Производство в суде надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение надзорной инстанции
2. Сущность производства в надзорной инстанции
3. Подготовка и порядок заседания суда надзорной инстанции
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Гражданский процесс.docx

— 33.27 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Понятие и значение надзорной инстанции……………………………………..4
  2. Сущность производства в надзорной инстанции………………………………5
  3. Подготовка и порядок заседания суда надзорной инстанции………………...10

Заключение  ……………………………………………………………………………13

Список используемой литературы……………………………………………………..15

 

Введение

 

Одной из отличительных особенностей российского  уголовного процесса является возможность  пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений  суда в порядке надзора. В большинстве  зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его  существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

В связи  с распространением на Российскую Федерацию  юрисдикции Европейского Суда по правам человека в Страсбурге возник вопрос о допустимости существования надзорной  стадии судопроизводства и о её месте  в системе национальных судебных процедур.

Европейский Суд по существу подтвердил, что  наличие этой стадии не противоречит принципам и задачам Конвенции  по защите прав человека и основных свобод. Однако, учитывая, что рассмотрение жалоб сторон в судебном заседании  зависит от того, усмотрит ли должностное  лицо основание для передачи жалобы суда надзорной инстанции, Европейский  Суд по правам человека не отнес  эту стадию в число обязательных национальных процедур, без прохождения  которых жалоба не может быть принята  к производству Европейского Суда. Жалоба считается подведомственной суду в Страсбурге после вступления решения российского суда в законную силу, то есть до надзорной стадии.

Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится  к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения  в связи с принятием УПК  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и значение надзорной инстанции

Надзорная инстанция рассматривает судебные акты, вступившие в законную силу, находящиеся  на исполнении или уже исполненные. Такое рассмотрение производится с  особой тщательностью. Строгость рассмотрения обусловлена необходимостью отменить незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления, а  также оставить в силе и без  изменений законные решения.

 Свою деятельность надзорная инстанция осуществляется путем:

  • непосредственного рассмотрения уголовных дел по протестам и отмены либо изменения неправильных судебных решений;
  • дачи суда первой и кассационной инстанции, в случае отмены их решений, конкретных указаний об устранении нарушений закона, которое повлекло вынесение незаконного и необоснованного судебного акта.

К органам  надзорной инстанции относятся:

  1. Президиум Верховного Суда республики в составе РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, автономного округа.
  2. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ.
  3. Президиум Верховного Суда РФ.

Рассмотрим  компетенцию органов надзорной  инстанции по рассмотрению дел в  порядке надзора.

Президиум Верховного Суда республики в составе  РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, автономного  округа рассматривает дела:

  • по протестам на кассационные определения этих судов;
  • на вступившие в законную силу приговоры и определения районных (городских) судов;
  • на постановления судей о придании суду.

Судебная  коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассматривает дела:

  • по протестам на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами РФ;
  • по протестам, вынесенным на постановления судей Верховных Судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских судов и судов автономных областей, автономных округов о назначении судебного заседания, если приговоры, поредения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • по протестам на постановления Президиума Верховного Суда республики в составе РФ, краевых, областных, городских судов и судов автономных областей, автономных округов о назначении судебного заседания, если приговоры, поредения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • по протестам на постановления Президиумов Верховных Судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских судов и судов автономных областей, автономных округов.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела:

  • по протестам на приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ;
  • по протестам на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания.

Значение надзорной инстанции велико. Необходимость присутствия обусловлена достаточно большим количеством незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений, выносимых судами. Действия таких судебных актов недопустимо, так как оно наносит непоправимый ущерб конституционным правам и свободам граждан. Помимо этого надзорная инстанция проводит большую работу по предотвращению возникновения неправосудных актов путем обобщения практики применения законодательства в судопроизводстве и издания практических рекомендаций по его применению.

 

  1. Сущность производства в надзорной инстанции

Вступление приговора (как  обвинительного, так и оправдательного) в законную силу означает конец состязания сторон. Вследствие этого, становится недопустимым любое требование обвинителя, несущего всю тяжесть бремени доказывания, вернуться к вопросу о наступлении или усилении уголовной ответственности лица, в отношении которого состоялось данное судебное решение, за то же самое деяние, если он в отведенное законом для состязания сторон время не сумел всесторонне доказать виновность лица в соответствующем. Напротив, бывший обвиняемый, освобожденный в силу закона от бремени неблагоприятных последствий доказательственной деятельности, может вновь ставить вопрос о пересмотре состоявшегося судебного решения в свою пользу. Не исключается постановка вопроса «в пользу обвиняемого» и по инициативе прокурора, выступающего в данном случае как орган надзора за законностью, и даже потерпевшего. Такой пересмотр принял в российском уголовном процессе форму производства в порядке судебного надзора.

Надзорное производство – это самостоятельная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на его принесение должностных лиц, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений любого суда, действующего на территории РФ, независимо от того, подлежат ли они кассационному обжалованию и опротестованию или нет.

В стадии надзорного производства решаются прежде всего общие задачи уголовного судопроизводства, изложенные в ст. 2 УПК РФ. Суды надзорной инстанции, исправляя допущенные нижестоящими судами ошибки, отменяя необоснованные и незаконные судебные решения, изменяя приговоры и прекращая дела производством, обеспечивают правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Предметом пересмотра в порядке  надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому  предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).

Надзорное производство имеет  своей задачей проверить решения  нижестоящих судебных инстанций  и внести в них необходимые  изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой  из нижестоящих судебных инстанций  было допущено существенное нарушение  уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению  незаконного, необоснованного или  несправедливого судебного решения.

Очевидно, что пересмотр  в порядке надзора, который может  иметь место в Верховных судах  субъектов Федерации и в Верховном  Суде РФ и имеет важное значение для судей всех судов, поскольку  в решениях судов надзорных инстанций  обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях  их исправления.

Решения, принятые судами рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

Изучение постановлений  Пленума Верховного Суда РФ и решений, принятых при рассмотрении в порядке  надзора, публикуемых в Бюллетене  Верховного Суда РФ, необходимо для  понимания сущности и задач производства в надзорной инстанции, устранения ошибок, допускаемых нижестоящими судами.

Производство  в порядке надзора имеет некоторые  общие черты с производством  в кассационной инстанции. Они проявляются  в единстве задач и целей производства в этих стадиях, в общих принципах  уголовного судопроизводства, в таком  общем для этих двух форм проверки законности и обоснованности приговора  правиле, как запрет «поворота к худшему» в результате рассмотрения дела в вышестоящем суде, в единых основаниях отмены или изменения приговора, определения или постановления и др.

Вместе  с тем, кассационное производство, с  одной стороны, и производство в  порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия:

1. В кассационном  порядке рассматриваются жалобы  и представления на не вступившие  в законную силу решения судов  первой и апелляционной инстанций,  за исключением не вступивших  в законную силу приговоров  и постановлений мировых судей  (ч. 3 ст. 354 УПК), а в порядке надзора – решения, которые уже вступили в силу (ст. 402 УПК);

2. В порядке  надзора проверяется более широкий  круг судебных решений, чем  в кассационной инстанции. Так,  в кассационном порядке могут  быть пересмотрены приговоры  или иные решения суда первой  инстанции, а также суда апелляционной  инстанции (ч. 3 ст. 355 УПК). В порядке же надзора помимо этих актов возможен пересмотр определений кассационной инстанции, а также постановлений нижестоящей надзорной инстанции (ст. 403 УПК);

3. Различны  и судебные органы, пересматривающие  эти решения. Судами кассационной  инстанции являются те, которые  указаны в ч. 3 ст. 355 УПК. А в порядке надзора судебные решения пересматривают суды, названные в ст. 403 УПК;

4. Различны  и субъекты, наделенные правом  кассационного обжалования, с  одной стороны, и заявления  ходатайства о пересмотре судебных  решений в порядке надзора  – с другой. В первом случае, это осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель, потерпевший и его представитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска (ч. 4 и 5 ст. 354 УПК), а во втором – осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор (ч. 1 ст. 402 УПК);

5. Лицо, подавшее кассационную жалобу  или представление, может быть  уверено в том, что суд обязательно  их рассмотрит. Рассмотрение же  надзорных жалоб и представлений  зависит от решения судьи, их  проверявшего (ст. 406 УПК);

6. В соответствии  с ч. 2 ст. 360 УПК суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление. А суд надзорной инстанции действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалоб или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых их них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч. 1 и 2 ст. 410 УПК);

7. Возможность  принесения кассационной жалобы  или представления ограничена  определенными сроками (ст. 356 УПК). А принесение протеста в порядке надзора никакими сроками не ограничено.

Таким образом, надзорное производство является одной  из гарантий защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также  защиты личности от незаконного и  необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Информация о работе Производство в суде надзорной инстанции