Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145

Работа состоит из  7 файлов

Для курсовой.xls

— 229.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.doc

— 71.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.xls

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Сам курсовик Main_10.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

     Оперативный анализ проводят обычно по следующим  группам показателей:

  • Отгрузка и реализация продукции;
  • Использование рабочей силы;
  • Использование материальных ресурсов и производственного оборудования;
  • Себестоимость;
  • Прибыль и рентабельность;
  • Платежеспособность.

     При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчетах допускается относительная  неточность, т.к. нет завершенного процесса.

     Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный  анализ обеспечивает управляющему решение  задач стратегического управления.

      В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности.

      Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая  основа перспективного плана тесно  смыкается с прогнозированием, и  такой анализ называют прогнозным.

      По  виду используемой информации различают  экспресс-анализ и комплексный анализ.

      Экспресс-анализ применяется аналитиком в том  случае, если он намерен получить самое  общее представление об объекте  анализа.

     Последовательность  его такова:

  1. Просмотр отчета по формальным признакам;
  2. Ознакомление с заключением аудитора;
  3. Выявление «больных» статей в отчетности и их оценка в динамике;
  4. Ознакомление с ключевыми индикаторами;
  5. Чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета);
  6. Общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;
  7. Формулирование выводов по результатам анализа.

     При необходимости или желании провести более детализированный анализ имущественного и финансового положения предприятия  рекомендуется строить аналитический баланс.

     Комплексная оценка финансового положения выполняется  с помощью показателей, характеризующих  потенциальную и фактическую  возможности предприятия рассчитываться по текущим обязательствам, а также  его финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе. Результативность работы предприятия рассматривается как с позиции эффективности использования отдельных видов ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), так и с позиции его положения на рынке ценных бумаг.

     Цель  такой оценки – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

     В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия может  выглядеть следующим образом:

  1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования;
  2. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;
  3. Выявление «больных» статей отчетности;
  4. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования;
  5. Оценка имущественного положения;
  6. Построение аналитического баланса нетто;
  7. Вертикальный анализ баланса;
  8. Горизонтальный анализ баланса;
  9. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
  10. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;
  11. Оценка производственной (основной) деятельности;
  12. Анализ рентабельности;
  13. Оценка положения на рынке ценных бумаг.

1.2.4 Сравнение методик анализа финансового состояния предприятия

 

     Рыночную  экономику от административно-плановой системы хозяйствования, в условиях которой формировались доставшиеся нам в наследство инструменты управления экономикой предприятия, отличают две принципиальные особенности. Во-первых, полная экономическая обособленность, самостоятельность и ответственность предприятий как субъектов рынка. Во-вторых, неопределенность хозяйственной конъюнктуры как следствие свободного установления предприятием хозяйственных связей с партнерами и свободных цен и тарифов на продукцию, работы и услуги. В этих условиях центральной задачей управления является минимизация риска предпринимательской деятельности на основе оценки каждого принимаемого хозяйственного решения с точки зрения возможности извлечения экономической выгоды. Уже на первом этапе перехода к рынку четко проявляет себя потребность повышения аналитичности бухгалтерского учета, возрастает роль экономического анализа в обосновании эффективности каждого управленческого решения.

      В условиях централизованной плановой системы  хозяйствования практически сводилась  к нулю возможность принятия предприятиями  вариантных решений. Количественные и качественные параметры их деятельности, связи с хозяйственными контрагентами, цены и тарифы, по которым они приобретали производственные компоненты и реализовали продукцию, работы и услуги, были детерминированы государством (плановыми заданиями). В результате экономическому анализу в системе управления предприятием отводилась пассивная роль оценки свершившихся фактов хозяйственной деятельности, причем оценки главным образом для обоснования решений вышестоящей системы управления по стимулированию (поощрению и наказанию) коллектива предприятия. Поиск же внутрихозяйственных резервов как одна из целей экономического анализа, на которую постоянно указывали в литературе, значительного экономического эффекта дать не мог, так как замыкался рамками данного предприятия. Вот почему углубленная разработка методики анализа хозяйственной деятельности, выполненная отечественными учеными и производственниками, фактически оказалась не востребована практикой.

      Формирующийся сегодня хозяйственный механизм создает объективные предпосылки для возрождения экономического анализа, для повышения его нацеленности на перспективу, на обоснование экономической эффективности принимаемых управленческих решений, каждой хозяйственной операции. А это в свою очередь, требует модернизации отечественной методики экономического анализа.

      В настоящее время отечественными экономистами разработано много  методик анализа финансового  состояния предприятия. Все они  имеют свои достоинства и недостатки, некоторые из них разработаны для оценки определенной (специфической) деятельности предприятий. Рассмотрим наиболее часто используемые методики анализа, разработанные Шереметом А. Д [21]., Балабановым И. Т [5], и Артеменко В. Г [3], определим их достоинства и недостатки.

      Шеремет А. Д. Предлагает проводить анализ финансового состояния предприятия по такому сценарию:

  1. Структурный анализ активов и пассивов.
  1. Сравнение динамики активов финансовых результатов;
  1. Анализ структуры активов (в рамках этого анализа провести анализ структуры внеоборотных и оборотных активов, вычислить коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, коэффициент имущества производственного назначения);
  2. Анализ структуры пассивов (в рамках этого анализа провести углубленный анализ структуры собственных и заемных средств, вычисление коэффициентов автономии, соотношения заемных и собственных средств, накопления собственного капитала, использования собственного капитала на социальные цели, соотношения краткосрочных пассивов и перманентного капитала).
  1. Анализ финансовой устойчивости.
  1. Анализ наличия и достаточности реального собственного капитала (анализ выполнения минимального условия финансовой устойчивости);
  2. Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования (определение типа финансовой устойчивости предприятия, вычисление коэффициентов маневренности, автономии источников формирования запасов, обеспеченности запасов собственными источниками, обеспеченности собственными средствами).
  1. Анализ платежеспособности и ликвидности (в рамках этого анализа вычисляются коэффициенты абсолютной ликвидности, уточненной (текущей) ликвидности, покрытия, общей платежеспособности; проводится анализ восстановления (утраты) платежеспособности на перспективу).
  1. Анализ необходимого прироста собственного капитала.

      Особенностью  и достоинством данной модели является то, что в ее рамках производится анализ необходимого прироста собственного капитала, что имеет значительный вес при разработке менеджерами конкретных мероприятий для дальнейшей деятельности предприятия.

      Недостатком является сложность восприятия методики и расчетов финансовых коэффициентов, также в методике не уделяется внимание анализу рентабельности, деловой активности, хотя важно учесть, что данные виды анализа выделены у автора в отдельные методики, то есть они существуют самостоятельно.

      Балабанов И. Т. [5] рекомендует проводить анализ финансового состояния по такому плану:

  1. Анализ доходности (рентабельности) предприятия (в рамках этого блока проводится анализ рентабельности продаж, факторный анализ рентабельности, анализ безубыточности).
  2. Анализ финансовой устойчивости:
  1. Анализ активов предприятия;
  1. Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов (вычисление коэффициентов автономии и финансовой устойчивости);
  2. Анализ оборотных средств предприятия (в рамках этого блока проводится анализ наличия и структуры оборотных средств, анализ кредиторской задолженности и собственных оборотных средств предприятия);
  3. Анализ дебиторской задолженности;
  4. Анализ платежеспособности.
  1. Анализ кредитоспособности (в рамках данного блока проводится анализ ликвидности баланса).
  1. Анализ использования капитала (в данном блоке проводится анализ эффективности использования капитала предприятия, в том числе эффективность использования оборотных и основных средств предприятия, а также нематериальных активов).
  2. Анализ уровня самофинансирования (в рамках этого анализа проводится анализ коэффициента самофинансирования, устойчивости процесса самофинансирования, а также рентабельность процесса самофинансирования).

      Анализ  эффективности использования капитала предприятия, а также анализ уровня самофинансирования являются достоинством и особенностью данной методики. Эти виды анализа очень важны в условиях рыночных отношений.

      Размытость  методики и недостаточность анализа  финансовых коэффициентов – самые  основные недостатки этой методики. Расчет  и анализ финансовых коэффициентов приводит к сравнимости показателей предприятия с показателями предыдущих периодов и показателями других предприятий.

      Артеменко В. Г. и Беллендир М. В. [3] предлагает следующую методику анализа финансового состояния предприятия:

  1. Общая оценка финансового состояния предприятия:
  1. Анализ валюты бухгалтерского баланса (в данном блоке происходит выявление «больных» статей баланса, расчет коэффициентов прироста имущества, прироста выручки от реализации, а также прироста прибыли);
  1. Трендовый и сравнительный анализ баланса.
  1. Анализ финансовой устойчивости:
  1. Определение типа финансовой устойчивости предприятия;
  2. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости (коэффициентов обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности материальных запасов собственными средствами, маневренности собственного капитала, индекса постоянного состава, коэффициентов долгосрочного привлечения заемных средств, износа, реальной стоимости имущества, автономии, соотношения заемных и собственных средств).
  1. Анализ ликвидности предприятия (в рамках данного анализа рассматриваются коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности).
  1. Анализ оборотного капитала (в этом блоке производится расчет коэффициента оборачиваемости, длительности одного оборота капитала, коэффициента закрепления оборотных средств; определяется абсолютная экономия оборотного капитала; анализируется движение денежных средств, дебиторская задолженность, оборачиваемость товарно-материальных ценностей).
  2. Анализ финансовых результатов (здесь производится факторный анализ прибыли от реализации, а также прибыли в составе маржинального дохода).
  3. Анализ показателей рентабельности.
  4. Оценка потенциального банкротства (в данном блоке анализа рассматривается платежеспособность предприятия).

Титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы