Шпаргалк по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит 5 вопросов по "Финансам" и ответы на них

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)
 

31. Финансовая система  гос-ва в условиях  рыночных отношений. 

Финансовая  система гос-ва – это форма организации ден. отношений м/у всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению СОП. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой фин. механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, гос-ва и органом местного самоуправления. Финансовый механизм представляет собой систему организации, регулирования и планирования фин отношений, способов формирования и использования фин ресурсов. В зависимости от методов формирования доходов экономич. субъектов фин систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованные (финансы организаций и домохозяйств).

Фин система м/т быть разделена на 3 взаимосвязанные  подсистемы, обеспечивающие формирование и использование фин ресурсов: 1) фин. хозяйствующих субъектов, 2) гос и муниц. фин, 3) фин. домохоз-в.

Финансы хоз. субъектов явл. в опр-й степени  фундаментом фин. с-мы гос-ва. Именно здесь создается НД и возникают  первичные доходы.

Гос. и  муниц. финансы представляют центр. сферу фин. с-мы. Они занимают важное место в с-ме макроэк. рег-я. Их сост-е оказ. влияние как на финансы хоз. субъектов, так и на фин. дом. хоз-в.

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные  звенья. Звено фин системы –  это определенная сфера фин отношений

Финансовая  система:

1) централизованные  финансы делятся на гос финансы  и муниципальные финансы, гос  финансы делятся на бюджетную  систему и государственный и  муниципальный кредиты, бюджетная система включает: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты, а также внебюджетные фонды, которые , в свою очередь, делятся на фонды социального и экономического назначения (отраслевые и территориальные);

2) децентрализованные  финансы делятся на финансы  домохоз-в и финансы организации (финансы коммерческих орг-ции, фин. некоммерч. организаций, фин посредников).

Основой фин системы являются децентрализованные финансы, т.к. в этой сфере формируется  преобладающая доля фин ресурсов гос-ва. Ведущим звеном фин системы  выступает гос бюджет – это форма образования и расходования централизованного фонда ден средств, предназначенных для фин обеспечения задач и функций гос-ва. Гос бюджет – это основной фин план страны на текущий год, имеющий силу закона. Он утверждается парламентом. Гос бюджет – главный инструмент перераспределения НД. Через это звено фин системы перераспр-ся до 40% НД. Основными доходами бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. Главные налоги – НДФЛ, налог на прибыль орг-ций, акцизы, НДС, таможенные пошлины. Основные расходы: на военные цели, содержание гос аппарата, соц расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Территориальные фин-сы - второе звено фин системы. Это финансы субъектов РФ и фин-сы местных бюджетов, предприятий, принадлежащих муниципалитетам и автономные доходы местных органов власти. Гос кредит- это третье звено фин системы. Это кредитные отношения между гос-ом с одной стороны и юр и физ лицами с другой, по поводу получения займов, представления кредита и гарантии. Гос и муниц органы власти РФ преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Гос и муниц займы – это денежные средства привлекаемые от физ, юр лиц, иностранных гос-в, международных фин организации, по которым возникают долговые обязательства РФ. В качестве кредитора гос-во предоставляет внутренние и внешние кредиты из фед бюджета.

Внебюджетные  фонды- это специфич. форма перераспределения и использования фин ресурсов страны для финансирования конкретных соц. и экономических потребностей общегос-го или регионального значения. Внеб-е фонды являются самостоятельными финансовыми учреждениями и, имея целью, получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов. (пенсионный, фонд соц. страх-я, фонд обязательного мед страхования; ведомственные, для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, и территориальные, для развития регионов).  
 

32. Финансовая политика государства и финансовый механизм ее реализации

Ф.п  гос-ва, как часть экономич. пол-ки, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых институтов, обладающих полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства. К институтам финансовой власти относятся: Минфин, Минэкономики, федеральная комиссия по валютному контролю, пенсионный фонд и другие. Финансовые инструменты: бюджет, налоговые ставки и др.

Содержание  финансовой политики охватывает разработку общей концепции финансовой политики, определение целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью гос-ва и др. субъектов экономики.

Задачи  Ф. п: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, организация регулирования и стимулирования экономики и соц. процессов фин-ми методами, установление рационального распределения и использования фин-х ресурсов, создание эффективной системы управления финансами.

Этапы фин. п-ки:

1. Разработка  общих концепций, определение  целей и з-ч. Это начальный  и очень важный этап в разработке.

2. Разработка и оформления мех-ма реализации фин. п-ки, разработанного на основе ранее принятой концепции. На этом этапе уточняются методы, способы, формы организации фин. отношений для достижения глав. целей фин. п-ки.

3. Созд-е  эффективной системы упр-я фин.  деят-ю гос-ва, включая с-му фин контроля.

Ф. п. состоит из: налоговая п-ка, бюджетная п-ка, денежно-кредитная п-ка, ценовая, таможенная, социальная, инвестиционная политика.

Важнейшая часть ф. п. – налоговая  п-ка, она должна строиться на компромиссе интересов гос-ва и н/ков. Налоги должны обеспечивать поступления в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя гос обязанностей.

Бюджетная п-ка РФ сводится к определению ВВП мобилизованных в бюджет, установление оптимальных взаимоотношений м/у федеральными органами власти и субъектами РФ, оптимизируя стр-ры расходной части бюджета, распределение бюджета, управление гос-м долгом, определение инструментов финансирования дефицита б-та.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Конечные цели денежно-кредитной п-ки: экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Денежно-кредитная политика имеет временной лаг – время от принятия решения до его вступления в силу. Субъектом денежно-кредитной политики является ЦБ.

Ценовая политики гос-ва сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Таможенная  п-ка – это часть налоговой и ценовой п-ки.

Социальная  политика связана с решением задач фин-го обеспечения прав граждан РФ, установленных конституцией РФ.

Финансовый  механизм(ф.м): ф. п осущ-ся государством посредством использования фин-го механизма. Фин. мех-м – это система установленных государством форм, видов и методов фин-х отношений.

Элементы  фин. мех-ма:

1. Формы  распр-я фир. рес-в (фондовая, нефондовая)

2. Методы  формирования фин. рес-в (налоговый,  неналоговый)

3. С-ма  правовых норм и нормативов, кот.  применяется:  а) при формировании  доходов и расходов гос-ва (налог. ставки); б) при орг-ции и функционир-и б-й с-мы страны (нормативы отдельный фед. налогов в различ. уровни б-й с-мы); в) при орг-ции фин. предпр-я (нормы и СП. амортизации)

Ф.м. наиболее динамич. часть фин. п-ки гос-ва. Отдельные  его эл-ты м/т меняется даже в теч-е фин. года.

 Практическое  использование ф.м. осуществляется  специальными организационными структурами, созданными для управления финансами; процесс управления включает в себя ряд элементов: прогнозирование, планирование, управление, регулирование, контроль.

Сущ-т 2 типа ф.м.: директивный и регулирующий. Директивный разрабат-ся для фин отношений, в которых непосредственно уч-т гос-во. Такой тип фин. планирования предполагает обязательность для всех субъектов фин-х отношений установленных видов, форм, методов денежного регулирования ф.м., определ-т основные правила проявления в такой сфере фин, где интересы государства прямо не затрагиваются (пример: при организации внутрихозяйственных отношений на ЧП) в этом случае устан-ся лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты всех налогов.

Регулирующий  ф.м. относится к фин. отношениям, кот-е прямо не затрагивают интересы гос-ва, а скорее эк. субъектов. Гос-во, создавая регулирующий ф.м., стремится утснаовить единые правила поведения субъектов эк-ки, единое правило ведения ими своей хоз. деят-ти, создавая тем самым условия честной конкуренции. (пример: уст-е гос-вом единых правил ведения БУ и отчетности)

Типы  финансовой политики: выделяют 3 основных типа фин-ой политики:

1) классическая: принцип невмешательства государства экономику, сохранения свободной конкуренции, использования рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов.

2) регулирующая: финансовый механизм использ-ся для регулирования экономики и соц-х отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

3) планово-директивная: применяется в административно-командной эк-ке с целью обеспечения максимальной концентрации ресурсов у гос-ва для их последующего распределения.

Переход в 90-е годы РФ от командной экономики к рынку потребовал кардинального изменения фин-ой политики и фин-го мех-ма. Суть этих изменений заключалась в переводе взаимоотношений м/у гос-м и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменение межбюджетных отношений; региональные и местные бюджеты получили большую самостоятельность, покрытие бюджетного дефицита не за счет ЦБ, а на основе выпуска ценных государственных бумаг, создание страхового рынка и частных страховых фондов, создание государственных внебюджетных фондов, изменение системы управления финансами, создание спец-х финансовых и контрольных министерств

Финансовая  политика РФ в условиях перехода к  рыночному хозяйству должна была преодолеть ограничительные  рамки  планово-директивной п-ки бывшего  СССР и развив-ся по пути так называемой п-ки финансовой стабилизации. Но это происходило в неблагоприятных усл-ях как объективного, так и субъективного хар-ра. К ним относ-ся:

I) отсут-е соответствующей рос теории в обл-ти фин регулир-я и ориентирование на рекомендации МВФ. Предлагалось все регулир-е эк-кой свести к огранич. кругу индикаторов(темпу инфляции, б-му дефициту, курсу рубля, зол резервам). Но этих пок-лей было недост-но. Недооценивалась динамика и стр-ра внутр. и внеш. долгов, инвестиц. активность. занятость, фондоотдача

2) резкое  ↓ объемов пр-ва, сужение дох  базы б-та привело к хронич  невып-ю дох части б-та, росту  б-го дефицита, низкой собираемости  налогов.

3) частые  смены министров финансов и  глав правительств. Все это обусловило  кризис 17 авг 1998, причины: искусств сдерж-е курса рубля, ошибки в прогнозировании курса; ↑ внутр и внеш. долга; отсут-е стимулов к накоплению, что привело к переводу ср-в в доллары и вывозу капитала; нестаб-ть полит ситуации. Это потреб формир-я нов ФП. 

33. Управление финансами. З-чи и функции финансовых органов.

Упр-е  финансами по существу принципиально  не отличается управления в общем  смысле. Особенность в том, что  оно имеет свои собственные объекты  и субъекты и осущ-я специфическими фин. методами и приемами, включая  и разнообразный стимулы и фин. санкции

Управление  финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации ф-ций субъектов власти и субъектов хоз-я, целей и з-ч их деят-ти.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций гос-ва. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходит процесс перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулир-го рынка. Главная цель управления финансами – достижение фин-ой устойчивости и независимости экономики и гос-ва; конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация гос долга, устойчивость гос валюты, гармонизация экон-х интервалов гос-ва.

С-ма управ-я фин-ми явл-ся сложным образованием, сост. из самост-х блоков: a) планирование, б) прогнозирование, в) программирование, г) регулир-е, д) контроль, е) комплекс правового обеспечения фин деятельности, г) система методов мобилизации фин-х ресурсов.

 В  упр-ии гос фин-ми принимает участие высшее органы власти страны и организовано оно следующим образом:

1) Президент РФ регламентирует деятельность фин-ой системы, устан-ся основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании. Подписывается фед закон о фед-м бюджете на предстоящий год.

2) Федеральное  собрание: вводит налоги, сборы, неналоговые  платежи, утверждает фед-ый бюджет, принимает законы, контролирует фин. деятельность.

3) Прав-во  РФ: является единым центром управления  финансами. Органом, на практике  осуществляющим финансовою  политику  является Минфин РФ.

Информация о работе Шпаргалк по "Финансам"