Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансы".

Работа состоит из  1 файл

ШПОРА.docx

— 89.37 Кб (Скачать документ)

1.Эволюция понятия  «финансы», признаки финансов  как эк-ой категории.

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой  денежный платеж. Далее термин получил  международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений  м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

Субъекты обладали разными  правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми  полномочиями.

В процессе этих отношений  формировался общегосударственный  фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

Регулярное поступление  средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

29. Основы организации  страхования: отрасли страхования,  их характеристика, формы проведения  страхования.

В страховании исп-ся различные классификации:

1.по  объектам страхования:

1.1.всеобщая классификация  предполагает деление страхования  на отрасли, подотрасли и виды.

Объектами страхования явл.имущ-ые интересы, связанные с:

1)жизнью, здоровьем, трудоспособностью  и т.п. – отрасль личного  страхования.

2)владением, пользованием  и распоряжением им-ва – отрасли имущ-го страх-ния.

В имущ.страховании действует принцип запрета на обогащение, т.е. страхователь не должен обогащаться при наступлении страхового случая. Страховая сумма, на кот-ю заключ-ся договор не может превышать страховой стоимости.

Страховое обеспечение –  это соотношение между страховой  суммой и страховой стоимостью.

1.Пропорциональное или  частичное страхование предполагает, что ущерб корректируется на  страховое обеспечение для определения  размера выплаты.

Выплата=ущерб*страховое обеспечение

2.Система 1-го риска  предполагает, что ущерб оплачивается  полностью, если не превышает  страховую сумму.

Франшиза – это максимальная граница, только при превышении, которой  происходит возмещение ущерба.

3)причинение вреда третьим  лицам – отрасль страховой ответ-ти.

Устанавливается лимит ответ-ти страховщика, в пределах кот-го осущ.выплата.

1.2.Частичная классификация  охватывает только имущ.страхование, предполагая его деление по видам рисков: страхование от огня, попадания воды, от стихийных бедствий, от кражи, от уничтожения и т.д.

2.По  форме проведения:

-обязательное страхование;

-добровольное страх-ние.

Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить ср-ва для обеспечения общественных интересов. Добровольное — замкнутая раскладка ущерба, между членами страхового сообщества исходя из установленных правовых норм. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физ.и юр. лица.

 

2.Функции финансов:

1) распределительная (перераспределительная) (валовый внутренний продукт минус фонд возмещения израсходованных средств производства образуют национальный доход. Нац. доход делится: фонд потребления и фонд накопления. В дальнейшем возникает необходимость перераспределения нац.дохода внутри фонда т.к.: 1-различается уровень бюджетной обеспеченности территорий (100 субъектов в РФ); 2-наличие непроизводственной сферы (образование, здравоохранение); 3- необходимость соц.развития.

2)контрольная (её основу составляет движение финансовых ресурсов, реализуется через контроль рублём и контроль финансовых органов. Позволяет оценить эффективность распределительной функции).

3)Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4)Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

30. Социально –  экономическая сущность государственного  бюджета. Функции бюджета.

Бюджет ..

1.в приложении к публичным  финансам – это централизованный  денежный фонд, формируемый для  обеспечения ф-й и задач органов  власти.

2.по экон-ой сущности – это денежные отн-я, возникающие у гос-ва в связи с обр-ем и исп-ем бюджетного фонда.

3.по кодексу – форма  обр-я и расходования денежных ср-в, предназначенных для фин-го обеспечения задач и ф-й гос-ва и местного самоупр-я.

Бюджету присущи  следующие функции. 
1.распределительная – осущ обеспечение государства финансовыми ресурсами в объеме, необходимом для выполнения государственных задач;

2.регулирования и стимулирования  экономики осущ с помощью налогового механизма; 
3.финансового обеспечения социальной политики осущ финансирование здравоохранения, образования и культуры; 
4.контрольная – осущ контроль над образованием, распределением и исп-ем главного центрального фонда ден-х ср-в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Финансовые отношения,  их виды и содержание. Отличие  фин.отн-й от денежных.

Финансовые  отношения – это совокупность денежных отношений возникающих в связи с движением средств денежных фондов.

Виды финансовых отношений:

- отношения между государством, предприятием и населением

- между бюджетами и  внебюджетными фондами

- между хозяйствующими  субъектами и гражданами

Особенности финансовых отношений:

-безэквивалентный характер (уплата налогов)

-обособлены от движения  товаров

-фондовый характер

В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или иной степени, регламентирующими их.

31. Доходы бюджетов, их состав и структура.

Доходы  бюджета -  это поступающие в бюджет денежные ср-ва, кроме являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджеты образуются за счет трех видов доходов: (гл.6 БК РФ ст.41)

1.налоговых доходов; 2.неналоговых  доходов; 3.безвозмездных перечислений.

1.налоговые доходы – это доходы от предусмотренных законодательством налогов, а также пений и штрафов по ним.

2. неналоговые доходы: - доходы от использования имущества( гос-го или муницип-х предприятий);

- доходы от продажи  имущества; - доходы от платных  услуг, оказываемых казёнными  учреждениями;

- ср-ва от применения мер ответственности; - иные виды доходов.

3. безвозмездные поступления:

  - дотации – это  ср-ва, предоставляемые бюджету без установления направлений и условий их использования;

- субсидии – предоставляются  бюджету, юр. или физ. лицу в  целях софинансирования расходных обязательств данного уровня бюджетной системы.

- субвенции предоставляются  бюджетам или юр.лицам для финансового обеспечения расходных обязательств при выполнении полномочий, переданных вышестоящими звеньями бюджетной системы.

- др. внебюджетные трансферты.

Основной источник доходов - это налоги.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

Налоги выполняют две  основные функции:-фискальную.-регулирующую.

Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.

 

4.Финансовая система, характеристика сфер и звеньев.

Фин.система-совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хоз.субъектов, домаш.хозяйств и государства. Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств.Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

ФС РФ:Централизованные финансы:

-бюджетная система(ФБ,РБ,МБ)

-внебюджетный фонд(мед.страхование,соц.страхование,пенс.страхование)

-государственный и муниципальный  кредит

Децентрализованные финансы:

-Финансы организаций(финансы коммерч-х и некоммерч-х организаций)

-финансы домашних хозяйств(совокупность людей,ведущих общее хоз-во(семья))

32. Расходы бюджетов, их состав и структура.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это выплачиваемые из бюджета денежные ср-ва, кроме являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета осуществляются в соответствии 65 ст. БК РФ «в соответствии с расходными обязательствами» - это  установленные законодательством  разграничения полномочий органов  власти, исполнение которых должно проходить за счет ср-в соответствующих  бюджетов.

Ст. 69 БК РФ «Бюджетные ассигнования»: 1.оказание услуг или выполнение работ.2.социальное обеспечение населения.3.Бюджетные инвестиции юр. лицам.4.Межбюджетные трансферты.5.Обслуживание гос-го или муницип-го долга.6.И др.

В составе расходов бюджетов могут образовываться разовые фонды.

В федеральном бюджете  резервный фонд Президента РФ не больше 1% расходов в соотв. со ст.82 БК РФ, субъектов  РФ( размер не установлен, регламентируется ст.81.1 БК РФ)

На муниципальном уровне – не должен превышать 3% расходов ст.81 БК РФ.

Структура государственных расходов,  т.е.  соотношение между группами расходов  на  народное  хозяйство,  социально-культурные   нужды,   военными расходами и расходами на управление в бюджете государства,  не  одинаково в разных странах и даже  в одной стране  в разные  периоды ее  развития. Структура расходов меняется под влиянием  как внешних,  так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть  экономическими,  военными,  социальными, политическими и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Происхождение и эволюция финансовой науки. Классическая и неоклассическая теория.

Можно выделить две крупные  стадии, характерные для становления  и развития науки о финансах: первая, начавшаяся во времена Римской империи  и закончившаяся в середине; XX века, нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов, в известном смысле на смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая  теория финансов. Суть первой теории состоит  в доминанте государства в  финансах; суть второй теории — в  доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно  о финансах с позиции крупных  компаний и рынков капитала).

Неоклассическая теория  базируется на четырех исходных тезисах (посылах):

• экономическая мощь государства, а значит и устойчивость его финансовой системы в значительной степени  определяются экономической мощью  частного сектора, ядро которого: составляют крупные корпорации;

• вмешательство государства  в деятельность частного сектора  целесообразно минимизируется;

• из доступных источников финансирования, определяющих возможности  развития крупных корпораций, основными  являются прибыль и рынки капитала;

• интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к  тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран  является стремление к интеграции.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"