Производство в надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:29, дипломная работа

Описание

Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.

Работа состоит из  1 файл

Диплом основной.docx

— 89.73 Кб (Скачать документ)

      Указанный в ч. 3 ст. 292 АПК РФ срок является процессуальным сроком, и он может быть восстановлен по правилам, установленным ст. 117 АПК РФ, по ходатайству лица, обращающегося с заявлением или представлением (ст. 295 и 296 АПК РФ). 

1.3. Поводы к пересмотру  в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессах

      1. В ст. 377 ГПК РФ определяется порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора в суды надзорных инстанций, которые действуют в системе судов общей юрисдикции в соответствии с ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"10.

      Согласно  ч. 1 ст. 377 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции, который в соответствии с его компетенцией уполномочен на их рассмотрение.

      В этом состоит отличие порядка  подачи надзорных жалоб от порядка  подачи апелляционных и кассационных жалоб, которые подаются в соответствующую  судебную инстанцию только через  суд, принявший решение (ст. ст. 320, 337 ГПК РФ).

      Подача  надзорной жалобы или представления  прокурора с нарушением указанного порядка влечет их возвращение без  рассмотрения по существу.

      Для военных судов в силу ст. ст. 16 и 10 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"11 надзорными инстанциями являются президиумы окружных (флотских) военных судов, Военная коллегия Верховного Суда РФ. Для военных судов надзорной инстанцией является также Президиум Верховного Суда РФ.

      Каждая  из надзорных инстанций имеет  строго определенную компетенцию, в  зависимости от которой определяется и порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора.

      В президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа подаются надзорные жалобы на:

1) судебные  приказы, решения и определения мировых судей;

2) судебные  приказы, решения и определения  районных судов (судебный приказ  может быть выдан судьей районного  суда, если соответствующий мировой  судья не избран), т.е. на судебные  постановления районных судов,  действующих в качестве судов  первой инстанции;

3) апелляционные  решения и определения районных  судов, т.е. на судебные постановления  этих судов, действующих в качестве судов второй инстанции;

4) кассационные  определения верховных судов  республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального  значения, суда автономной области,  судов автономных округов;

5) решения  и определения верховных судов  республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального  значения, суда автономной области,  судов автономных округов, принятые ими в качестве судов первой инстанции, при условии, что эти судебные постановления не рассматривались в кассационном или надзорном порядке Верховным Судом РФ.

      В Судебную коллегию по гражданским делам  Верховного Суда РФ подаются надзорные жалобы на:

1) решения  и определения районных судов,  принятые ими в качестве судов  первой инстанции, а также кассационные  определения верховных судов  республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального  значения, суда автономной области,  судов автономных округов, если  надзорные жалобы на указанные  судебные постановления были  оставлены без удовлетворения  в президиуме соответствующего  верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города  федерального значения, суда автономной  области, суда автономного округа (отказано в истребовании дела по надзорной жалобе либо отказано после истребования дела в его передаче для рассмотрения по существу в президиум данного суда - п. 2 ч. 2 и ч. 6 ст. 381, ч. 2 ст. 382, ч. 2 ст. 383 ГПК РФ);

2) определения  президиумов верховных судов  республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального  значения, суда автономной области,  судов автономных округов, принятые  ими по результатам рассмотрения  дела в порядке надзора (ст. 388 ГПК РФ);

3) решения  и определения верховных судов  республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального  значения, суда автономной области,  судов автономных округов, принятые  ими в качестве судов первой  инстанции, при условии, что  эти судебные постановления не  рассматривались в кассационном  порядке Верховным Судом РФ12.

      В президиум окружного (флотского) военного суда подаются надзорные жалобы на:

1) решения  и определения гарнизонных военных  судов;

2) кассационные  определения окружных (флотских) военных судов.

      Президиум окружного (флотского) военного суда в  отличие от президиума областного и  другого соответствующего ему суда не наделен правом рассмотрения надзорных  жалоб на вступившие в законную силу решения и определения окружного (флотского) военного суда, вынесенные по первой инстанции и не обжалованные в Военную коллегию Верховного Суда РФ. Это вызвано тем, что полномочия президиума окружного (флотского) военного суда исчерпывающим образом определены в ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", которому ГПК РФ не может противоречить.

В Президиум  Верховного Суда РФ подаются надзорные  жалобы на:

1) решения  и определения Верховного Суда  РФ, принятые им по первой инстанции  (по первой инстанции гражданские  дела в Верховном Суде РФ  рассматривают Судебная коллегия  по гражданским делам и Военная коллегия);

2) определения  Кассационной коллегии Верховного  Суда РФ (она рассматривает в  кассационном порядке дела, рассмотренные  Верховным Судом РФ по первой  инстанции);

3) определения  Судебной коллегии по гражданским  делам и Военной коллегии Верховного  Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;

4) определения  Судебной коллегии по гражданским  делам и Военной коллегии Верховного  Суда РФ, вынесенные ими в надзорном  порядке (при указанном ниже  условии).

      ГПК РФ ввел в надзорное производство существенную новеллу, ограничив полномочия Президиума Верховного Суда РФ по рассмотрению дел и жалоб в надзорном порядке.

          В ст. 378 ГПК РФ изложены требования, которым должны отвечать надзорная жалоба или представление прокурора. Эти требования обязательны для лица, подающего надзорную жалобу или представление. Несоблюдение указанных требований влечет возвращение надзорной жалобы или представления без рассмотрения по существу13.

      Необходимость установления таких требований вызвана  тем, что по новому ГПК РФ именно надзорная жалоба является предметом рассмотрения судом надзорной инстанции.

      В ч. 1 ст. 378 ГПК РФ изложены общие требования к содержанию любой надзорной жалобы или представления.

      Во-первых, в них должен быть указан суд надзорной  инстанции, в который они адресуются, определяемый по правилам ст. 377 ГПК РФ (например, в президиум Московского городского суда, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ и т.д.).

      Надзорные жалобы не могут адресоваться, как  это довольно часто случается, должностным  лицам несудебных органов (Президенту РФ, депутатам и др.). Рассмотрение таких жалоб судами надзорных  инстанций может означать нарушение  прав других лиц, участвующих в деле, не обжалующих судебные постановления.

      Если  надзорная жалоба ошибочно адресована не суду надзорной инстанции, а должностному лицу этого суда, то возвращать ее без рассмотрения только по этому основанию не следует. Возвращение жалобы в такой ситуации было бы чрезмерно формальным и неоправданным требованием, поскольку фактически надзорная жалоба подается в надлежащую судебную надзорную инстанцию.

      В надзорной жалобе или представлении  должны быть указаны сведения о подавшем их лице: его наименование, место  жительства или место нахождения и процессуальное положение в  деле (истец, ответчик и т.д.). В надзорной  жалобе или представлении должны быть указаны другие лица, участвующие  в деле, их место жительства или  место нахождения.

      В них должны быть указаны суды, рассматривающие  дело (в первой, второй или надзорной  инстанциях), а также то решение, определение суда, которое обжалуется.

      Наиболее  важные требования к содержанию надзорной  жалобы или представления сформулированы в п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 378 ГПК РФ.

      2. Заявление или представление лиц, обладающих правом обращения о возбуждении надзорного производства, должно отвечать определенным требованиям.

      Во-первых, оно должно быть подписано тем  лицом, которое ходатайствует о  пересмотре судебного акта, или его  представителем. Представитель может  выступать от имени представляемого на основании надлежаще оформленных документов, в которых должно быть специально оговорено полномочие на обращение с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 3 и 4 ст. 61, ч. 2 ст. 62 АПК РФ).

      Во-вторых, устное обращение не допускается, оно  должно быть подано только в письменном виде.

      И, в-третьих, заявление или представление  должно быть адресовано и направляется непосредственно в ВАС РФ, в  отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые подаются через суд  первой инстанции, принявший решение. Направление заявлений другим адресатам является неправильным, так как правом рассмотрения таких обращений по закону обладает только Высший Арбитражный Суд РФ14.

      Статья 295 АПК РФ определяет порядок принятия к производству заявления или представления, поступившего в ВАС РФ. Данный вопрос решает судья ВАС единолично.

      В отличие от АПК РФ 1995 г., в котором не указывалось, в течение какого срока должно было рассматриваться заявление о принесении протеста, теперь этот срок установлен. Заявление или представление должно быть рассмотрено в течение пяти дней, исчисляемых в соответствии с правилами, установленными в ст. 113 и 114 АПК РФ. В этот срок не включаются нерабочие дни. Его течение начинается на следующий день после поступления обращения в ВАС и заканчивается в последний рабочий день пятидневного срока.

      На  данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных гл. 36 АПК РФ, и решает вопрос о принятии обращения к производству ВАС РФ.

      Процессуально принятие заявления или представления  к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта, по своему содержанию отвечающего требованиям ч. 1 ст. 185 АПК РФ.

      В отличие от общего правила, содержащегося  в ст. 186 АПК РФ, копия определения о принятии заявления или представления к производству направляется только лицу, подавшему его.

      Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. По АПК РФ 1995 г. таким правом обладали только должностные лица, которые были наделены правом принесения протеста. В случае истребования дела копия определения в пятидневный срок, как это установлено в ч. 2 ст. 186 АПК РФ, направляется в арбитражный суд первой инстанции, который обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в ВАС РФ.

      Судья, рассматривающий обращение о  пересмотре судебного акта в порядке  надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст. 292 и 294 АПК РФ. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.

      В отличие от заявления об обеспечении  иска (ч. 2 ст. 93 АПК РФ), искового заявления (ст. 128 АПК РФ) или заявления об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 231, 237 АПК РФ), а также апелляционной (ст. 263 АПК РФ) и кассационной (ст. 280 АПК РФ) жалоб оставление без движения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК РФ не предусмотрено.

      Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется  определением. Копия определения  вместе со всеми документами, поступившими в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, включая заявление или  представление, направляется заявителю.

      Обжалование определения о возвращении заявления  Кодексом не предусмотрено. Однако повторное  обращение допускается с соблюдением  всех установленных правил, после  того, как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении  о возврате.

      Исходя  из принципов состязательности и  равноправия сторон праву одного лица, участвующего в деле, на обращение  о пересмотре в порядке надзора  соответствует право других лиц  на представление отзыва с возражениями против пересмотра. При этом к отзыву прилагаются документы, подтверждающие возражения. Отзыв и приложенные  к нему документы направляются в  ВАС РФ и другим лицам, участвующим  в деле. Одновременно с этим лицо, направившее отзыв, должно документально  подтвердить направление копий  отзыва другим лицам, участвующим в  деле.

Информация о работе Производство в надзорной инстанции