Производство по уголовным делам мирового судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание

С повышением роли судов как органов защиты нарушенных прав и свобод возрастает их нагрузка, с которой они зачастую не в состоянии справиться. В следствие, ухудшается качество рассмотрения дел, увеличивается остаток нерассмотренных дел в судах, возрастает количество дел, рассмотренных с нарушением сроков. Для преодоления данных негативных последствий необходимо совершенствование системы судоустройства и поиск оптимальных форм судопроизводства, адекватных тяжести преступления и сложности рассмотрения дела. Одним из шагов в этом направлении является создание в Российской Федерации института мировых судей как составной части реальной и эффективной судебной власти.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовая характеристика института мирового судьи 6
1.1.Сущность института мирового судьи, его цели, задачи и отличительные признаки 6
Глава 2. Особенности судопроизводства у мирового судьи 12
2.1. Уголовные дела, подсудные мировому судье 12
2.2. Полномочия мирового судьи при рассмотрении дел публичного и частно-публичного обвинения 19
2.3.Особенности судебного разбирательства по делам частного обвинения 26
Глава 3. Приговор мирового судьи 32
3.3. Вынесение приговора мировым судьей 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

    В соответствии с Конституцией РФ 1993 г суд как орган правосудия играет решающую роль в разрешении правовых конфликтов.

    С повышением роли судов как органов защиты нарушенных прав и свобод возрастает их нагрузка, с которой они зачастую не в состоянии справиться. В следствие, ухудшается качество рассмотрения дел, увеличивается остаток нерассмотренных дел в судах, возрастает количество дел, рассмотренных с нарушением сроков. Для преодоления данных негативных последствий необходимо совершенствование системы судоустройства и поиск оптимальных форм судопроизводства, адекватных тяжести преступления и сложности рассмотрения дела. Одним из шагов в этом направлении является создание в Российской Федерации института мировых судей как составной части реальной и эффективной судебной власти.

    Мировой суд впервые появился в России еще в 1864 году в результате проводившейся  Александром II судебной реформы. Цели, поставленные перед мировыми судьями нынешних дней, во многом совпадают с целями мировых судей эпохи Александра II: обеспечение доступности правосудия, простота и быстрота судопроизводства.

    Институт  мировых судей возрожден в  России Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации1», который заложил правовые основы для их деятельности. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относительно мировых судей установил принципиальные положения, которые должны учитываться при регулировании их деятельности федеральными законами:

    1) мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ;

    2) непосредственно вышестоящей (апелляционной)  судебной инстанцией по отношению  к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего судебного района, является районный суд.

    Таким образом, возрождение института  мировых судей повлекло и возрождение  апелляционного производства в районном суде, ставшем судом второй инстанции (наряду с кассационным производством  в вышестоящих судах).

    После вступления в силу федеральных законов и принятия УПК РФ мировые судьи в тех субъектах, где они были назначены, получили возможность рассматривать уголовные дела.

    Однако  имеющие место проблемы в деятельности мирового судьи требуют практического разрешения.

    Объектом  исследования являются закономерности правовых отношений, определяемые содержанием действующих уголовно-процессуальных норм, отражающих судопроизводство у мирового судьи.

    Предмет исследования – процессуальные особенности  судопроизводства по уголовным делам  у мирового судьи.

    Целью настоящей  работы является изучение и рассмотрение исторического опыта теоретических основ организации и деятельности мировых судей, научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в области уголовного судопроизводства у мирового судьи.

    Для ее достижения необходимо решить такие  задачи, как:

    - изучить систему организации,  статус, деятельность мировых судей  в России, определить их место  в отечественной судебной системе;

    - дать характеристику особенностей  судопроизводства у мирового судьи;

    - проанализировать компетенцию мировых  судей при рассмотрении уголовных  дел публичного и частно-публичного  обвинения;

    - рассмотреть основные особенности  судопроизводства по делам частного  обвинения;

    - внести предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности мировых судей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Правовая характеристика института мирового судьи  

1.1Сущность  института мирового судьи, его  цели, задачи и отличительные  признаки

    Впервые мировые суды появились в XIV веке в Англии и распространили сферу своей деятельности на многие государства, такие как США, Канада, Франция, Италия, Австралия и другие2. Это было связано с периодом колонизации и с завоевательными войнами, иные государства просто осуществляли заимствование положительного опыта деятельности мировой юстиции. Мировые судьи не являются новшеством и для российской судебной системы. Впервые мировая юстиция в нашей стране была учреждена в ходе проводившейся Александром II судебной реформы Судебными Уставами от 20 ноября 1864 года3.

    Мировой суд в России, по замыслу его  создателей, должен был быть универсальным  органом, разрешающим мелкие дела между  сословиями, а не только конфликты  между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией.

    При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала  в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии, являвшейся родиной мировых судей, и Франции. Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители уставов взяли идею единой для мировых и общих судов кассационной инстанции4. Но в то же время российская судебная система имела и значительные отличия, учитывавшие самобытность общественного и правового уклада России того периода.

    Судебная  система пореформенной России стала  состоять из двух систем судов, действовавших  параллельно: во-первых, это система мировых судов, созданных для рассмотрения малозначительных гражданских и уголовных дел; во-вторых, система общих судебных установлений, куда входили окружные суды, разрешавшие уголовные и гражданские дела, не отнесенные к подсудности мировых судей, судебные палаты и Правительствующий сенат - высшая судебная и единственная кассационная инстанция. Такое разделение сразу выделяло мировые суды и подчеркивало их специфику. В лице мировых судей законодатель пытался создать суд, отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Высшей целью этих судов представлялось примирение сторон5.

    Таким образом, одной из заслуг судебной реформы 1864 года было введение в российскую судебную систему мировой юстиции, которая должна была освободить общие суды от большого количества малозначительных гражданских и уголовных дел и максимально приблизить правосудие к народу. Также в задачу мировому суду вменялись доступность правосудия населению, быстрота и оперативность разрешения дел, для чего применялись упрощенные судебные процедуры.

    В действующем законодательстве современной России сформулировано определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации6. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    При определении сущности института  мирового судьи можно отметить следующие  его организационные и процессуальные характеристики:

    1) Мировой судья является носителем  судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Мировой судья независим и подчиняется только Конституции РФ и закону «О мировых судьях». Этими же нормативными актами устанавливаются гарантии его независимости. Мировой судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.

    2) Мировой судья — судья общей  юрисдикции, то есть относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы судов общей юрисдикции, и его решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    3) Мировые судьи одновременно признаются  судьями субъектов Федерации.

    4) Мировые судьи провозглашаются  элементом (звеном) единой судебной  системы Российской Федерации7. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам и характером выполняемых ими функций.

    Мировым судьям свойственны общие для  всех судов российской судебной системы  сходные черты:

    а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность);

    б) наличие общих принципов (независимость  судей, гласность процесса, равноправие  и состязательность сторон);

    в) единство судебных функций (осуществление правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств);

    г) финансирование из федерального бюджета.

    Отсутствие  хотя бы одного из перечисленных признаков  у мирового судьи существенно  затрудняло бы отнесение его к  единой судебной системе.

    5) Мировой судья является должностным  лицом, наделенным полномочиями  осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.

    В действующем законодательстве мировой  судья упоминается в различных  значениях, а именно:

    а) суд субъекта Федерации;

    б) состав суда;

    в) участник процесса.

    Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими  соответствующего субъекта Федерации.

    Таким образом, исходя из анализа законодательства, предусматривающего создание мировых судей, сущность института мировых судей выражается в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта Федерации, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.

    Как и любой субъект процессуальных правоотношений, мировой судья характеризуется  своими отличительными признаками, в которых выражается его сущность.

    Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие  вопросы судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института  российского мирового судьи:

  1. выполнение только судебных функций суда низшей судебной инстанции;
  2. профессионализм (наличие высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по юридической профессии);
  3. статус местного (локального) суда субъекта Федерации;
  4. небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);
  5. особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта Федерации;
  6. специальная ограниченная юрисдикция (то есть рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);
  7. осуществление судопроизводства только единолично;
  8. склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта как важная цель любого вида судопроизводства;
  9. использование отдельных упрощений юридических процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс);
  10. наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

Информация о работе Производство по уголовным делам мирового судьи