Производство в суде надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение надзорной инстанции
2. Сущность производства в надзорной инстанции
3. Подготовка и порядок заседания суда надзорной инстанции
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Гражданский процесс.docx

— 33.27 Кб (Скачать документ)

Суды  надзорной инстанции всей своей  деятельностью способствуют укреплению законности, предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе неуклонного  исполнения законов.

Задачи  и значение производства в надзорной  инстанции во многом совпадают с  задачами и значением кассационного (и апелляционного) производств.

Наличие в уголовном процессе рассматриваемой  стадии процесса позволяет обеспечить осуществление судебного надзора  за правосудностью также тех судебных решений, которые (по тем или иным причинам) не рассматривались в кассационном (или апелляционном) порядке, а равно  обеспечить названный надзор за кассационными  определениями и решениями, принятыми  в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться  правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в  кассационном порядке.

Производство  в надзорной инстанции содействует  законности, единообразию кассационной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при  осуществлении правосудия судами первой инстанции.

Единство (в своей основе) задач производства в кассационном и надзорном порядке обусловливает наличие существенно общего, присущего этим стадиям процесса, что проявляется: в единстве оснований отмены и изменения приговоров в названных стадиях; наличии запрета преобразования к худшему; единстве (за определенным исключением) круга субъектов, пользующихся правом на принесение кассационных и надзорных жалоб.

 

3. Подготовка и порядок заседания  суда надзорной инстанции

 

Представляется  весьма важным указание в ст. 407 УПК  РФ на то, что о времени и месте  заседания суд извещает лиц, указанных  в ст. 402 УПК РФ, и что в судебном заседании принимают участие  прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно  затрагиваются жалобой или представлением. УПК РФ установлено, что этим лицам  представляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением, а непосредственно в судебном заседании - дать свои устные объяснения, что трансформирует производство в  суде надзорной инстанции в полноценную  судебную стадию уголовного процесса, целью которой является проверка законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного  решения.

Неявка  участника процесса, надлежаще извещенного  о времени и месте заседания  суда надзорной инстанции, не влечет отложения либо приостановления  рассмотрения дела, если суд не посчитает  необходимым участие того или  иного лица в заседании.

Указание  в законе на то, что лицам, участвующим  в судебном заседании, предоставляется  возможность ознакомиться с жалобой  или представлением, предполагает, что предоставление такой возможности  должно быть обеспечено до заседания  суда, рассматривающего дело в порядке  надзора, путем направления копии  жалобы или представления соответствующим  участникам процесса либо приглашения  их в суд для ознакомления с  указанными процессуальными документами.

В ст. 407 УПК РФ не приводятся права приглашенных на заседание участников процесса. Представляется, что председательствующий должен разъяснить им право заявить  отвод составу суда или кому-либо из судей, судье-докладчику, прокурору, давать объяснения по доводам жалобы или представления, представлять копии  процессуальных документов и дополнительные материалы, заявлять ходатайства об истребовании таких материалов. Поскольку после отмены вступивших в законную силу приговора, определения, постановления и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной либо кассационной инстанции по нему выносится новое судебное решение, пересмотр его в порядке надзора может быть осуществлен тем же судом надзорной инстанции в прежнем составе.

В судебном заседании дело докладывает судья-докладчик (член президиума суда или иной судья). После доклада обстоятельств  дела, содержания обжалуемого судебного  решения и мотивов жалобы или  представления судье-докладчику могут  быть заданы вопросы членами суда надзорной инстанции. Судья-докладчик  вправе высказать свое мнение по поводу обоснованности жалобы или представления.

После доклада  судьи слово предоставляется  прокурору для поддержания представления  либо для высказывания мнения по надзорной  жалобе.

Применительно к делам, рассматриваемым в порядке  надзора по представлениям прокуроров, в ч. 5 ст. 407 УПК РФ содержится лишь указание на то, что прокурору предоставляется  слово для поддержания внесенного им представления. Однако ни данная статья, ни Закон «О прокуратуре Российской Федерации» не регламентируют действий прокурора, участвующего в заседании  суда надзорной инстанции, в случае, когда обнаруживается необоснованность его представления либо представления  вышестоящего прокурора. Полагаем, что  в этом случае прокурор, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанным на результатах рассмотрения дела в  порядке надзора, вправе поставить  перед судом вопрос о полном или  частичном оставлении представления  без удовлетворения.

После выступления  прокурора слово для дачи объяснений предоставляется осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему и его представителю для поддержания поданных ими жалоб. При этом, как уже отмечалось выше, прокурор, потерпевший и его представитель вправе подать соответственно представление или жалобу лишь в сторону улучшения положения осужденного. Они вправе также возражать против жалобы осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей.

Рассмотрев  дело, президиум суда, Военная коллегия или Судебная коллегия по уголовным  делам Верховного Суда РФ с соблюдением  тайны совещания судей принимают  решение - соответственно постановление  президиума суда или определение  коллегии Верховного Суда РФ.

Суд надзорной  инстанции принимает решение  по большинству голосов судей. При  равенстве голосов судей в  президиуме суда надзорные жалоба или  представление оставляются без  удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения. Исключение из этого правила предусмотрено  лишь в отношении уголовного дела, по которому в качестве меры наказания  назначена смертная казнь (ч. 10 ст. 407 УПК РФ). Суть этого правила состоит  в том, что при рассмотрении Президиумом  Верховного Суда РФ надзорных жалобы или представления, в которой  ставится вопрос об отмене смертной казни  или об ее замене, жалоба (представление) считается удовлетворенным, если за сохранение смертной казни проголосовало  менее 2/3 членов Президиума, присутствующих на заседании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится  к числу процессуальных институтов, предусматривающих обязательность судебной проверки обжалованного судебного  решения, которая должна завершиться  либо вынесением жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции с целью  отмены или изменения судебного  решения либо вынесением постановлением судьи об отказе в удовлетворении жалобы соответствующего участника  процесса или представления прокурора.

Важно отметить, что надзорное производство состоит  из следующих этапов:

  1. принесение надзорных жалоб и представлений;
  2. изучение судьей надзорных жалоб и представлений при необходимости с истребованием уголовного дела;
  3. вынесение судьей постановления о передаче жалобы (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы (представления);
  4. рассмотрение дела в суде надзорной инстанции.

Уголовно  — процессуальное законодательство РФ исходит из принципа соблюдения последовательности рассмотрения дела в надзорных инстанциях, то есть вышестоящая надзорная инстанция  не может принять к своему производству дело, если оно не было разрешено  в нижестоящей судебной инстанции, которой подведомственно рассмотрение надзорной жалобы (представления).

В надзорном  порядке не допускается пересмотр  в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения, постановления суда в связи с  необходимостью применения закона о  более тяжком преступлении ввиду  мягкости наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также пересмотр оправдательного  приговора либо определения или  постановления суда о прекращении  уголовного дела.

Надзорное производство состоит из двух этапов: изучение надзорных жалоб (представлений) судьей и принятие по ним решений  об отказе в удовлетворении жалобы либо о передаче ее на рассмотрение суда надзорной инстанции; рассмотрение жалобы, поступившей от судьи, в судебном заседании.

По результатам  рассмотрения надзорной жалобы (представления) суд надзорной инстанции вправе принять одно из следующих решений:

  1. оставить обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить обжалуемое судебное решение и последующие решения по нему, принятые судами второй инстанции и нижестоящих судебных инстанций с прекращением производства по делу;
  3. отменить приговор суда первой инстанции и все последующие решения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
  4. отменить решение суда второй инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в эту инстанцию;
  5. внести изменения в приговор, определение, постановление суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России)

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 18 декабря 2001 года [Текст с изменениями  и дополнениями на 1 ноября 2009 г.]. – М.: ИНФА-М, 2009. – 213 с.

3. Комментарий  к Уголовно-процессуальному кодексу  Российской Федерации / отв. ред. проф. И.Л. Петрухин. М.: Проспект, 2004. – 223 с.

4. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 704 с.

5. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (под ред. К.Ф. Гуценко). – Изд-во «Зерцало», 2005. – 305 с.

6. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. Радченко В.И. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – 784 с.

7. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. Рыжакова А.П. 3-е изд., испр. и доп. – М.: НОРМА, 2007. – 704 с.

8. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебное пособие в схемах. – М.: 2008. – 395 с.


Информация о работе Производство в суде надзорной инстанции