Производство в надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:29, дипломная работа

Описание

Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.

Работа состоит из  1 файл

Диплом основной.docx

— 89.73 Кб (Скачать документ)

Введение

      Задача  суда надзорной  инстанции не исчерпывается  проверкой законности и обоснованности вступивших  в законную силу судебных решений и исправлением судебных ошибок. Большое значение имеет связанная  с рассмотрением конкретных дел  деятельность судов  надзорной инстанции  по направлению судебной практики, внесению в необходимых  случаях  корректив в судебную практику, обеспечение  строгого и неуклонного соблюдения судами норм материального и процессуального  права, единообразного и правильного  применения закона.

      От  того, как вышестоящие суды направляют судебную практику, во многом зависит  качество судебной работы  нижестоящих  судов – основного звена судебной системы.

      Принципиальные  новшества затронули порядок  пересмотра судебных актов в порядке  надзора в гражданском (арбитражном) процессе. Высшим Арбитражным Судом  Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных заинтересованных лиц могут быть пересмотрены в порядке надзора  вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Оспаривание  в порядке надзора судебного  акта возможно, если заинтересованные лица полагают, что этим актом существенно  нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного  применения арбитражным судом, принявшим  оспариваемый судебный акт, норм материального  или процессуального права. Для  подачи заявления установлен трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого  по данному делу, если исчерпаны  другие имеющиеся возможности для  проверки в судебном порядке законности указанного акта. Надзорное производство возбуждается на основании заявления  лица, участвующего в деле, ходатайствующего о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора. Вопрос о принятии заявления к производству рассматривается  судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством ограничены права прокуратуры в части вынесения обязательных к рассмотрению протестов.

      Завершающим этапом длительной судебной процедуры, когда решение арбитражного суда первой инстанции, а также постановления  апелляционной и (или) кассационной инстанций не принесли сторонам или  стороне арбитражного процесса желаемого  результата, является рассмотрение дел  в порядке надзора.

      Рассмотрение  дел в порядке надзора возможно только после рассмотрения дела в  апелляционной или кассационной инстанциях, вынесено постановление  апелляционной инстанции, после  которого решение суда вступает в  силу немедленно (п. 3 ст. 159 АПК РФ). Тогда  можно, минуя кассационную инстанцию, подавать заявление о принесении протеста. При этом нет необходимости  в уплате госпошлины, отсутствует  ограничение срока подачи заявления, есть возможность при отказе в  принесении протеста обратиться к высшему  должностному лицу.

      Итак, цель работы – изучение особенностей  производства в надзорной инстанции  в гражданском (арбитражном) процессе.

      Объектом  исследования  являются надзорное  производство в гражданском и  арбитражном процессах.

      Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел  в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.

      Исходя  из поставленной цели,  можно выделить следующие задачи:  историческая эволюция процесса пересмотра судебных решений в порядке надзора; сущность, значение пересмотра дел в порядке  надзора; поводы к пересмотру в порядке  надзора; пересмотр вступивших в  законную силу определений в порядке  надзора  в гражданском процессе; производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом.

      Актуальность  данной темы это необходимость пересмотра решений, определений, постановлений  судов в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в кассационном или  апелляционном порядке; суды этих инстанций  сами иногда допускают нарушения  закона. Таким образом, эта стадия служит дополнительной гарантией обеспечения  законности в судопроизводстве.

      В отличие от суда второй инстанции, суд  надзорной инстанции проверяет  только законность судебных постановлений (правильность применения и толкования норм материального и процессуального  права судами первой и второй инстанций) по имеющимся в деле материалам. Он не вправе исследовать новые доказательства, оценивать доказательства на предмет  достоверности, устанавливать новые  факты и выносить на их основе новое  решение. Таким образом, суд надзорной  инстанции при рассмотрении дела решает только вопросы права на основе имеющихся в деле материалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие пересмотра в порядке надзора  вступивших в законную силу судебных постановлений (актов)

1.1. Историческая  эволюция процесса пересмотра  судебных решений в порядке  надзора 

      В каждом законодательстве, как бы совершенно оно ни было, встречаются в большем или меньшем количестве пробелы, неясности и противоречия. Вследствие этого неизбежны разногласия в способах понимания и применения его постановлений не только между гражданами, но и между судьями. Один суд толкует закон так, другой - иначе, третий - еще иначе; в каждом судебном округе может выработаться своя собственная практика, и совершенно одинаковые дела будут разрешаться в различных округах различно. Отсутствие же единообразия в судебной практике разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов.

      Высказанная в дореволюционной России мысль  о необходимости существования  нескольких судебных инстанций по-прежнему актуальна.

      В послереволюционной России уже в 1926 г. в Положении об арбитражной  комиссии ВСНХ СССР было закреплено право  на обжалование сторонами решения  арбитражной комиссии в Президиум  ВСНХ СССР, в том числе и в  порядке надзора.

      Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные Советом Министров СССР 5 июня 1980 г. и действовавшие вплоть до принятия 5 марта 1992 г. АПК РФ, также предполагали возможность обжалования решения  нижестоящего Госарбитража в порядке  надзора, как в пределах данного  Госарбитража, так и в вышестоящий  государственный арбитраж.

      С принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде"1 и АПК РФ система государственного арбитража была преобразована в арбитражные суды, в которых впервые, хотя и в пределах одного арбитражного суда, предусматривалась возможность обжалования решения суда в коллегию по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Одновременно ВАС РФ осуществлял проверку в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

      Так постепенно в государственном арбитраже, а затем и в арбитражном  суде шло формирование инстанционной  системы судоустройства, и этот процесс, как будет показано далее, пока не завершен.

      Пересмотр судебных дел в порядке надзора  в гражданском процессе в существующем в настоящее время виде возник не  сразу.

      Институт  судебного надзора прошел длительный путь развития. С октября 1918 г. в качестве судебно- надзорной инстанции начала действовать коллегия Наркомюста, которая отменяла неправильные приговоры и решения, передавая дела на новое рассмотрение, а иногда и прекращала их.

      Положением  о народном суде от 21 октября 1920 г. предусматривалось, что право высшего судебного  контроля над приговорами и решениями  народных судов и советов народных судей принадлежит Народному  комиссариату юстиции и определяется особым положением. Положение о высшем судебном контроле, разработанное с  учетом накопленного опыта пересмотра дел в порядке надзора, было утверждено декретом ВЦИК и СНК от 10 марта 1921 г.

      Народный  комиссариат юстиции выделялся  правом осуществлять общий надзор за деятельностью судебных органов  и давать руководящие разъяснения  и указания по применению действующего законодательства; признавать не имеющими законной силы приговоры или решения, хотя и вступившие в законную силу, но требующее пересмотра; разрешать  вопрос о возобновлении судебных дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Народный комиссариат юстиции в порядке высшего судебного контроля мог проверить дела по заявлению центральных и областных органов Советской власти или губернских  исполкомов и по своей инициативе.

      Положением  о высшем судебном контроле были определены основания для признания приговоров и решений не имеющими законной силы: явное нарушение или неприменение действующих законов;  разрешение судами неподведомственных дел; явное  противоречие приговора или решения  руководящим началам советского законодательства и общей политике Рабоче-крестьянского Правительства. Таким образом, широкая отмена судебных постановлений в порядке надзора  не допускалась. В случае признания  приговора или решения неправильными Народный комиссариат юстиции отменял их и возвращал дело на новое рассмотрение.

      31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил  Положение о судоустройстве РСФСР  и ввел его в действие с  1 января 1923 г.  Устанавливалась единая  система судебных органов: народный  суд в составе постоянного  народного судьи; народный суд  в составе постоянного народного  судьи и двух народных заседателей;  губернский суд; Верховный суд  РСФСР и его коллегия.

      На  Верховный Суд возлагались следующие  задачи: судебный контроль над всеми  судебными органами республики; рассмотрение в кассационном порядке надзора  всех дел, разрешенных любым судом  республики; рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой государственной важности.

      Рассмотрение  дел в порядке надзора было отнесено к компетенции Пленума  Верховного Суда РСФСР, в состав которого входили все члены Верховного Суда республики.

      Был расширен круг лиц, имевших право  приносить протест в порядке  надзора; прокурор республики, его помощник  при Верховном Суде, председатель Верховного Суда республики и его  заместитель, губернский прокурор и  председатель губернского суда.

      20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура  СССР. С ее организацией и созданием  в 1934 г. в Верховном Суде  СССР судебно-надзорной коллегии  еще более расширился круг  лиц, имеющих право принесения  протеста. Это право получили  Прокурор СССР и Председатель  Верховного Суда СССР. Кроме республиканских  судебно-надзорных органов, рассматривать  протесты в порядке надзора  по делам теперь могли судебные  коллегии по уголовным и гражданским  делам Верховного Суда СССР, Судебно-надзорная  коллегия Верховного Суда СССР  и Пленум Верховного Суда СССР.

      Такой порядок пересмотра дел существовал  до принятия Верховным Советом СССР 16 августа 1938 г.  Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Согласно ст. 16 Закона судебные приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу, могли быть опротестованы  лишь Прокурором СССР, прокурором союзной  республики, Председателем Верховного Суда СССР и председателем Верховного Суда союзной республики. Право рассмотрения надзорных протестов принадлежало только судебным коллегиям по уголовным  и гражданским делам Верховных  Судов союзных республик, Судебным коллегиям по уголовным и гражданским  делам Верховного Суда СССР и Пленуму  Верховного Суда СССР.

      Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов  в составе Верховных Судов  союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов  автономных областей» был существенно  изменен порядок пересмотра приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу. Право пересматривать дела в порядке надзора было предоставлено созданным в соответствии с Указом Президиумам Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов. Положение о Верховном Суде СССР, утвержденное Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 г., внесло важные изменения в компетенцию Верховного Суда СССР как органа надзора за деятельностью судебных органов. Он был освобожден от пересмотра большого количества дел.

Информация о работе Производство в надзорной инстанции