обеспеч выполнений ф-ий  гос-ва, заключающихся  в  проведении гос политики, гл образом, посредством  перераспре-деления  доходов, получен ч/з систему налогообл-я и др источни-ков. Гос бюджет объед федер бюджет, территор бюджеты и местн бюджеты.

Роль  гос  внебюджет  фондов  заключ-ся  в  финансировании  соц  услуг, предоставляемых населению.

Гос кредит отраж  кредит отношения по поводу  привлечения гос-вом временно свободн  денеж ср-в  населения, пред-тий  и  орг-ий для  финансирования  гос  расходов.

Фонд  страхования  обеспеч  возмещение  возможных  убытков  от  стихийн   бедствий    несчастн  случаев, а  тж способств  проведению мероприятий  по их предупреждению.

 

 

3. Функции финансов  как  проявление  их сущности

Ф – денеж отнош-я, обусл фактором существования гос-ва, выражающ перераспред-е ст-ти совокуп обществ продукта и формир-я на этой основе общегос денежных фондов.

1. аккумулирование (формирование) гос-вом денеж ср-в и формир-е на этой основе общегос денеж фондов.

2. использ-е средств  общегосударственного денежного  фонда.

3. контроль.

Совокупность фин отношений  является объектом фин системы, а  ее субъектом выступают соответствующие финансовые органы.

Сущ 3 вида контроля: 1) Предварит – осущ-ся до соверш-я фин операций на стадии планир-я;  2) Текущ – осущ-ся в процессе реализации финанс планов и осущ-ии текущ фин деят-сти пред-тий, учреждений. 3) Последующ – осущ-ся после завершения отчет периода.

С помощью Ф, гос-во изым в свое распоряжение часть ст-ти совокуп обществ продукта, созд в сфере матер произ-ва.

Осущ-ся этот процесс посредством реализации первой ф-ии Ф – формир-е денеж фондов (доходов), практич выражение кот находит свое воплощение в гос налог политике.

В рез-те формир-ся разнообраз денеж фонды – централиз (гос бюджет), децентрализ (на регион и местн уровне), целевые фонды и т.д.

Использ-е этих денеж фондов (доходов), ср-ва кот в порядке перераспред-я направл-ся на матер содерж-е гос аппарата, чтобы он мог эффективно выполнять гос ф-ии, возлож на него, на созд-е и поддерж-е в об-ве рац и эффектив стр-ры обществ произ-ва, обеспеч-е матер поддержки неимущих и т.д., осущ-ся посредством реализации второй ф-ии Ф – использ-е денеж фондов (доходов), матер содерж-е кот проявл-ся в проведении политики гос расходов.

Третья ф-ия Ф – контрольная. Она присуща Ф как эконом. категории и реализ-ся одновр либо с первой, либо со второй ф-ями Ф. Конкретное проявление содерж-я контр ф-ии финансов осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государств.

Объектом контр ф-ии  Ф явл  фин  показатели  деятельности  пред-тий, орг-ий, учреждений. Повышение  эффек-сти фин  контро-ля  во  многом  завис  от  постановки дела  на  пред-тии  главными  бухгалтерами, работниками фин органов, достоверности  фин инф-ии, соблюдения фин дисциплины, правильности ведения  бух учета  и  отчетности. 

 

5. Бюджетная система государства.  Бюджетное устройство и бюджетный процесс в России

Бюдж.система  РФ  - совокупность бюджетов разных уровней, основанная на социально- эконом. взаимоотношениях и бюдж. законодательстве. Вопросы функцион. Бюджетной системы сводятся к следующ.проблемам:

1. формирование дох.части  бюджетов всех уровней.

2.распределение средств  между уровнями бюдж.системы.

3. сбалансирование дох.и  асходов всех уровней бюдж.системы

  1. распределение средств по линии расходной части всех бюджетов

Структура бюдж.системыРФ :

1 уровень- фед.бюдж.и  бюдж. гос. внеб.фондов  2уровень–бюдж субъектов РФ и бюдж.территориальных гос.внеб.фондов;

3уровень-местные бюджеты в т.ч.бюдж.муниц.районов, бюдж.городских округов,бюдж.внутригородских  мун.образований городов федер.значения Москвы и Санкт-Петерб; бюдж.городских и сельских поселений.

Бюджетный процесс- это  совокупность действий органов гос-ной власти в бюджетной области начиная с фазы составления бюджета,егорассмотрения,утверждения,заканчивая исполнением,а также контролем за исполнением.

БП состоит из 4 стадий: формирование, рассмотрение, утверждение, исполнение.

Участники бюджетного процесса:

  1. Президент РФ, под его руководством готовится экономическое бюджетное послание на очередной бюджетный год. Он подписывает закон о федеральном бюджете
  2. Гос дума, принимает федеральный бюджет в 4х чтениях
  3. Совет Федерации, одобряет или не одобряет закон о федеральном бюджете, принятый думой
  4. Правительство РФ, а именно Министерство экономического и социального развития, Министерство Финансов.
  5. ЦБ РФ
  6. Государственные внебюджетные фонды
  7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств
  8. Бюджетные организации. Которые получают финансирование из бюджета

Главный распорядитель  БП – Гос дума

БК РФ регламентирует порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в четырех чтениях.

В первом чтении: Государственной Думы обсуждается концепцию

Исполнение бюджета  – этап бюджетного процесса, который  предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке (для  федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"