Производство гражданских дел в суде первой инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:46, дипломная работа

Описание

На основании исследования и анализа действующего гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан, монографической литературы преследуется цель определить сущность института производства гражданского дела в суде первой инстанции, установить существующие теоретические и практические проблемы данного правового института в гражданском процессе, сформулировать логически обоснованные выводы, предложения по их устранению, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕХАНИЗМ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
1.1 Виды производства дел в суде первой инстанции 7
1.2 Форма и содержание искового заявления 14
1.3 Порядок предъявления иска,прием и отказ в приеме исковых заявлений в суде 16
1.4 Претензионный порядок урегулирования споров между сторонами 20
2 СТАДИИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
2.1 Сущность, значение и структура стадии судебного разбирательства 28
2.2 Порядок судебного разбирательства 32
2.3 Формы временной остановки судебного разбирательства 50
3 ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
3.1. Порядок вынесения судебного решения 56
3.2 Окончание производства по делу без вынесения судебного решения 65
3.3 Протокол судебного заседания 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 626.00 Кб (Скачать документ)

      1) истец и его представитель;

      2) третье лицо на стороне истца и его представитель;

      3) ответчик и его представитель;

      4) третье лицо на стороне ответчика и его представитель;

      5) третье лицо, заявившее самостоятельные требования на предмет спора, и его представитель.

       При этом следует иметь в виду, что  прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждане, обратившиеся в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми. Уполномоченные органов государственного управления, привлеченных судом к участию в процессе или вступивших в дело по своей инициативе, выступают в прениях после сторон и третьих лиц.

       Заключение  прокурора по делу — выступление  прокурора по существу дела в целом. В этом заключении анализируются  не только ход и результаты рассмотрения дела, но и содержание выступлений  участников прений.

Участники судебных прений имеют право на реплику. Право последней реплики принадлежит всегда ответчику и его представителю.

       Реплика — краткое выступление участника  прений в ответ, как правило, на часть выступления процессуального противника.

Законодательством последовательность выступлений в качестве реплик не установлена [6]. После выступления лиц в судебных прениях суд заслушивает заключение прокурора, участвующего в процессе, начатом по инициативе других лиц. Статья 213 ГПК предусматривает, что прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55 ГПК, дает заключение по существу дела в целом после судебных прений.

           Участники судебных прений и прокурор не вправе в своих выступлениях и заключении ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании, если они не указывали на эти обстоятельства и доказательства в своих заявлениях перед окончанием рассмотрения дела по существу (часть 1 ст. 214 ГПК). Если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение об обновлении рассмотрения дела по существу (часть 2 ст. 214 ГПК). Вынесение такого определения означает возвращение ко второй части судебного разбирательства - рассмотрению дела по существу. Исследование обстоятельств дела и проверка доказательств в этом случае производятся в общем порядке. После окончания повторного рассмотрения дела по существу суд еще раз выслушивает речи участников судебных прениях и заключение прокурора, вступившего в начатый не по его инициативе процесс. После рассмотрения дела по существу повторные судебные прения происходят в общем порядке (часть 2 ст. 214 ГПК).

       Завершающей частью разбирательства гражданского дела в судебном заседании является вынесение и объявление решения. В данной части судебного разбирательства подводится итог всей деятельности в суде первой инстанции, который оформляется судебным актом, подлежащим оглашению всем присутствующим в зале судебного заседания.

           Вынесение и объявление решения — деятельность суда по разрешению гражданского дела по существу и доведение содержания судебного решения до сведения заинтересованных лиц.

       Судебное  решение выносится судом в  совещательной (отдельной) комнате после окончания рассмотрения дела по существу. Во время совещания судей и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

       Принятие  решения в коллегиальном составе  суда осуществляется путем обсуждения вопросов и постановки их на голосование. При этом суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

       В совещательной комнате судьи:

  1. оценивают исследованные в судебном заседании доказательства;
  2. определяют, какие обстоятельства дела установлены, а какие — не установлены;
  3. определяют, какими доказательствами подтверждаются установленные и отвергнутые обстоятельства;
  4. устанавливают нормы материального права, подлежащие и не подлежащие применению;
  5. определяют права и обязанности лиц, участвующих в материально-правовых отношениях;
  6. решают вопрос по существу об удовлетворении исковых требований или об отказе в их удовлетворении полностью или частично;
  7. разрешают вопросы, связанные со взысканием судебных расходов и их распределением, временем исполнения решения, судьбой вещественных доказательств и т. д. [22].

       Суд, признав в совещательной комнате  необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или  исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако в случаях, предусмотренных законом, он может выйти за пределы заявленных требований. Все вопросы разрешаются судом большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от обсуждения и голосования. Председательствующий голосует последним. Судья, оставшийся при обсуждении и голосовании вопросов в меньшинстве, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.

       Решение суда излагается в письменном виде председательствующим или одним  из судей и подписывается всеми  судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления в решении должны быть оговорены в решении перед подписями судей.

       Можно привести пример из отечественной судебной практики. Суд города Астаны в составе председательствующей судьи Ташевой А.И., при секретаре судебного заседания Ерденовой А.К., с участием помощника прокурора города Астаны Торегельдина Б.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан о признании информационных материалов, пропагандирующих идеологию радикального «ваххабизма», материалов религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир», религиозно-политической организации «Ассоциация Братьев -Мусульман», статьи сайта «Минбар Таухид уаль Джихад» установил: Генеральный прокурор Республики Казахстан обратился в суд города Астаны с заявлением в интересах государства, в котором просит признать экстремистскими, а также запретить ввоз и распространение 207 информационных материалов на территории Республики Казахстан, мотивируя свои требования тем, что органами прокуратуры и другими правоохранительными органами ежегодно фиксируются факты пропаганды и агитации экстремизма, осуществляемые путем распространения на территории Республики Казахстан различного рода информационных материалов, большая часть которых имеют зарубежное происхождение.

       Распространение на территории Казахстана печатной продукции, теле-и радиопередач зарубежных СМИ, содержание которых подрывает национальную безопасность, запрещено Законом  Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан»[23]. В частности, согласно заключениям судебных психолого-филологических экспертиз, проведенных в рамках доследственных проверок или возбужденных уголовных дел, наличие признаков экстремизма, а именно возбуждение религиозной, национальной вражды и розни, установлено в 207 информационных материалах. Данные информационные материалы в соответствии с подпунктом 7 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму»[24] относятся к экстремистским материалам, в число которых входят любые предназначенные для обнародования или распространения документы либо информация на иных носителях, призывающим к осуществлению экстремистских действий либо обосновывающим или оправдывающим необходимость их совершения. Согласно выводам судебных психолого-филологических экспертиз во всех указанных материалах имеются признаки возбуждения религиозной, национальной вражды и розни.

       Принимая  во внимание, что Конституцией Республики Казахстан (п.З ст.20), Законами Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» (ст.12), «О средствах массовой информации»[24] (п.З ст.2) запрещена пропаганда экстремизма, распространение экстремистских материалов, в целях обеспечения национальной безопасности Казахстана просит признать 207 информационных материалов экстремистскими, запретить их издание и распространение.

       В судебном заседании представитель  Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Торегельдин Б.С. заявленные требования поддержал и просил признать указанные информационные материалы  экстремистскими и запретить ввоз и их распространение на территории Республики Казахстан. Изучив Генеральный прокурор Республики Казахстан обратился в суд города Астаны с заявлением в интересах государства, в котором просит признать экстремистскими, а также запретить ввоз и распространение 207 информационных материалов на территории Республики Казахстан, мотивируя свои требования тем, что органами прокуратуры и другими правоохранительными органами ежегодно фиксируются факты пропаганды и агитации экстремизма, осуществляемые путем распространения на территории Республики Казахстан различного рода информационных материалов, большая часть которых имеют зарубежное происхождение. Распространение на территории Казахстана печатной продукции, теле-и радиопередач зарубежных СМИ, содержание которых подрывает национальную безопасность, запрещено Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан». В частности, согласно заключениям судебных психолого-филологических экспертиз, проведенных в рамках доследственных проверок или возбужденных уголовных дел, наличие признаков экстремизма, а именно возбуждение религиозной, национальной вражды и розни, установлено в 207 информационных материалах.

       Данные  информационные материалы в соответствии с подпунктом 7 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» относятся к экстремистским материалам, в число которых входят любые предназначенные для обнародования или распространения документы либо информация на иных носителях, призывающим к осуществлению экстремистских действий либо обосновывающим или оправдывающим необходимость их совершения.

       Принимая  во внимание, что Конституцией Республики Казахстан (п.З. ст.20), Законами Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» (ст.12), «О средствах массовой информации» (п.З. ст.2) запрещена пропаганда экстремизма, распространение экстремистских материалов, в целях обеспечения национальной безопасности Казахстана

Согласно  выводам судебных психолого-филологических экспертиз во всех указанных материалах имеются признаки возбуждения религиозной, национальной вражды и розни

       Изучив  материалы дела, заслушав пояснения  представителя Генеральной прокуратуры  Республики Казахстан и его заключение об удовлетворении заявления, суд пришел к следующему.

       В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Казахстан Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Статьей 2 Конституции закреплено, что Республика Казахстан является унитарным государством. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Согласно пункту 3 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Казахстан Республика Казахстан [26] утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Статьей 2 Конституции закреплено, что Республика Казахстан является унитарным государством. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Согласно пункту 3 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Согласно подпункту 5 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и родовой розни, религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, являются одними из видов экстремизма (политического, национального, религиозного).

В соответствии с подпунктом 6 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» политический экстремизм в любой его форме, в том  числе разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни, относятся к числу угроз национальной безопасности. Статьей 4 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» определено, что одной из основных задач противодействия экстремизму является обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан, так как действия по разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни заведомо способны нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений. Действия, заведомо способные нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений, запрещены подпунктом 1 пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан». Аналогично, запрет на пропаганду и оправдание экстремизма, использование наименований экстремистских организаций, закреплен законами Республики Казахстан «О средствах массовой информации» (п.З ст.2), «О противодействии экстремизму» (ст.З). Несоблюдение указанных законодательных запретов на пропаганду, агитацию экстремизма влечет установленную законом ответственность виновных лиц, в том числе уголовную по статьям 164, 170 Уголовного кодекса Республики Казахстан. В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» распространение на территории Казахстана печатной продукции, теле - и радиопередач зарубежных СМИ, содержание которых подрывает национальную безопасность, запрещено. Так, согласно заключениям судебных психолого-филологических экспертиз, проведенных в рамках доследственных проверок или возбужденных уголовных дел, наличие признаков экстремизма, а именно возбуждение религиозной, национальной вражды и розни, установлено в 207 информационных материалах.

Информация о работе Производство гражданских дел в суде первой инстанции