Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:14, шпаргалка

Описание

1. Финансовая система РФ, хар-ка ее звеньев
2. Экономическое содержание и необходимость финансов
3. Содержание и значение финансового контроля.
4. Принципы бюджетного устройства РФ.
5. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
6. Финансовая политика РФ и ее особ-ти на совр этапе.
7. Налоговая система РФ, ее хар-ка.
8. Гос кредит, его сущность и формы.
9. Местные финансы, их социально - экономическая сущность
10. Регион бюджеты и методы укрепления их доходной базы в рын усл-х

Работа состоит из  1 файл

Финансы_шпора.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Неналоговыми  доходами б - та являются доходы от:

  • использования им-ва,  находящего в гос и муницип. собственности;
  • от продажи им-ва,  находящ. в гос. и муницип. собств-ти;
  • от платных услуг,  оказываемых органами гос власти и местного самоуправл;
  • средства, полученные в рез-те примен. мер гражданско-правовой, администрат. и уголовной ответственности (штрафы,  конфискации);
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от б-тов др. уровней.

В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные перечисления от физ и юр лиц, междунар орг-ций и правительств иностр гос-в. 

18. НДС, его роль  в условиях рыночной  экономики.

НДС- косвенный  налог, влияющ на процесс ц/о и  структуру потребления. Основн ф-ция  – фискальная. Носителями  явл конечный потребитель. Пла-ком явл любые предпр. И орг-ции, осущ продажу тов-в, работ, услуг на террит РФ. Ставкой 0% облаг тов-ы, кот экспортируются с тамож террит РФ. Ставкой 10% облаг пищев тов-ы и тов для детей. По остальным товарам –20%.

Объектом н\о признается все продажи тов-в, реализ услуг, работ, а также использов тов-в для собств нужд предприятия, выполняющ стоит-монтажн работы (ввоз тов-в на таможн. Террит.; реализ имущ прав).

Льготы. Освобожд от уплаты налога орг-ции и индивид предприним, если за 3 предшеств последов календар месяца сумма выручки от реализ тов-в этих орг-ций не превысила в сов-ти 1 млн.руб. (только для  орг, реализ неподакцизные тов-ы).

НДС дает возможность увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление, позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота. Являясь налогом на потребление, НДС  может выступать фактором,  сдерживающим производство.  НДС –представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,  создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров,  работ и услуг и стоимостью материальных затрат,  отнесенных на издержки производства и обращения. Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров,  работ,  услуг,  которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль.  НДС стабильный,  регулярный источник доходов,  он сложен с точки зрения уклонения от  уплаты налога.  НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета.

Эволюция  ставок НДС в сторону снижения (по сравнению с прошлыми годами) обусловлена отрицательным воздействием этого налога на реальное производство и невозможностью его полной и  своевременной уплаты. В усл-х длительного кризиса НДС не остался нейтральным по отношению к конечным рез-там деят-ти предприятия,  его взимание в полном объеме натолкнулось на ограниченный спрос, в рез-е предприятия вынуждены были выплачивать НДС за счет собственных источников.  
 

19. Фин контроль, его  содерж, формы, виды  и методы - см. вопрос 3.

20. Местные налоги, их  роль и значение  в формировании  доходов местных  бюджетов.

Местные налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц,  поступающие в местные бюджеты.  Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.  В РФ поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории,  ее населенности и уровня развития. ,  и они не могут покрыть финансовые потребности территорий.

К местным налогам относятся:  земельный налог,  налог на имущество физических лиц,  налог на рекламу,  налог на наследование или дарение,  местные лицензионные сборы.  Местное налогообложение должно быть санкционировано и одобрено центральной властью.  Бюджеты субьектов Федерации и местных органов самоуправления не имеют собственной доходной базы,  достаточной для покрытия своих бюджетных расходов.  Недостаток средств в бюджетах разных уровней вызывает и финансовые противоречия между регионами,  которые проявляются в борьбе за регулирующие источники доходов и разного рола дотации из федерального бюджета.  Определенную роль в снижении зависимости местных бюджетов от централизованно выделяемых средств и наделения их дополнительными источниками финансирования бюджетных расходов играет Закон 1997 г. ,  определяющий доли федеральных налогов,  закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе:  1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%,  2) часть налога на прибыль организации в пределах не менее 5%.  3) часть НДС по товарам отечественного производства в пределах не менее 10 %,  4) часть акцизов на спирт,  водку и ликеро -  водочные изделия в пределах не менее 5 %.  5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров в пределах не менее 10 %.

Подавляющая часть местных налогов и сборов поступает в местные бюджеты  и используется исключительно для  финансирования расходов.  предусмотренных местными бюджетами.  Однако в отдельных случаях федеральным законодательством могут быть предусмотрены нормативные отчисления от местных налогов в вышестоящие бюджеты.  Н - р,  земельный налог зачисляется на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления,  однако часть данных средств централизуется в федеральном бюджете для финансирования  общегосударственных мероприятий по улучшению и восстановлению земель.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21. Прямые налоги,  их виды и характеристика.

Прям  нал-и – взим непосредственно  с н\плат-ка за счет его дох-в. Они  обчеспеч-т лучшие рез-ты с т.зр. регулирования  и они более соц-но справедливы, т.к. их размер зависит от дох-в и имущ положения н\плат-ка. Сущ реальные (взим с им-ва и отд видов деят-ти план-ка), кот дел-ся на частные (взим с кажд вида им-ва отдельно) и глобальные (взим-ся с общ объема им-ва), личные – подоходные налоги, кот м.б. глобалиными и шедулярными (дох-д разбив-ся на неск частей  в зав-ти от источн получения, и кажд примен отдельная ставка).

В основном это налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль  предприятий –подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся,  Объект налогообложения -  совокупный доход (денежные выплаты гражданам на предприятиях,  материальные помощи).  Взимается у источника дохода (по месту работы),  налог на прибыль предприятий   - основной вид налога юридических лиц,  плательщики -  предприятия и организации в том числе бюджетные представляющие собой юридические лица независимо от подчиненности,  формы собственности,  а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями,  международные обьединения,  компании,  фирмы,  осуществляющие предпринимательскую деятельность.  Объект налогообложения –валовая прибыль и важным является правильное определение –затрат,  включаемых в себестоимость продукции. Ставка –35% для предприятий, 45% за посреднические операции.

Также к прямым налогам  относятся:  налоги на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ,  поимущественные налоги,  в том числе налоги на собственность,  включая землю и другую недвижимость,  налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж.

Прямые  налоги бывают реальными (уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров,  деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика) и личными (учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода. 

Налог на имущество физических лиц включает:  налог с владельцев транспортных средств,  налог на имущество после дарения и наследования (федеральные),  налоги на имущество физических лиц и земельный налог (местные).  Объекты обложения - жилые дома,  квартиры,  дачи,  гаражи (0, 1 % от инвентарной стоимости),  моторные лодки,  вертолеты,  самолеты (от 3 - 13, 6 % от ММОТ).

Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату,  цену с/х продукции.   
 
 
 

22. Проблемы бюджетного  федерализма и  межбюджетных отношений   в РФ

Межбюджетные  отн - я -  это отн - я между орг - ми гос.  власти РФ,  орг - ми гос. власти субьектов РФ и орг - ми местного самоупр - я,  связанные с формир - ем и испол - ем соответ - х бюд - ов,  они основываются на след - х принц - х:

Распред - я и закреп - я рас - в бюд - в  по определ.  уровням бюд - ой сис - мы РФ;  Разгран - я регул - х дох - в по уровням бюдж.  сис - мы РФ;  Равенства бюд - х прав субьектов РФ,  муниципальных образований;  Выравнивание уровней мин - ой бюд - й обеспеченности субьектов РФ,  муниц - ых образований;  Равен - ва всех бюд - в РФ во взаимоотн - ях с фед - м бюд - ом,  равен - ва местных бюд - в во взаимоотн - ях с бюд - ми субьектов

Собст - ые дох - ы терр - х бюд - в  -  виды дох - в,  закреп - е на постоянной основе полностью или частично за соответ - ми бюд - ми закон - вом РФ. 

Регулир - щие дох - ды терр - ных бюд - в -  это фед - е и рег - ые налоги и иные платежи,  по кот.  устанавлива - ся нормативы отчислений в % в бюд - ты субьектов РФ или мест - е бюд - ты на очередной фин год и на долговременной основе  по разным видам таких налогов. 

Виды  регулир - х дох - в: Трансферты -  сред - ва,  поступ - щие из фед - го и рег - ого фондов фин - й поддержки регионов,  рассчитываемые правит - вом по формуле.  Дотация -  сред - ва,  предоставляемые бюд - ту др уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия тек - х рас - в.  Субвенция – сред - ва,  предоставляемые бюд - ту др уровня для осущ - ния целевых рас - в.  Субсидия – сред - ва,  предоставляемые бюд - ту др уровня на условиях долевого финан - ния целевых рас - в. 

Фин - во - бюд - й федерализм -  это раздел - е полномочий между центр - ми орг - ми власти,  субьектов РФ и мест - го самоуправ - ния в области фин - в.  Он реализуется в ходе процесса при мобилизации бюд - х дох - в и расх - нии бюд - х средств и базируется на след - х принципах: 1) закон - ом разграничении полномочий по расх - м между орг - ми власти всех уровней управ - я; 2)обеспеч - и соответ - х органов вл - ти необход - ми фин ресур - и для выпол - я ими возложенных на них фун - й; 3)обеспеч - и вертик - го и горизонта - го вырав - ия дох - в всех звеньев; 4)самостоят - ти и равноправии каждого бюд – та. В 2001 правит-вом была принята программа «Развития бюдж фед-ма», основн зад-и кот.: 1. Укрепление дох базы регион б-та остается большая часть (14,5+2%). 2. Созд разл фонды: Фонд компенсаций (связ с принятием фед з-нов); фонд софинанс-ния соц расх-в направлен на оказание помощи по конкр вопр-м (в наст вр помощь на увелич з/п гос служащим); фонд регион развит-я, фонд реформиров-я регион финансов. 
 
 
 
 
 
 

23. Исполнение бюджета.  Роль Фед Казначейства в исполнении бюджета.

Исп-ие б-та пров-ся отдельно по дох-м и расх-м. В исполнении уч-ют все юр и физ лица, гос органы. Дох часть б-та исполн-ся самими плат-ми, контроль возложен на МНС и ГТК и часть на Мин-во Фин-ов (гос займы и кредиты). Расх часть  б-та исп-ся Минфином через Фед Казнач-во. Организует все процедуры предоствал ср-в бюджетополуч-ми (открывает б ассигнования). Фед К-во занимается кассовым испон-ем б-та – проводит операции по зачислению дох-в на единый счет. По регион и местн б-там может использ-ся банк с-ма кассового исполнения. В этом случ все операции осущ-ют уполномоч ком банки. 31.12 заканч бюдж год и все операции по исполн б-та прекращ-ся.

24. Таможенные пошлины,  их хар-ка.

ТП –  косвен налоги, взим-ые гос-вом с  тов-в, провозимых через нац тамож  границу. При этом они явл источником пополнения гос бюджета, регулятором ввоза и вывоза тов-в защищая интересы отеч производ. 25-30% всех нал ср-в в бюджете. ТП. перекладывается в цену тов-а, причем на законных основания, конечным плат-м явл покупатель. В зав-ти от направления движения тов-в и их происхождения ТП подраздел.: импортные, экспортные, транзитные. На отд тов-ы устанавл-ся сезонные ТП на срок не более 6 мес в году в целях временного ограничения или стимулирования ввоза или вывоза тов-в.

В зав-ти от целей ТП: 1) фискальные (предназнач для наиб пополнения бюдж дох-в гос-ва, и обычно облаг импортные тов-ы, если в стране не производ-ся аналогичные, или на экспорт, польз-ся высоким спросом на мир рынке); 2) протекциональные (защищают внутр рынок от ввоза тов-в по ценам сущ-но ниже мировых. Заруб произв-ль снижает цены, пытаясь ликвид-ть отеч-ого. Задача – уровнять цены импорт и очеч тов-в); 3) компенсационные (взим-ся сверх обычных пошлин. Примен в целях снижения конкур-ции импорт-х тов-в); 4) специальные (примен-ся в кач-ве защитн меры в отнош-ии участников внешнеэк связей, наруш-их эконом интересы гос-ва); 5) преференциальные (льготные пошлины, вводимые для поощрения импорта определ тов-в). Исходя из построения ставки ТП подраздел.: 1) адвалорные -  исчисл в %-ах к тамож ст-ти облаг-ых тов-в; 2) специфические – твердые, установл в определ сумме с ед-цы измер-ия облаг тов-в; 3) смешанные – сочетают в себе (1) и (2); 4) альтернытивные – для неск тов-в действ-т адваларн и спец-ие, и взим наибольшие из них.

Субъетом  ТП может явл тепловая, электр-ия и др. виды энергии. Начисление, уплата всегда предшествует получению тов-в собст-ми. Т. ст-ть заявл-ся декларантом – лицо, перемещ-ее тов-ы через границу и предъявл эти тов-ы для там декларации.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"