Производство гражданских дел в суде первой инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:46, дипломная работа

Описание

На основании исследования и анализа действующего гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан, монографической литературы преследуется цель определить сущность института производства гражданского дела в суде первой инстанции, установить существующие теоретические и практические проблемы данного правового института в гражданском процессе, сформулировать логически обоснованные выводы, предложения по их устранению, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕХАНИЗМ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
1.1 Виды производства дел в суде первой инстанции 7
1.2 Форма и содержание искового заявления 14
1.3 Порядок предъявления иска,прием и отказ в приеме исковых заявлений в суде 16
1.4 Претензионный порядок урегулирования споров между сторонами 20
2 СТАДИИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
2.1 Сущность, значение и структура стадии судебного разбирательства 28
2.2 Порядок судебного разбирательства 32
2.3 Формы временной остановки судебного разбирательства 50
3 ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
3.1. Порядок вынесения судебного решения 56
3.2 Окончание производства по делу без вынесения судебного решения 65
3.3 Протокол судебного заседания 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 626.00 Кб (Скачать документ)

Определение об отказе в принятии искового заявления должно быть мотивированным. Если в принятии искового заявления было отказано в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, то в определении указывается, в какой орган следует обратиться заинтересованному лицу (ч. 2 ст. 153 ГПК РК).

Определение об отказе в принятии искового заявления должно быть вынесено в пятидневный срок с момента его поступления в суд и вручено или направлено заявителю со всеми приложенными к нему документами (ч. 3 ст. 153 ГПК РК).

Вместе  с тем недопустим отказ в возбуждении  гражданского дела по мотивам недоказанности заявленного требования, пропуска срока  исковой давности, преждевременности предъявленного требования к рассмотрению его судом и по другим основаниям, не указанным в законе

 Если один из супругов не желает обращаться в суд с заявлением о признании другого супруга безвестно отсутствующим, судья не вправе отказать в принятии искового заявления о расторжении брака, а должен рассмотреть иск на общих основаниях.

       Согласно  ч. 1 ст. 153 ГПК РК судья не принимает  искового заявления, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке  гражданского судопроизводства. Поскольку закон не конкретизирует этого понятия, практика и теория исходят из того, что в данном случае речь идет об отказе в принятии искового заявления по мотиву неподведомственности дела суду. Так, например, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции. Если же сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской или иной экономической деятельности, то такой спор подведомственен суду общей юрисдикции.

       В то же время определение судьи об отказе в принятии иска может быть обжаловано или опротестовано в установленном законом порядке (ч. 5 ст. 153 ГПК РК).

       Судья возвращает исковое заявление, если:

  1. истцом не соблюден установленный законодательством для данной категории дел порядок предварительного досудебного разрешения спора и возможность применения этого порядка не утрачена;
  2. дело неподсудно данному суду;
  3. заявление подано недееспособным лицом;
  4. заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание;
  5. в производстве этого же или другого суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

     6) орган, управомоченный управлять коммунальным имуществом, 
обратился в суд о признании права коммунальной собственности на 
недвижимую вещь до истечения одного года со дня принятия этой вещи на 
учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на 
недвижимое имущество;

     7) об этом заявил истец (ст. 154 ГПК РК).

       Судья прекращает производство по делу, если:

     1) дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства;

     2) имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда 
или определение суда о прекращении производства по делу в связи с отказом 
истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

  1. истец отказался от иска, и отказ принят судом;
  2. стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
  3. после смерти гражданина, являющегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства;
  4. организация, выступающая стороной по делу, ликвидирована с прекращением ее деятельности и отсутствием правопреемников[11].

       Таким образом, подача в суд искового заявления и возбуждение производства по делу влекут определенные правовые последствия. Важнейшим из них является возникновение гражданского судопроизводства по конкретному делу. Именно с момента принятия искового заявления начинается движение дела. Возбуждение производства по делу влечет за собой возникновение гражданских процессуальных правоотношений. У суда и других участников процесса возникают процессуальные права и обязанности, реализация которых происходит в процессе рассмотрения дела. Так, у суда возникает обязанность рассмотреть спор сторон и вынести решение по делу. Истец получает возможность использования в полном объеме всех прав, связанных с движением процесса, переходом его из одной стадии в другую, а ответчик - возможность реализовать права, предоставленные ему законом для защиты. 

       1.4 Претензионный порядок урегулирования споров между сторонами

 

        

       Законом РК от 11 июля 2001г. № 238-11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судопроизводства»[12] из Гражданского процессуального кодекса РК (далее – ГПК РК) была исключена глава 12 «Досудебное урегулирование имущественных споров, сторонами в которых являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». С принятием этого закона все лица, чьи имущественные интересы и права оказались нарушенными, получили право на обращение в суд с исковым заявлением сразу, как только им стало известно об этих нарушениях, не принимая мер (не соблюдая претензионного порядка) по досудебному урегулированию споров. С введением в действие с 01.07.1999г. ГПК РК де-факто утратило силу и «Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам», утвержденное постановлением Кабинета Министров РК от 15.02.1993г. № 111.

           Вместе с тем в ГПК РК [8] сохранены подпункт 1 пункта 1 статьи 154 и подпункт 1 статьи 249, которые гласят, что судья возвращает исковое заявление, а суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный законодательством для данной категории дел обязательный порядок предварительного досудебного разрешения спора и возможность применения этого порядка не утрачена.

           По этой и по другим причинам на практике досудебное урегулирование споров действует и применяется, так как этот порядок ни одним из нормативных правовых актов не запрещен. Более того, ряд действующих законодательных актов в отдельных нормах прямо обязывает заинтересованные стороны предъявлять претензии. В частности, статья 706 ГК РК имеет название «Претензии и иски по перевозкам грузов» и содержит такое требование: «До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами». Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год, по договорам перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа – шесть месяцев. Закон РК от 08 декабря 2001г. № 266-11«О железнодорожном транспорте»[13] содержит специальную главу 11 «Акты, претензии, иски». В п.1 статьи 89 этой главы указано, что право предъявления к перевозчику претензий, вытекающих из договора перевозки, имеет пассажир, отправитель (грузоотправитель) и получатель (грузополучатель), а в п.1 статьи 90 предусмотрено, что претензии, вытекающие из договора перевозки, могут быть предъявлены к перевозчику в течение срока исковой давности. Сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

   1) возмещения за утрату багажа, груза, грузобагажа – по истечении семи суток со дня окончания срока доставки;

   2) возмещения за недостачу, повреждение (порчу), просрочку доставки багажа, груза, грузобагажа, возврата излишне уплаченных провозных платежей за перевозку, - со дня выдачи;

   3) взыскания штрафов за невыполнение принятой заявки на перевозку груза – по окончании срока, установленного правилами перевозок для исполнения заявки;

  4) в иных случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

       Перевозчик имеет право рассмотреть предъявленную претензию по истечении вышеперечисленных установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока.

А в п.1 статьи 93 этого же Закона четко указано, что «иски к перевозчику, вытекающие из перевозки, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа от перевозчика на предъявленную претензию». Пункт 2 статьи 137 Водного кодекса РК от 09.07.2003г.[14] рассматриваемую ситуацию регламентирует так: «Водные споры между субъектами водных отношений разрешаются путем переговоров сторон, рассмотрением их в органах, созданных объединениями водопользователей, в местных исполнительных органах и уполномоченном органе в области использования и охраны водного фонда или в судах».

       Следует учитывать и то, что по гражданскому законодательству РК физические и юридические лица свободны в заключении договора и поэтому имеют законное право самим определять процедуру рассмотрения споров при исполнении заключенных ими хозяйственных договоров. Конкретное содержание этой процедуры излагается обычно в разделе «Порядок, применимое право и место рассмотрения споров».

       В качестве примера можно рассмотреть предъявление претензии поставщику по договору поставки, основания для которой обычно возникают в случае поставки некачественных или некомплектных товаров, а также задержки с поставкой. Правовой основой для подготовки такой претензии служат соответствующие нормы ГК РК, Инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 09.11.94 г. № 1240 и конкретные условия договора поставки.

           Претензия предъявляется обязательно в письменной форме и в ней указываются:

1) наименование претензии (например, «Претензия на поставку некомплектной продукции»);

2) наименование юридического лица, предъявившего претензию, и юридического лица, к которому предъявляется претензия, их фактические адреса и банковские реквизиты;

3) конкретные и документально подтвержденные обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии (поставка ненадлежащего товара и т.п.), а также ссылка на соответствующие нормативные акты (например на статью 471 ГК РК, содержащую перечень прав получателя, получившего от поставщика товар ненадлежащего качества);

4) конкретные требования заявителя (о соразмерном уменьшении покупной цены, замены товара, отказа от исполнения договора и др.);

5) сумма претензии и ее расчет, если претензия содержит денежные требования;

6) предупреждение о том, что в случае неудовлетворения поставщиком претензии или неполучения ответа к указанному в ней сроку получатель обратится с соответствующим исковым заявлением в суд;

7) перечень прилагаемых к претензии документов.

       Претензия излагается на фирменном бланке организации – получателя, подписывается, как правило, первым руководителем (в ряде случаев дополнительно подписывается главным бухгалтером и юристом), заверяется печатью организации и отправляется ценным письмом или нарочным.

В отдельных случаях претензия может быть направлена телексом, телетайпом, факсом и т.д.).[15]

       При направлении претензии следует учитывать срок исковой давности, то есть максимальный срок, в течение которого такая претензия может быть предъявлена, а исковое требование удовлетворено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года, но для отдельных видов требований он может быть сокращенным или более длительным. Например, согласно п.2 статьи 706 ГК РК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год. А сроки исковой давности по налоговым обязательствам статьей 38 Налогового кодекса РК установлен в пять лет. В соответствии с законодательством и обычаями делового оборота предприятие, получившее претензию, обязано и в ряде случаев заинтересовано (чтобы не навредить своему имиджу судебными тяжбами) удовлетворить обоснованные требования заявителя и письменно уведомить его о результатах рассмотрения претензии.

       Если к претензии по каким-либо причинам не приложены документы, необходимые для ее объективного рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя дополнительно с указанием срока их присылки (доставки). При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается по имеющимся документам. В необходимых случаях стороны договора производят сверку взаиморасчетов, экспертизу поставленного товара и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в досудебном порядке.

       В ответе на претензию должны быть указаны:

1)все необходимые реквизиты обеих сторон, дата и номер ответа на данную претензию;

2) при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

Информация о работе Производство гражданских дел в суде первой инстанции