Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка

Описание

Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, изменение валютного курса и др. Фин. стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Содержание

Роль и значение государственных финансов в развитии экономики.
Местные финансы и их особенности.
Бюджет государства, его сущность и функции.
Доходы бюджета и их распределение между бюджетами разных уровней.
+++Цель и значение налогового кодекса.
Классификация бюджетных расходов.
Бюджетный дефицит, причины его возникновения.
Государственный долг и организация управления им.
+++Современное состояние внутреннего и внешнего долга.
+++Воздействие госдолга на экономику.
Источники покрытия бюджетного дефицита.
Государственный кредит и его назначение.
Формы государственного кредита.
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
Бюджетная система РФ.
Межбюджетные отношения в РФ.
Бюджетное устройство в унитарных и федеративных государствах.
Бюджетный процесс, характеристика его стадий.
Пенсионный фонд и пути его реформирования.
Федеральный бюджет РФ на текущий год.
Внебюджетные фонды, их значение и классификация.
Экономическое содержание и значение налогов.
Налоговая система государства.
Прямые налоги и их характеристика.
Косвенные налоги и их характеристика.
Элементы налога и их характеристика.
Содержание международных финансовых отношений.
Виды международных финансовых операций.
Построение финансовой системы в развитых странах.
Причины и условия финансовой глобализации..
Роль финансов и решение социальных и экономических задач.
+++Виды социальных гарантий, финансовый механизм их обеспечения.
+++Причины международного финансового кризиса.
+++Проблемы развития международных финансов.
+++Цели и задачи деятельности международных организаций.
+++Экономическая политика государства в области использования бюджетных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

1. Роль и значение государственных финансов в развитии экономики.

 

 Гос. фин. – совок-ть  экон. отношений, система образования  и распределения ден. фондов, необходимых  гос-ву для содержания его органов  и выполнения присущих ему  функций.

Сов-ть входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязи образуют фин. систему России.  Фин. систему РФ составляют следующие институты:

- бюдж. система с входящими  в нее гос. и местными бюджетами; 

- внебюджетные целевые  фонды; 

- финансы п/п, объединений,  орг-ций, учреждений, отраслей нар. хоз-ва;

- имущественное и личное  страхование; 

- кредит (государственный  и банковский).

Перечисленные звенья государственных  финансов существуют соответственно как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может  быть сведена к трем решающим факторам:

- экономической стабилизации;

- адаптации к рыночным  преобразованиям; 

- стимулированию инвестиционной активности.

Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей  финансовой стабилизации в экономике. Из макроэкономических показателей  решающее значение имеют: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень  задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, изменение валютного курса и др. Фин. стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Финансовая адаптация  к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия  являются полноправными участниками  рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.

В свою очередь сфера  гос. финансов, которая характеризует финн. деятельность гос-ва, делится на такие звенья: бюджет гос-ва, гос.кредит, фонды целевого назначения, финансы гос. предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Местные финансы и их особенности.

 

Муниципальные (или местные) финансы – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Муниципальные финансы  представляют собой регулируемую государственным  законодательством систему экономических отношений, связанных с аккумулированием определенной части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующего использования данных финансовых ресурсов с учетом функций и полномочий, делегированных вышестоящим уровнем бюджетной системы, возложенных на муниципальные органы самоуправления.

Местные финансы включают муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды местных органов власти, муниципальный кредит и финансы  муниципальных унитарных предприятий.

Все три уровня государственных  и муниципальных финансов тесно  связаны между собой и образуют единую систему.

В настоящее время  вопросы формирования и использования  местных финансов регулируются Конституцией Российской Федерации, в ст. 132 которой  говориться, что «органы местного самоуправления самостоятельно…формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы…». Данные нормы получили развитие в Бюджетном и Налоговом кодексах.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы  включают:

• средства местного бюджета;

• муниципальные внебюджетные фонды;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

• самостоятельности;

• государственной финансовой поддержки;

• гласности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджет государства, его сущность и функции.

 

Бюджет – фин-ый план гос-ва, роспись доходов и расходов гос-ва; фин-ые отношения гос-ва с  юр-ими и физ. лицами по поводу формирования центр-ого фонда ден-ых средств и его использование. С одной стороны это уплата налогов и др. гос.пошлин, с другой получение гос. трансфертов и бюджетных кредитов.

Бюджет формируется  на основе бюдж-ого кодекса, принятым в 1998 г. с послед. изм.и доп.

Бюджет отражает необх-ть гос-ых ресурсов и определяет налоговую политику. На основе бюджета происходит перераспр. НД и ВВП.

Задачи бюджета: 1) перераспр-ие НД 2) гос-ое регулир-ие и стимул-ие эк-ки 3) фин-ое обеспечение соц. сферы и  осущ-ие фин-ой политики гос-ва. 4) контроль за образованием и использ-ем центализ-ых фондов ден-ых ср-ств.

Функции б-та: - распр-ая (проявл-ся через формир-е и использование  централ-ых фондов ден-ых ср-ств по уровню гос-ой и террит-ой власти); - на основе бюджета гос-во регулирует эк-ку; - контрольная ( осущ-ет контроль на всех стадиях бюджетного процесса. Он вкл-ет формирование проекта б-та, рассмотрение, утверждение и его исполнение. Бывает админ-ый контроль(осущ-ет исполнит. ветвь власти:  Министерства и ведомства), парламент-ий к. (осущ-ет законодат.ветвь власти: совет федерации и Гос.Дума).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Доходы бюджета и их распределение между бюджетами разных уровней.

 

Доходы бюджета - ден. средства, поступающие в безвозм. и безвовзр. порядке, в соответствии с закон-вом РФ в бюджеты орг. гос.власти и орг.мест. самоуправления(налоговые и неналоговые). Налоговые: фед., региональные и местные. 80% - налоговые доходы.

НДФЛ по статусу фед. налог, но поступает в регион. и  местный в соотношении 70:30.Налог  на прибыль 2 и 18%.

Неналоговые:

1)дох. от исп-ия имущ-ва, находящиеся в гос. или муниц.  собств-ти;

2)дох. от применения  администр. и уголовных мер  (штрафы, конфискации);

3)дох. от оказания  платных услуг гос. и муниц.  орг-ций;

4)дох. в виде прибыли  от гос. и муниц. орг-ций(унитарных п/п);

5)дох. от продаж  от гос. и муниц. учреждений;

6)безвозмездные перечисления  от ю/л и ф/л, м/н орг-ций  и учреждений;

7)дох. в виде финн. помощи, полученные от др. уровней  (межбюдж. трансферты осущ-ся в  виде субсидий, дотаций, субвенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Классификация бюджетных расходов.

 

1)Функциональная класс-ия (отражает направление бюдж. ср-в  на выполнение осн. функций  гос-ва): общегосуд. вопросы,нац.оборона,ЖКХ,нац.безопасность, нац.экономика, охрана  окруж.среды,образ.,кулра,здравоохр.,соц.политика,межбюдж.трансферты.

2)Экономич.клас-ия: а)текущие-  бюдж.средства направляемые на  обеспечение деятельности органов  гос.власти и мест.самоуправ., функционирование бюдж. учреждений, господдержка отраслей экономики, соц.выплаты населению, фин.поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, выплата % по госдолгу.

б)капитальные - бюдж.ср-ва, направляемые на капит. вложения в ОС, созд.гос.запасов, приобретение земли, нематер. и иных активов. Они представляют собой те расходы бюджетов, кот-ые обеспечивают инновац. и инвест. деят-ть. В составе капит. расходов м.б. сформирован бюджет развития, гл.статьи расх. к-го – строительство новых объектов, приобретение нового оборудования, финансирование землеустроит.работ.

3)Ведомственная класс-ия  – группировка расходов бюджета,  отражающей распределение бюдж. ассигнований по гл. распорядителям  ср-в бюджета: 

- ассигнования на содержание  бюдж.учреждений;

- ср-ва на оплату  товаров, услуг, выполненных ф/л и ю/л по гос. и муниц. контрактам;

- трансферты населению;

- бюджетные кредиты  ю/л;

- субвенции, субсидии  ю/л и ф.л;

- межбюджетные трансферты;

-кредиты и займы  внутри страны за счет гос.  внеш. заимствований;

- кредиты иностр. государствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Бюджетный дефицит, причины его возникновения.

 

Бюдж-ый деф-т –прев-ие расх-ов бюджета над его доходами; как правило, деф-т гос-ого бюджета  отражает неуст-ое положение в хоз-ой, фин-ой деят-ти, покрыв-ся за счет изыскания внутр-их ист-ов финан-ия, гос-ых займов, иногда – за счет эмиссии бум-ых денег,не подкреп-ых тов-ой массой.

Условия возник-ия б-го дефицита:

1) падение эк-ки в  условиях криз-ого состояния эк-ки  и умен. прироста нац. дохода;

2) увел.бюдж.расходов;

3)необход-ть осущ-ия  круп.фин-ых вложений(следствие стрем.гос-вом  обес-ть прог. сдвиги в структуре  воспроиз-ва);

4) спад общественного  производства;

5)оборот в огромных  масштабах «теневого капитала»;

6)возросшие затраты  на финансирование ВПК.

Деф.может возникнуть как на рег-ом, фед-ом, мест.уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Государственный долг и организация управления им.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Внутренний и внешний

Обслуживание государственного долга  – совокупность отношений по погашению  долга и новым займам.

Рост долга приводит к:

1)    росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);

2)    непроизводительный характер  использования полученных средств;

3)    увеличивается  нагрузка на государственный  бюджет посредством роста величины  процентов по кредитам.

Управление государственным  долгом включает в себя:

• государственный долг должен быть вовремя погашен;

• выплата процентов;

• проведение конверсии, консолидации, унификации займов;

• выпуск новых займов.

На обслуживание госдолга в бюджете РФ заложено около 30 % расходов.

1)Рефинансирование- погашение  старой задолженности, путем выпуска  новых займов;

2)Конверсия - изменение  доходности займа;

3)Консолидация – изменение  срока действия уже выпущенных  займов;

4)Унификация займа  - объединение нескольких займов  в один;

5)Отсрочка погашения  займа – отодвигаются не только  сроки погашения, но и прекращается  выплата дохода.

6) Аннулирование госдолга  – полный отказ гос-ва от  погашения займа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Источники покрытия бюджетного дефицита.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"