Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145

Работа состоит из  7 файлов

Для курсовой.xls

— 229.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.doc

— 71.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.xls

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Сам курсовик Main_10.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

      Финансовый  менеджмент – наука об управлении всеми этими процессами. Управление финансами предприятия предполагает разработку методов, которые предприятие  ставит перед собой для достижения определенных целей, конечной из которых является обеспечение прочного и устойчивого финансового состояния.

      Финансовый  менеджмент включает разработку и выбор  критериев для принятия правильных финансовых решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности предприятия.

      Исходной  базой для управления финансами  предприятия является его финансовое состояние, сложившееся фактически. Оно дает возможность ответить на вопросы, насколько эффективным  было управление финансовыми ресурсами и имуществом, рациональна ли структура последнего; как сочетаются заемные и собственные источники финансирования деятельности, какова отдача производственного потенциала, оборачиваемость активов, рентабельность продаж и т.д.

      Финансовые решения принимаются конкретно для данного предприятия; для другого предприятия они могут быть совершенно иными. Более того, финансовые решения на одном и том же предприятия в разные периоды времени могут быть совершенно различными. Стоит измениться какому-нибудь одному параметру во внешних или внутренних условиях – и это изменение вызывает необходимость переориентации в целом ряде стратегических и тактических направлений воздействия на финансы предприятия.

      Финансовое  состояние любого предприятия является важнейшей характеристикой его хозяйственной деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантирования экономических интересов, как самих предприятий, так и партнеров по финансовым и коммерческим отношениям.

      Любой финансовый анализ независимо от того, кто его проводит (внутренний или  внешний пользователь), с какой  целью (исследования текущего состояния  или построения прогноза) и с помощью  каких методов и приемов, базируется на данных бухгалтерской и финансовой отчетности.

      Информационной  базой финансового анализа являются годовая и квартальная бухгалтерские  отчетности, регистры бухгалтерского учета. Отчетность предприятия в  обобщенном виде показывает финансовое положение предприятия и результаты его деятельности за отчетный период.

      В последние годы происходит значительное сокращение бухгалтерской отчетности и сближение ее по составу и  содержанию с отчетностью западных стран, регламентированной директивами  Совета Европейских сообществ.

     Годовая отчетность предприятия состоит  из форм бухгалтерской отчетности утвержденной Министерством Финансов Российской Федерации приказом N 34н от 29 июля 1998г., а именно:

  • бухгалтерского баланса, содержащего обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив;
  • формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • «Пояснительной записки» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
  • Итоговой части аудиторского заключения (для предприятий подлежащих обязательному аудиту), подтверждающей достоверность сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

     Отчетность  – это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период.

     Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.

     Результаты  анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

     Результаты  анализа – «материальная основа»  управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.

     Все это лишний раз свидетельствует  о том, что анализ финансового  состояния в современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.

1.2.2 Классификация методов и приемов анализа

      Под методом экономического анализа  понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

      К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

      В процессе анализа применяется ряд  специальных способов и приемов, которые можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

      К первой группе относятся: использование  абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

      Прием сравнения заключается в сопоставлении  показателей отчетного периода  с их плановыми значениями и с  показателями предшествующего периода.

      Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

      Прием цепных подстановок применяется  для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия  на уровень совокупного показателя. Сущность приемов цепных подстановок  состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный показатель

      На  практике выбранные основные методы анализа финансовой отчетности: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.

     Наиболее  общее представление об имевших  место качественных изменениях в  структуре средств и их источников, а также динамики этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального  анализа отчетности.

     Вертикальный  анализ баланса показывает структуру  средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей).

     Горизонтальный  анализ отчетности заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). В частности, если проводится горизонтальный анализ баланса, данные баланса на некоторую дату (база отсчета) берутся за 100%; далее строятся динамические ряды статей и разделов баланса в процентах к их базисным значениям. Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается.

     Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют  друг друга.  Оба эти вида анализа  позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.

      Трендовый анализ – сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С  помощью тренда формируются возможные  значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.

      Анализ  относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями  разных форм отчетности, определение  взаимосвязи показателей.

      Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со средне отраслевыми и средними общеэкономическими данными.

      Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтез – соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

      Многие  математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ и другие, вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической  кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решений, безусловно, находят непосредственное применение в рамках анализа деятельности предприятия.

      Все вышеперечисленные методы анализа  относятся к формализованным  методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т.п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

      В  настоящее время практически  невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно  ей. Поэтому при анализе деятельности предприятия применяются различные методы и приемы, ранее не используемые в нем.

1.2.3 Виды финансового анализа

      Существует  множество видов финансового  анализа, классифицируемых по разным признакам. Например, по объему используемой информации различают: внешний и внутренний финансовый анализ.

      Финансовый  анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами  предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности фирмы.

      При проведении внутреннего финансового  анализа используются в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация.

      По  содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

      Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить  работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

      Главная задача текущего анализа – объективная  оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся  резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

      Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения  проблем управления.

      Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы – навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т.к. они относятся к прошлому периоду.

        Текущий анализ – наиболее  полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты  оперативного анализа и служащий  базой перспективного анализа.

      Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статистического) учета. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы